Рабочая программа «Знакомство детей мигрантов со словами на русском языке»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети мигрантов


Актуальность

Рабочая программа разработана для воспитателя для работы с детьми на протяжении всего года. Возникла необходимость разработки данной программы после того, как в группу детского сада поступили дети мигрантов. С первого дня пребывания детей в группе воспитатели столкнулись с проблемой, а именно дети не понимали обращённую речь на русском языке. Данную проблему, в воспитании и в развитии детей, необходимо разрешать, и находить пути её решения.

Непонимание слов на русском языке может отрицательное сказаться на возрастных и индивидуально-типологических особенностях, в последствие несущих отставание детей в развитии от нормы, в развитии интеллектуальных и психологических особенностей.

В группе выявлена проблема, а именно два ребёнка, которые не владеют русским языком и не понимают обращения взрослых и детей, и с их приходом в детский сад педагоги столкнулись с определёнными трудностями, как в общении с детьми и взрослыми, так и на занятиях при обучении.

Трудности выполнения образовательной программы детьми в соответствии с требованиями к программе для детей 3-4 года обсуждались с родителями этих детей, и имеют место и запрос со стороны родителей на помощь воспитателей для полноценного и разностороннего развития их детей. С приходом детей - иммигрантов в группе среди стали возникать конфликтные ситуации. Так как дети не могут просить «ДАЙ» и отбирают понравившуюся им игрушку силой у др детей или начинают кричать и визжать, пока не получать требуемое. При выполнении режимных моментов (одеваемся на прогулку или раздеваемся, садимся кушать, идём мыть руки) эти дети не понимают инструкцию взрослого и приходится им уделять особое внимание, указывать на вещь или действие которое нужно осуществить. Родители других детей стали возмущаться, почему дети в группе дерутся. Вследствие чего возникла необходимость работы с родителями по вопросу воспитания понимания слов детьми на русском языке.

При этом нельзя советовать родителям, говорить дома с детьми по-русски - это болезненный совет. Задача родителей - говорить с ребёнком на правильном, родном языке, а русский язык, ребёнок освоит в детском саду, школе. Родной язык для семьи дорог, также как для нас русский. Если русский язык родителей несовершенен, ребёнок обязательно усвоит все неправильности речи. Запрос со стороны родителей и выявленные трудности со стороны воспитателей определяют цель, задачи, организацию и содержание дополнительных занятий и индивидуального подхода в работе воспитателя в детском учреждении.

Поддержка и сохранение первого, родного языка и умение создать условия для развития в новых социальных условиях являются очень сложной задачей для каждого педагога.

Следовательно, так как обучение и общение в детском саду проводится на русском языке, необходима дополнительная индивидуальная работа воспитателя, направленная на восполнение не усвоенного материала детьми во время занятий в течение дня, на развитие речевых навыков, пополнение словаря «русским» языком (словами), развитие познавательной активности.

Главная цель воспитателя детского сада в работе с детьми иммигрантами - это помочь детям с нерусским родным языком адаптироваться в жизнь группы и ДОУ в целом, помочь всеми способами найти контакт со сверстниками и влиться в коллектив, помочь овладеть базовой русской речью, понимать обращённую речь и инструкции.

В связи с тем, что программ работы с детьми, для которых русский язык, не является родным, воспитателями детского сада не найдена, появилась необходимость создания группы в лице воспитателей и специалистов. Данная группа разработала программу работы над развитием русской речи детей - мигрантов, начиная с младшей группы по работе с детьми, не владеющими русским языком. В старшей и подготовительной группах, особое внимание уделяем подготовке детей к обучению в школе.

Обучение русскому языку мы проводим в разных видах деятельности: на занятиях, во время игры, в повседневной жизни. Здесь важно в работе помнить, что основная задача - это повышение уровня понимания русской речи.

Ведущей формой является беседа (индивидуально), например, во время умывания, воспитатель называет все предметы гигиены, сопровождая речь показом этих предметов и выполнением определённых действий и т.д.

Цель и задачи реализации Программы

Цель: Познакомить детей с набором слов на русском языке для понимания ими речи взрослого и детей в группе в течение дня, в режимных моментах и на занятиях.

Задачи:

  • Преодолевать недостаточность понимания слов на русском языке
  • Воспитывать желание и мотивацию на занятия по изучению слов на русском языке
  • Развивать словарный запас, понимание слов на русском языке и навыки общения с использованием понимания слов на русском языке в группе с детьми и взрослыми, развивать коммуникативную деятельность через создание игровой деятельности и игровых ситуаций
  • Обогащать и систематизировать понимание слов на русском языке через знакомство с окружающим миром в игровой деятельности
  • Формировать обобщающие понятия и классификацию предметов на уровне понимания слов на русском языке
  • Работа с родителями на оказание помощи воспитателю по освоению детьми понимания слов на русском языке

Процесс обучения и воспитания разучиванию понимания набора слов на русском языке в виде занятий в игровой форме, в соответствии с программой группы для детей 3-4-лет на дополнительное разучивание «русских» слов из быта.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю во вторую половину дня.

Итого: 8 занятий в месяц

Перспективное планирование занятий

Месяц,
число

Тема занятий

Задачи

Вид деятельности

Сентябрь
Вт Четв
7, 14, 21, 28, 9, 16, 23, 30

Адаптация
Знакомство с детским садом Навыки самообслужива
ния

Прививать детям навыки культурного общения
- разучить слова приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания, привет и т.п.)
- показать и познакомить с бытовыми условиями
(игровая комната, туалетная комната, спальная комната)
Прививать детям простейшие навыки самообслуживания.
- запомни свою кабинку, вещи складывать только в неё
- разучить название одежды на русском языке
- научить действиям с одеждой
- разучить слова действия на русском языке

Работа с роодителями
Повторить дома слова приветствия и прощания
(здравствуйте, до свидание, привет и т.п.)

Д/И Поприветствуй куклу.
Д/и «Одень куклу»
Д/И «Одежда»

Октябрь
Вт Четв
5,12,19, 26,7,14,21,
28

Культурно-гигиенические навыки

Прививать кгн
- познакомить с комнатой для умывания
- показать гигиенические принадлежности (мыло, полотенце)
- разучить названия предметов на русском языке
- научить действиям с мылом и полотенцем
- разучить слова действия с предметами

Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»
Д.и. «Разложим мыло в мыльницы»
Д.и. «Разноцветные салфетки»
Д.и. «Широкое и узкое полотенце»
Д.и. «Развесим бельё сушиться»
Д.и. «Новая расчёска»

Ноябрь
Вт Четв
2,9,16,23,30,4,11,18,25

Осень

Учить обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, - выделять основные приметы осени,

развивать мышление, зрительное восприятие, грамотно оформлять в речи свои суждения и умозаключения.

Разучить слова на русском языке
(сущ.: осень, листья, дождь, погода, небо, тучи, ветер, дерево;
прилаг: жёлтые, серое, холодный (день, дождь), дождливая.
Глаг: идёт, льёт, моросит, осыпаются, падают, дует.

Д.и. «Что бывает осенью»
Д.и. «Послушай, запомни, назови»
Д.и. «Шаловливый ветер»
Д.и. «Подбери словечко»
Д.и. «Какая погода»

Декабрь
Вт Четв
7,14,21,28,2,9,16,23,30

Обувь

Разучивание слов на русском языке сапоги, валенки, туфли, сандали, тапки, босоножки, ботинки

Д/И «Обувь»

Янва
Вт Четв
4,11,18,25,6,13,20,
27

Мой город

- Формировать представления о нашем городе,
- учить анализировать и называть основные объекты,
- учить прилагательные, существительные и глаголы при описании города (город, улица, дои, этаж, квартира, высокий, низкий (дом), широкая, узкая (улица), строят, живут, ходят, ездят

Д.и. «Где ты живёшь»
Д.и. «Весёлое путешествие»
Д.и. «Придумай название»

Февраль
Вт Четв
1,8,15,22,3,10,17,24

Зима

- Активизировать словарь детей по теме сущ., прилаг., глаг. (зима, мороз, снег, иней, вьюга, лёд, метель, снежок, санки, лыжи, коньки, белый, морозный, сильный, скользский, падает, кататься, играть)
- Развивать мышление, наблюдательность.

Стихотворение С.Михалкова «Белые стихи»
Д.и «Елочные игрушки»
Д.и. «Всё засыпал снег»
Дых. г. «Снежная туча»
Д.и. «Положи снежок»
Ручной труд «Посыпь снежком скользкую дорожку»

Март
Вт Четв
1,15,22,29,3,10,17,24,31

Игрушки

- Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
- Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
- Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
- Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Разучивание названий игрушек, прилагательных для описания той или иной игрушки, глаголов-действий с игрушками. (машина, грузовая, ездит)
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Д.и. «Найди тень от игрушки»
Д.и. «Найди половинку»
Д.и. «Сколько матрёшек»
Д.и. «Куклы в лес пошли»
Рисование ватными палочками «Ягоды для куклы»
«Сложи башню из кубиков»
Аппликация «Неваляшка»

Апрель
Вт Четв
5,12,19,26,7,14,21,
28

Моя семья
(человек)

- Уточнить знания о родственных отношениях в семье,
- Составлять словосочетания сущ + прилагательное
- Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами в соответствии с темой (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя, семья, старые, большая, живут, ездят, ходят, спят, обедают, ужинают, гуляют)

Д.и. «Назови ласково»
Д.и. «Кто старше-младше»
Д.и. «Кто выше - ниже»
Составление описательного рассказа

Май
Вт Четв
3.10,17,24,31,5,12,19,26

Весна

- Познакомить детей с сезонными весенними изменениями в природе.
- Обогатить словарь детей по данной теме.
- Побуждать детей рассматривать картины и предметы.
- Учить детей видеть и находить взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.

Д.и. «Переодень куклу»
Д.и. «Что сначала, что потом»
Д.и. «Весенние цветы»
Рисование «Бегут ручьи»
Д.и. «Подбери мостик через лужу»
Д.и. «Покажи птичке путь к гнезду»

Планируемые результаты освоения Программы

Дети становятся любознательными, проявляют интерес к предметам и явлениями окружающего мира, при этом могут произнести отдельные слова на русском языке. Понимают обращённую к ним речь и инструкции, обобщающие понятия, например: одежда, обувь и т.п., выполняют элементарные действия, отзываются на просьбы воспитателя (иди помой руки, садись кушать и т.д.)

У детей сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во временах года; дети освоили часть представления об изменениях в природе, проявляют способность к общению с взрослыми и сверстниками, в речи употребляют слова на русском языке; обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором они живут, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения.

Методическое обеспечение Программы

  1. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Санкина Л.К. Познание предметного мира. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Бортникова Е. Знакомимся с окружающим миром. Рабочая тетрадь. Екатеринбург, 2017.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Ориентировка в пространстве. Киров, 2017.
  5. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. М, 2001.
  6. В.В. Коноваленко Обучение грамоте детей. М, 2019.
  7. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. М, 2002.
  8. Л.Н. Логопедия в детском саду. М, 2004.