Интеллектуальная игра "По следам великих географических открытий". Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 5–7-х классов по истории и географии

Разделы: География, История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7


Цели мероприятия:

  • формирование познавательной активности учащихся, умения мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать неправильное, сопоставлять, оценивать собственные силы;
  • формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования;
  • развитие и укрепление чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение.

Оформление: мультимедийное оборудование.

В игре участвуют команды 5, 6, 7 классов, ведущие - учащиеся 10 класса.

Ход игры

1 раунд. Приветствие команд

Уже на этом этапе команда может заработать 3 балла.

2 Раунд. «Сообщения о знаменитых путешественниках»

Каждая команда выступает с заранее подготовленным сообщением о знаменитом путешественнике или первооткрывателе. Максимальное количество баллов - 5.

3 Раунд. «Узнай силуэт»

Задание: определить очертания 10 географических объектов.

Время 2 минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл.

4 Раунд. «Своя игра»

На магнитной доске таблица с блоками вопросов.

К каждому блоку подобраны вопросы с разной стоимостью от 10 до 60 баллов.

Команда выбирает блок и баллы. Ведущий зачитывает вопросы.

I блок. «КОРАБЛИ, КОРАБЛИ…»

10 баллов - легкое трехмачтовое судно- КАРАВЕЛЛА

20 баллов - корабль викингов - ДРАККАР

30 баллов - китайское средневековое судно- ДЖОНКА

40 баллов - легкое быстроходное судно казаков- СТРУГА

50 баллов - испанский большегрузный корабль - ГАЛЕОН

60 баллов - разновидность российского парусника, на котором открыта Антарктида- ШХУНА

II блок. «ЖИЛИЩА НАРОДОВ МИРА»

10 баллов - традиционное жилище русского народа- ИЗБА

20 баллов - традиционное жилище украинского народа- ХАТА

30 баллов - традиционное жилище степняков- кочевников- ЮРТА

40 баллов - традиционное жилище якутов- оленеводов- ЯРАНГА

50 баллов - традиционное жилище эскимосов изо льда или снега- ИГЛУ

60 баллов - традиционное жилище чукчей- ЧУМ

III блок. «ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НАРОДОВ МИРА»

10 баллов - денежная единица Германии- МАРКА

20 баллов - денежная единица Казахстана- ТЕНГЕ

30 баллов - денежная единица Китая- ЮАНЬ

40 баллов - денежная единица Болгарии- ЛЕВ

50 баллов - денежная единица Индии - РУПИЙ

60 баллов - денежная единица Испании - ПЕСО

IV блок. « ТАЙНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ»

10 баллов - этому океану название дал сам Магеллан - ТИХИЙ

20 баллов - норманны назвали этот остров Зелёной землёй - ГРЕНЛАНДИЯ

30 баллов - самый большой полуостров России назван именем первооткрывателя - КАМЧАТКА

40 баллов - европейцы называли этот океан Морем Мрака - АТЛАНТИЧЕСКИЙ

50 баллов - первоначально эта крайняя точка Африка была названа Мысом бурь - МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

60 баллов - в переводе название этого острова означает «кучерявый» из-за кучерявых волос обитателей- ПАПУА НОВАЯ ГВИНЕЯ.

5 Раунд. «Черный ящик»

В черном ящике семь предметов. Задача команд - отгадать предмет по описанию. Время на обдумывание 1 минута. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1. Впервые чаши с этим напитком появились в XVII веке на столах голландцев. В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщенный подарками хан, в свою очередь, послал ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но,однако, товар пришелся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. В XIX веке его употребляли в большом количестве. Что в черном ящике? /Чай/.

2. Интересная история. В небольшом городе Ганы (Гана - это страна в Африке), стоят 5 огороженных оградой деревьев. Они были высажены в 1879 году одним крестьянином. Его именем теперь названы улицы, площади, больницы, школы. Почему? Да потому, что судьба страны резко поменялась, когда эти деревья стали плодоносить. Этот район стал главным поставщиком плодов на мировой рынок. Что в черном ящике? /Шоколад. Дерево какао/

3. До середины XIX века растение было садовым и комнатным декоративным. У дикого растения в Южной Америке ягоды- небольшие горошины и свисают кистями, как у красной смородины. Дикие растения образуют густо переплетенные заросли высотой до 1,5 метров и на своей родине являются сорняками. Растение имеет два распространенных названия. У нас в стране оно получило широкое распространение только в XX веке. Что в черном ящике? /Помидоры/.

4. В греческой мифологии это растение было посвящено Аполлону, украшавшему свою голову венком из веток этого растения. Венок этот с древности - символ славы национальных героев. Какое растение в черном ящике с названием "лауреат" /Лавр/.

5. Какое растение и зачем еще в Древнем Египте при строительстве пирамид тысячам рабам давали ежедневно /Чеснок/.

6. Интересна история этого растения, самого может быть ценного, как пряность на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, которым давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность, чтобы не осквернять своего владыку нечистым дыханием. О каком растении идет речь? /Гвоздика/.

7.Великий английский мореплаватель Джеймс Кук совершил 3 кругосветных похода. Особенно тяжелым было второе. Болезни, особенно цинга, косили матросов. Спасением стал овощ, который выращивали туземцы и ели в квашеном виде. (квашеная капуста)

6 Раунд. «Темная лошадка»

На экране представлены изображения знаменитых объектов и архитектурных сооружений. Задача команд: определить объект, записать его, назвать город и страну, в которой он расположен. Результаты записать в таблице. За полный верный ответ 3 балла.

Объект

Страна

Город

Эйфелева башня

Франция

Париж

Биг Бен

Англия

Лондон

Колизей

Италия

Рим

Тадж-Махал

Индия

Агра

Медный всадник

Россия

С.-Петербург

Статуя Свободы

США

Нью- Йорк

Памятник Иисусу Христу

Бразилия

Рио-де-Жанейро

7 Раунд. «Гонка за лидером».

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для 5 класса

1. Основатель науки ГЕОГРАФИЯ (ЭРАТОСФЕН)

2. Великие путешественники древности, изобретатели алфавита (ФИНИКИЙЦЫ)

3. Назовите родной город Марко Поло (ВЕНЕЦИЯ)

4. Отец истории (ГЕРОДОТ)

5. Знаки, с помощью которых викинги сохраняли информацию на камне (РУНЫ)

6. Русский путешественник, исследователь реки АМУР, его именем назван крупнейший город на Российском Дальнем Востоке (Ерофей ХАБАРОВ, город ХАБАРОВСК)

Вопросы для 6 класса

1. Английский мореплаватель XVII века, трижды совершивший кругосветное плавание (Джеймс КУК)

2. Прибор для определения сторон света, устанавливается на корабле (АСТРОЛЯБИЯ)

3. Русские мореплаватели, первыми достигли и открыли Антарктиду (ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН И МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ)

4. Пролив между Евразией и Америкой, названный в честь Командора (БЕРИНГОВ)

5. Коренные жители Австралии (АБОРИГЕНЫ)

6. Что такое Бриз (ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ 2 РАЗА В СУТКИ)

Вопросы для 7 класса

1 .Его изобретение сыграло огромную роль в распространении научных знаний (ТИПОГРАФСКИЙ СТАНОК, изобретатель ИОГАНН ГУТТЕНБЕРГ)

2. Он никогда не участвовал в морских экспедициях, но в историю вошел как Мореплаватель (ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ПОРТУГАЛЬСКИЙ ПРИНЦ)

3. Эти жители северных берегов нашей страны, не страшась суровых испытаний, совершали далекие путешествия по морям Северного Ледовитого океана, открывали острова и берега. Как называют этих людей? (ПОМОРЫ)

4. Руал Амундсен в своем походе к южному полюсу в качестве ездовых животных выбрал собак, а каких животных выбрал его соперник Роберт Скотт (ПОНИ)

5. Эта страна занимает первое место в мире по добыче изумрудов, а её название - «памятник» известному первооткрывателю. (КОЛУМБИЯ)

6. Какое судно называют дедушкой русского флота (БОТИК ПЕТРА I)

Подведение итогов, награждение победителя