Особенности русского характера в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: М.Шолохов «Судьба человека», М.Шолохов


Вид урока: урок изучения художественного произведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • репродуктивный,
  • проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу)
  • метод самостоятельной работы с текстом
  • проблемно-поисковый метод: создание системы образов, выделение ключевых концептов

Цель урока: показать значение образа героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли;
  • оценивать поступки героев, делать выводы;
  • познакомить учащихся с творчеством М.Шолохова;
  • познакомить с понятиями «русский характер», «судьба человека»;
  • показать значение образа главного героя рассказа.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа текста:
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • развивать навыки работы с художественным текстом;
  • развивать навыки составления текстовой характеристики литературного героя;
  • развивать умения извлекать необходимую информацию из текста.

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к художественному наследию М.Шолохова;
  • воспитывать подлинную любовь к человеку и гуманное отношение к миру;
  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни;
  • развивать умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия.

Оборудование:

  • учебник «Литература. 9 класс» под ред. В.Я.Коровиной;
  • медиапрезентация к уроку;
  • иллюстрации к повести;
  • портрет Шолохова; выставка книг М.Шолохова, справочный материал по теории литературы.

Организационно-деятельностный блок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный

-. Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплым, добрым чувством

Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Презентация.

Выступление ученика. Шолохов Михаил Александрович (24.05.1905-2.02.1984), русский писатель, академик АН СССР, дважды герой Социалистического труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахалёнок», «Судьба человека», романов «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека» (1957) - одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. По жанру «Судьба человека» предстает как рассказ в рассказе. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные: Самоопределение

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка проблемы: Выделите в теме ключевые слова, определите цель нашего урока. Что нужно выполнить нам, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

Учащиеся (в паре) дают определение словосочетаниям «судьба человека» и «русский характер».
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей.
Судьба человека:
- Судьба - cтечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.
- Судьба - будущее, то, что случится, произойдет.
Это сверхъестественная сила, предопределяющая все события в жизни человека.
Русский характер:
-Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер.
«Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е.Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В.Г.Белинский).

Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.

Познавательные:
умение структурировать знания,
постановка и формулировка темы
урока, умение осознанно и произвольно
строить речевые высказывания

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Вопросы для обсуждения:
Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?

Работают с текстом рассказа. Эпизоды: довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьёй, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой.
Ответ: ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.

Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества,
- умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи,
- обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Познавательные: осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике

Регулятивные:
- выделение и осознание усвоенного;
- волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные:
формирование нравственно-эстетических ценностей

Вопросы для обсуждения:
Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

Монологическое высказывание. Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых фашистов.
Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание - известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим.

5. Формирование умений и навыков.

Вопросы для обсуждения:
Какое значение имеет эпизод « В церкви»?
Как проявляют себя люди?
Как повел себя герой?

Анализ эпизода. Самостоятельная работа. Вывод: в эпизоде «В церкви» М.Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений.
Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
Учащиеся самостоятельно делают вывод.
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это позиция и самого Соколова. Нелегко дается герою убийство, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. И герой поступает так, как велит ему совесть.

Познавательные:
- решение проблемы,
- построение логической цепочки рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные:
- обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;
- управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-развитие монологической речи

Регулятивные:
Выделение и осознание усвоенного

Личностные:
- Формирование нравственно-эстетических ценностей;
- самоопределение

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно раскрывается русский характер героя?

Анализ эпизода «Андрей Соколов и Мюллер». В этой сцене Андреем Соколовым была одержана нравственная победа над врагом. Герой демонстрирует настоящий русский характер: перед лицом смерти мужество и верность Отечеству Соколова заставляют восхищаться русским солдатом даже фашистов. Своим гордым поведением он заставил врагов капитулировать перед величием духа русского солдата. Сильное впечатление производит сцена возвращения Соколова в лагерный барак, когда он делит хлеб на всех.

Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой?

Выделяют главное: Шолохов выделяет такие черты русского характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль, гордость, чувство собственного достоинства.

В чем же особенность русского характера?

Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу русского характера, его величие духа. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Дискуссионный вопрос: вы согласны с идеей М.Шолохова, что сердце Андрея Соколова не зачерствело на войне, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку?

Ответы учащихся: да, он не равнодушен к чужому горю. Он способен жалеть и любить. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни. В этом проявляется сильный характер человека. Андрей Соколов не сломался под тяжестью испытаний судьбы. Сила духа, вера, надежда и любовь - вот духовные опоры настоящего русского характера.

Слово учителя: Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду человеческого существования.

6. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру:

- «Что значит быть настоящим человеком?»

- «Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке)

(на выбор)

Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания сочинения-миниатюры

Регулятивные:
- осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция

7. Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся.

- Какую цель ставили?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что вызвало особые затруднения?

- Где можно применить новые знания?

- Называют ключевые слова темы

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Личностные:
- самооценка на основе успешности;
- адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности