Сценарий психологического занятия для младших школьников "Эмоции и чувства. Красивое и уродливое"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?»
В.В.Маяковский

Для детей младшего школьного возраста актуальны вопросы о школьных буднях, успехах или неудачах в учебе, о дружбе или ссорах с одноклассниками. Все тревоги и волнения, связанные с этими вопросами, надо поднимать, обсуждать и научиться регулировать. Конечно, родители и семья помогают ребенку справляться со многими трудностями, но, целенаправленные тематические занятия для детей с педагогом-психологом, классным руководителем, направленные на обсуждение чувств и эмоций ребенка, безусловно, необходимы. В первую очередь потому, что воспитание детей возможно тогда, когда есть понимание их внутреннего мира и представлений, процессов, которые с ними происходят. Занятие организовано в форме «круглого стола». Дети и взрослые рассуждают на тему «Красивое и уродливое» как о внешнем облике человека, так и о его внутреннем мире. Предлагают высказать свои мысли по поводу различных поступков, почувствовать и выразить свои эмоции, «послушать» свое сердце в определении прекрасного и уродливого.

В стихотворении В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» назывались конкретные поступки и формулировались понятия «хорошо» и «плохо». Эта тема актуальна в любом возрасте, потому что ребенок растет, развивается, взрослеет, а вместе с этим усложняется его мир, изменяется система ценностей. И нашим подопечным просто необходима поддержка, ориентировка в определении, казалось бы, таких простых истин. Психологические занятия помогают ребенку раскрываться, воспринимать другую точку зрения, понимать самого себя и других людей.

Сценарий занятия

Цель занятия: обсуждение нравственных поступков, определение добра и зла.

Задачи:

  • формировать умение видеть красивое в природных явлениях и окружающем мире;
  • развивать способность ценить внутреннюю красоту человека;
  • определять нравственность или безнравственность поступков;
  • побуждать стремление к добрым делам и личной ответственности за свои поступки;
  • способствовать развитию эмпатии, бережного отношения к чувствам других.

Вводная часть занятия

Организационный момент. Участники рассаживаются полукругом. Разъясняем правила «круглого стола». Начало демонстрации презентации. Сообщение темы занятия.

Слайд 2

Уточнение понятия «красота», беседа о том, что мы для себя считаем красивым, внешняя красота и внутренняя красота человека

Слайды 3-9

Рассматривание фотографий. Обсуждение объектов, изображенных на фотографиях, какие чувства возникают, что хотелось бы еще раз увидеть, потрогать и т.п. Творческая работа по определению образов объектов. Подобрать название для фотографий, используя образные сравнения, ассоциации, эпитеты и т.п.

Основная часть занятия

Слайды 10-12

Цитаты известных людей. "Сильный не тот, кто может положить на лопатки одним взглядом, а то, кто одной улыбкой способен поднять с колен" (Ж.Бинош)

"Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты - это твои действия, и нет другого тебя" (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопросы для обсуждения

  1. Какая связь между чувствами, мыслями и поступками?
  2. Как доброе отношение поддерживает нас в жизни?
  3. Как мы можем помочь своим близким? Когда нужна наша помощь?
  4. Почему прикосновение к прекрасному делает нас лучше?
  5. Как увидеть внутреннюю красоту?

Слайды 13-15

«По следам сказок...»

Вспоминаем мультипликационных и литературных сказочных персонажей, их истории, образы и поступки.

Может быть, кто-то захочет поделиться своим опытом, про который можно сказать так: «внешность обманчива», «не все то золото, что блестит», «по одежке встречают, по уму провожают» и т.п.

Упражнения по снятию психологического напряжения

Слайды 16-18

Психологические этюды. Это творческие упражнения по созданию и демонстрации предлагаемых образов. Дети могут позировать, перемещаться по классу, двигаться, танцевать, издавать звуки, петь и т.п., передавая различные эмоциональные состояния. Можно предложить ребенку выбрать этюд, который он будет разыгрывать. Задача участника постараться показать этюд так, чтобы зритель догадался, о чем он.

- Почувствуй себя нежным цветком, который раскрывается.

- Понежься под ласковыми лучами солнышка.

- Представь, что в твоих ладонях маленький продрогший птенец, согрей его дыханием.

- Изобрази полет порхающей бабочки над цветочной поляной.

- Посмотри в зеркало и улыбнись себе, пожелай себе хорошего дня.

- Вообрази себя теплым дождиком и бережно поливай травы.

Заключение

Слайды 19-27

Чтение рассказа В.Сухомлинского «Красивое и уродливое». Обсуждение прочитанного рассказа. Определение добра и зла, осознание ответственности за свои поступки.

Просим детей высказаться о том, что особенно запомнилось и вызвало интерес на занятии, о чем хотелось бы еще поговорить.

В конце занятия рекомендуется просмотр видеоролика с картинами и звуками природы.

Рисунки к занятию

Использованные литературные источники

  1. Сухомлинский В.А. Красивое и уродливое.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь.