Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: воздух


Цель: углублять и систематизировать представления детей о воздухе.

Образовательные задачи:

  • Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
  • Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
  • Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
  • Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность, наблюдательность;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.

Предварительная работа: наблюдение за ветром; отгадывание загадок про воздух, беседа о пользе воздуха для человека, проведение опытов, доказывающих, воздух легче воды.

Оборудование:

  • шапочки и фартуки по количеству детей;
  • нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо.
  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
  • стаканчики с мыльной водой, трубочки (по количеству детей)
  • стаканчики с водой, пипетки (по количеству детей);
  • апельсин
  • тазики с водой;
  • веера, кораблики, свистульки-язычки (по количеству детей);
  • крышки от фломастеров, бутылочки (по количеству детей)
  • воздушные шарики

Ход непосредственно образовательной деятельности

I Организационный момент

В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем всем доброе утро и улыбнемся.

Стук в дверь, входит курьер и вносит посылку.

Курьер: Доброе утро! (ответы детей) Это детский сад группа №4? (да) Тогда эта коробка и письмо вам, распишитесь в доставке.

В: Спасибо вам.

Ребята, интересно, что в ней? (вскрывает письмо)

Письмо: Это письмо от Воздушного шарика.

Ребята, угадайте, что находится в коробке.

Узнайте, какое это, то, что в коробке.

Ребят, что это может быть?

(Варианты ответов)

В: В коробке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?

Д: Мы тоже.

В: Я ничего не понимаю…

Загляните ещё раз, что вы видите внутри коробки?

Мы видим только дно и стенки.

Может кто-то догадался, что это может быть?

(Предположения детей)

Здесь что-то еще написано. Воспитатель читает загадку

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него МЫ жить не можем.

Ответ: - Это Воздух!

Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в коробке находится Воздух.

В: Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух?

(Можно его исследовать.)

В: И сегодня мы с вами будем исследовать воздух как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в лаборатории. Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают фартуки и шапочки. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

В: говорит волшебные слова «Раз, два, три вокруг себя покружились и в лаборатории очутились»

II Основная часть

В: Вот мы оказались в лаборатории, а кто скажет, что такое лаборатория?

(Мест, где находятся разные приборы для экспериментов, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.)

В: Правильно. А вы что будете исследовать?

(Воздух, какой он, его свойства.)

В: Прежде чем приступить к исследованию я хочу вам напомнить, что в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

Итак, приступим к исследованию.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, что здесь изображено? (глаз)

- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать сейчас ответ?

Мы можем увидеть воздух вокруг. Как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Приложите к пакету ладонь - видим ее через пакет? Почему?

Дети: воздух прозрачный

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

В: Вывод: воздух невидимый и прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт 2. «Есть ли воздух в предметах»

Внимание коллеги. Продолжаем наши эксперименты. Возьмите пипетку и опустите ее в воду - она осталась пустой. А теперь нажмите на пипетку - что вы увидели?

Дети: из пипетки выходят пузырики. Что появляется в воде? Видны пузырьки - это пузырьки воздуха.

Воспитатель: это и есть воздух, который выходит из пипетки. А теперь отпустите пипетку - внутрь поступила вода - воздух вышел и освободил место.

Вывод - воздух есть в предметах.

Вот теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с мыльной водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с мыльной водой. Что происходит?

Дети: Надуваются мыльные пузырики.

Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала носом вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем ртом через трубочку и получаются пузырьки. Воздух к нам попадает через нос (выставляется пиктограмма)

Опыт 4. Шарики плывут по воде

Как вы думаете воздух легче или тяжелее воды? Сейчас мы это узнаем. Возьмите по шарику и подойдите к воде. Сначала воспитатель опускает пустой шарик в воду - он тонет. Затем дети опускают шарики в воду. Почему теперь шарики не тонут? В них воздух.

Вывод: Воздух легче воды

Воспитатель: посмотрите на следующую модель «Рот». Как вы думаете, имеет ли воздух вкус?

Опыт 5. Есть ли у воздуха вкус

Попробуйте вдохнуть ртом воздух. Есть у него вкус?

Дети: нет

Вывод: воздух безвкусный (выставляется пиктограмма)

Воспитатель: Посмотрите, на следующую модель, нарисовано - ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ?

Дети: - Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Воспитатель: - Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами (выставляется пиктограмма)

Воспитатель: - Как вы думаете, что рука может обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 7. «Движение воздуха-веера»

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Представьте, что нам жарко - подуйте на ладони холодным воздухом. А теперь нам холодно - подуйте теплым воздухом.

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок.

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете?

Дети: - Чувствуем, как воздух движется.

Опыт 8. «Кораблики»

Воспитатель: - Опустите кораблики на воду. (Дети дуют на кораблики, они плывут). Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Какое у нас сейчас время года? (Зима) Осенью сильный ветер кружил листья, а теперь снег. Как такое явление называется? Давайте устроим настоящую метель.

Дыхательное упражнение «Метель»

Дети дуют в трубочки внутрь коробок, в которых находятся мелко нарезанные салфетки.

Вывод: ветер - это движение воздуха (выставляется пиктограмма)

Воспитатель: посмотрите на следующую модель «Нос». Как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Сейчас проверим.

Опыт 9. «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: закройте глаза, понюхайте воздух. Чем пахнет? Ничем.

Воспитатель открывает коробочку с нарезанным апельсином, подносит к детям.

- Чем пахнет? Ответы детей.

Вывод: воздух без запаха, но может передавать запахи (выставляется пиктограмма)

Воспитатель: Как вы думаете, воздух имеет силу? Ответы детей.

Воспитатель раздает детям свистульки «язычки» и предлагает с силой подуть, чтобы язычок раскрылся и раздался звук.

Вывод: воздух имеет силу (выставляется пиктограмма)

Дети подходят к доске с моделями.

- Давайте соберем все выводы, которые вы сделали после опытов, исследования воздуха, какой он.

1.Воздух есть везде. Он повсюду, вокруг нас.
2. Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный, бесцветный.
3. Воздух имеет вес, но легче воды.
4. Воздух движется. Ветер - это движение воздуха
5. Воздух не имеет своего запаха, но его можно почувствовать.
6. Воздух можно услышать.

В: Вы ответили на все вопросы, которые были заданы в письме?

Д: Да.

А теперь мы возвращаемся обратно в детский сад.

Раз и два мы покружились и в саду снова очутились.

III Рефлексия

В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее небольшое путешествие в лабораторию?

Д: Да.

В: Что нового вы узнали?

Ответы детей. (Закрепление свойств воздуха, его значение).