Конспект подгруппового логопедического занятия с элементами Су-джок терапии

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками, Логопедия

Ключевые слова: Су-джок терапия


Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су-Джок терапии.

Задачи:

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать фонематический слух, развивать речевое дыхание, развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
  • Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношения звука [ш] в словах, предложениях. Закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательном значении.
  • Упражнять в умении логично и связно строить предложения, грамматически правильно дополняя их.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Воздействовать на биологические активные точки по системе Су-Джок.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение работать в парах.

Оборудование: Картинки, схемы, массажные мячики Су-Джок, аппликатор Кузнецова, Маша и медведь, мелкие игрушки, домик.

Ход занятия

I. Оргмомент

- Отправимся в гости? (Да)

- По тропинке в лес пойдём,
- На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Изображение лесного домика.

- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к лесным жителям, а самое главное мы будем продолжать учиться красиво и правильно говорить. Для этого мы возьмем с собой звук, а вот какой отгадайте.

Отгадывание звука по описанию.

- Язык находится за верхними зубами, в виде чашечки. Губы трубочкой. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Схема артикуляции звука).

- Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [ш] красиво и правильно в словах и предложениях.

- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча карандашами.)

- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.

- Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть.

II. Основная часть

Артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика.

- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. (Сказка «Домашняя») и приготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с мячиком Су-Джок.

- Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук с мячом)

- Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)

- Старшие братишки - (Сжать кулачки с мячиками, отставить большие пальцы и вращать ими).

- Умные мальчишки.

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы).

Только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их)

Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой).

Вот язычок наш готов продолжать учиться правильно произносить звук (ш).

- А где можно услышать звук ш? (шелест листьев, шум ветра, шипение змеи).

- А что вы сами знаете о звуке ш? Какой он? Дети дают характеристику звуку (согласный, глухой, шипящий).

Изолированное произношение звука (И. П. З)

- Давайте произнесем звук. Работа со схемой (уточнение артикуляции).

Тихо зашумел камыш (дети) ш-ш-ш.

Воздух вышел из колес (дети) ш-ш-ш.

Ветер листики понес (дети) ш-ш-ш.

- Молодцы, вижу, вы готовы. Мишка приготовил для вас загадки, отгадайте их.

1. Автоматизация звука (Ш) в словах.

Задание: отгадай загадку и произнеси отгадку голосом, выделяя звук (с массажным мячом).

Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (Лягушка).

Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь).

Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка).

Два брюшка, четыре ушка (подушка).

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков (шахматы).

Черна, а не земля, пушиста, а не снег,

Греет, а не печка (шуба).

- Молодцы, ребята! Мишка приглашает нас зайти в дом. Ой, какой же беспорядок у него дома. Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам.

2. Упражнение «Разложи по полочкам».

Задание: Определение места звука (Ш) в словах.

- На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку - в конце слова. Слова (картинки):

- Молодцы! Порядок навели, по полочкам все разложили. А теперь подумайте, какие вещи в шкафу Машины, а какие Мишкины?

3. Упражнение «Что в шкафу?»

Задание: выбрать и выложить картинки со словами. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

- У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка).

- У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шахматы).

Справились, устали. Отдохнем немного.

4. Физкультминутка. Упражнение «Мишка».

- Что я слышу. Да это же Маша в гости пришла и что-то принесла. Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?

5. Согласование числительных с существительными.

Упражнение «Посчитай-ка».

Считаем, прокатывая мячик Су-Джок друг другу. Работа в парах.

- Одна шишка, две шишки …

- Один орешек, два орешка …

- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?

- Молодец, Маша и вы ребята. Но кроме Маши есть у Миши ещё друзья.

Пойдемте по лесу пройдемся и с его друзьями познакомимся. У Мишки много друзей. Давайте их найдём.

6. Упражнение с пальчиками «Человечек».

Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

Задание: дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами, работают в парах идут на встречу друг к другу:

- Я шла и (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мишку) нашла.

Вот сколько друзей у Миши. И они хотят с нами поиграть.

7. Игра «Измени словечко»

Задание: ребенок, которому брошен мяч, меняет слово так, чтобы в нем появился звук ш, солнце - солнышко.

Пух - … изба - …

Рубаха - … хлеб - …

Ухо - …

8. Чистоговорка.

- Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать. (Да, очень).

Наша Маша под душем моет шею и уши.

У Мишки шишки, шишки у Мишки.

- А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?

Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу - высоким голосом, за Мишку - низким голосом).

- Молодцы, ребята! Понравилось вам в гостях. Давайте на память нашим новым друзьям оставим небольшие подарки.

9. Работа в тетрадях.

- Вот и пора нам в сад возвращаться.

Итог занятия.

- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).