Взаимодействие участников педагогического процесса как условие математического развития дошкольников с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ОНР


Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы - это дети с диагнозом ОНР. Развитие элементарных математических представлений - важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника и является одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, согласно ФГОС, включено в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребёнка связан прежде всего с развитием его познавательной сферы, а также с развитием математического стиля мышления. Кроме того, благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе математического развития происходит общее и интеллектуальное развитие ребёнка.

ФГОС предполагает использование личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного и интегрированного подхода в воспитании и образовании детей. Все участники педагогического процесса объединены единством понимания задач, единством действий на основе сотрудничества. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер.

Взаимодействие педагогов начинается с анализа сформированности у детей элементарных математических представлений, составлении сетки НОД, перспективного планирования, разработки конспектов НОД, индивидуальных программ развития. В соответствии с этим подбираются наиболее эффективные методы и приёмы, наглядный и раздаточный материал, вносятся изменения в планирование НОД и свободной деятельности.

Использование комплексного и интегрированного подхода обеспечивает развитие элементарных математических воспитанников в следующих направлениях развития и образования: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Так например, воспитатели при проведении НОД по художественно- эстетическому развитию рисование красками «Осенний лес» уточняют пространственные представления детей. В конструктивной деятельности уточняют пространственные представления, количественный состав частей предмета, соотношение частей.

Логопед в НОД по речевому развитию «Пересказ сказки Лиса и журавль» конкретизирует у детей представления о величине, создаёт речевые ситуации для употребления прилагательных, характеризующих величину предмета. В НОД по обучению грамоте при анализе предложения, при делении слов на слоги, составлении слов из звуков, букв упражняет в количественном и порядковом счёте. В игре «Разведчик» дети двигаются по клеткам в заданном направлении по заданному количеству шагов. При изучении темы «Дом» предлагает следующее задание: возьми 6 палочек, построй одноэтажный дом, возьми ещё три палочки, преврати одноэтажный дом в двухэтажный. Дети отсчитывают нужное количество палочек, выполняют конструктивную деятельность, сравнивают высоту домов, употребляют слова: одноэтажный, двухэтажный.

Инструктор по физической культуре в ходе выполнений упражнений закрепляет порядковый счёт, способствует развитию координации речи с определённым количеством движением, совершенствует пространственную ориентировку при выполнении поворотов.

НОД, кружковая работа музыкального руководителя также подразумевает решение задач ФЭМП: в танцевальных упражнения дети двигаются в определённом направлении, выполняя определённое количество движений, в соответствии с музыкой. Игра на музыкальных инструментах требует точных, координированных движений рук. Выполнение данных задач усложняется музыкальным ритмом и темпом.

Взаимодействие педагогов группы, логопеда, психолога осуществляется через консультации, беседы, ведение тетради- взаимосвязи. Анализ рекомендуемых упражнений в тетради - взаимосвязи свидетельствует о комплексном подходе к воспитанию и образованию детей. Приведём рекомендуемые игры и упражнения по теме «Игрушки» (средняя группа): упражняемся в количественном и порядковом счёте, согласовании существительного с числительным: сколько игрушек на нижней полке, на верхней? Где игрушек больше? Меньше? Следующее упражнение «Расставь матрёшек по росту, начни с самой низкой (высокой)», уточняет представления детей о величине, активизирует употребление в речи прилагательных, обозначающих величину предметов.

Решение задач по ФЭМП происходит в НОД, в свободной деятельности детей, во всех режимных моментах. Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий (Посчитай грузовые машины, легковые, какой номер дома, какой дом слева), ознакомления с литературными произведениями ( в какой сказке встречается число 3, 7..? ), в сюжетно-ролевых играх («Магазин» - уточняют состав числа, «Путешествие на автобусе», «Театр» - порядковые числительные..). Решению задач по ФЭМП способствует правильно организованная предметно- пространственная развивающая среда. В группах функционируют математические уголки, в которых представлены различные пособия, игры, счётные карточки и т.д. В сентябре педагогами детского сада были изготовлены электронные игры по ФЭМП, которые используются в НОД и в свободное время.

Успешность воспитательного и образовательного процесса определяется партнёрскими отношениями всех участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания будет успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза- единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В начале учебного года на первых родительских собраниях педагоги познакомили родителей с задачами по ФЭМП детей, были проведены показы НОД по данной теме. Так в группе воспитатели познакомили родителей с задачами программы по ФЭМП, показали презентацию с различными видами деятельности детей, провели НОД по ФЭМП. Учитель-логопед представила вниманию родителей НОД по речевому развитию с включением задач по ФЭМП. В родительских уголках в группах размещена необходимая информация по данному разделу.

Педагоги должны помнить о том, что за время пребывания в детском саду воспитанник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественной, изобразительной. Элементарные математические представления необходимы для успешной адаптации ребёнка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребёнка. Математическая культура является составной частью общей культуры личности. Качественное взаимодействие всех участников педагогического процесса способствует решению данных задач.

Используемая литература

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В.Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  4. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.