Методы и приемы обучения лексики на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика?

Лексика - это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком. Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом.

Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения английского языка школьником. Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Обычно выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в устной речи. Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения. Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

К первой категории можно отнести следующие упражнения:

- Назвать изображенные на картинке предметы.

- Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).

- Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.

Примеры упражнений второй категории - формирование словосочетаний:

- Подобрать из "разнообразных" слов сочетания.

- Построить сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь.

Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:

  • в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать;
  • в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других;
  • в чтении: умение быстро читать про себя;
  • в аудировании: умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении;
  • в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.

Обучение лексике иностранного языка - это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:

  • ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);
  • тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);
  • употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

Для изучения новых слов и словосочетаний необходимо участие всех видов памяти: зрительной (она тренируется в следствие чтения и написания слов); слуховой (развивается при восприятии устной иноязычной речи на слух); моторной (ее работа связана с активизацией органов речи и письменным употреблением слов), и, наконец, логической (с ее помощью происходит полное осмысление и осознание полученного материала).

Таким образом, необходимо не просто ознакомиться с новой лексической единицей, но и проиллюстрировать ее значение в различных примерах и ситуациях, чтобы потом, при необходимости, это слово (словосочетание) с легкостью можно было бы употреблять в речи.

Таким образом, мы переходим к рассмотрению возможных методов и приемов проведения уроков, помимо традиционной формы работы на уроках.

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

На уроках английского языка, я уделяю большое внимание лексике. Я считаю, что если ребенок будет знать большое количество слов, он сможет без труда выразить свои мысли, и понять собеседника, который говорит на английском языке. Даже если он не будет знать грамматических правил составления предложений, но будет знать лексику, он сможет логически по смыслу догадаться и понять о чем идет речь.

Лексика - это живой организм, она постоянно, беспрерывно эволюционирует: появляются новые слова, часть слов - исчезает из обихода. Только представьте себе, из скольких языковых истоков формировалась лексика английского языка. Она представляет собой целый симбиоз из слов германского происхождения:

  • это староанглийский и скандинавский язык; из романских групп языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи;
  • это итальянский, французский, испанский языки, латынь, греческий язык.

На чем же основывается основной принцип обучения лексике английского языка? Процесс обучения строится на расширении словарного запаса, в общий лексикон вводятся новые слова, внедряется практика их употребления, создаются игровые обучающие ситуации. В режиме реального времени, здесь и сейчас, мы применяем новые слова, закрепляя, чтобы в дальнейшем имели возможность свободно использовать новые слова и выражения на практике, в нашей обычной жизни.

Давайте рассмотрим основные классы слов:

- Фразеологические обороты, идиомы, пословицы и поговорки - устойчивые выражения, к примеру:

  • «Shake the tree when the fruit is ripe» - «Всему свое время»;
  • «A friend in need is a friend indeed», дословный перевод «Друг в нужде - истинный друг», является аналогом русской поговорки «Друг познается в беде»;
  • «Keep one's eyes open», дословный перевод «Держать глаза открытыми», что в русской адаптации прозвучит, как «Держать ухо востро!»;
  • «To tread on air», дословно «Ходить по воздуху», что нашем понимании звучит как «Быть на седьмом небе!»;
  • «Slow but sure» - «Медленно, но верно»;
  • «Sielence means consent» - «Молчание - знак согласия» и т.д.

В лексике английского языка, существует активная лексика, - это активный словарный запас, который Вы используете и употребляете постоянно, как в разговорной речи, так и в письме; так словарный запас, используемый не активно, редко, в отдельных случаях, именуется как - пассивная лексика, чаще она известна и доступна носителям английского языка, это мало распространенные и малоизвестные слова и выражения.

Обучение лексике английского языка не должно ни в коем случае превращается в пустое запоминание слов, вне контекста и без разбора конкретной ситуации, где то или иное слово употребляется. Если вы просто заучиваете слова, не отрабатывая их в режиме реального диалога, не прорабатываете их с учителем, то они не закрепляются в памяти, и, когда слово реально понадобится, будет очень сложно «выудить» его из памяти. Не стоит также забывать о визуальном и ассоциативном восприятии. Во время занятий, преподаватель организует имитацию той или иной жизненной ситуации, отрабатывая новый материал на практике. Важно не просто учить новую лексику, принципиально важно активно применять ее в разговорной речи, что и является целью обучения!

На этапе введения лексики нужно придумать, как ввести новые неизвестные слова. Существует несколько способов:

  1. Подстановочные упражнения - замена нового незнакомого иностранного слова другим, уже известным учащимся. (new - old; big - not small)
  2. Описательные упражнения - описываем понятие на иностранном языке, а потом называем это одним новым словом.
  3. Использование предметов окружающего пространства

Для ознакомления учеников с новыми понятиями можно использовать:

  • географические карты;
  • игрушки;
  • посуду и столовые приборы;
  • различные предметы декораций;
  • игрушечные фрукты и овощи и т.д.

На этапе тренировки лексики закрепляются уже установленные связи новых лексических единиц и их расширение.

Виды лексических упражнений:

  • Бинго (лото) - можно сделать карты бинго с иллюстрациями и называть их. Для тех, кто умеет читать, можно сделать наоборот: написать на картах бинго названия предметов, а сами предметы показывать на карточках.
  • Упражнение на нахождение соответствий - ученики подбирают синонимы и антонимы, слово и его определение, картинку и ее название.
  • Упражнение на заполнение пропусков - это может быть описание, слова песни, письмо или короткий рассказ с пропусками, которые нужно заполнить словами данными ниже.

На этапе применения лексики на практике наступает время для продуктивного использования учащимися нового материала в своей речи. На данном этапе можно использовать различные упражнения:

  • Описание предмета - учащиеся могут описывать фотографию или рассказать о своем путешествии, сочинить рассказ или описать внешность своего друга, используя новую лексику.
  • Угадай, о чем я думаю - учащийся использует новую лексику для описания того, о чем он думает, а другие учащиеся должны догадаться и ответить на вопрос, о чем же рассказал ведущий. Или игра наоборот - ведущий своими словами объясняет новое понятие или описывает предмет, а игроки используют новую лексику, чтобы ответить.

В связи с вышеперечисленным, хотелось бы выделить следующие методы и приемы изучения лексики:

1. Использование словаря. Изучение новых ЛЕ начинается со словаря. Сейчас широко распространены электронные словари. Их положительной стороной является не только превосходство книжных по объему, но также способность быстрого поиска слова или словосочетания (буквально за несколько секунд), большее количество неологизмов, на том основании, что язык - отражение реальной жизни людей, их культуры. В "бумажных" словарях вся новая лексика не может быть достойно отражена по той простой причине, что они слишком долго разрабатываются и быстро устаревают. В них не указаны современные значения старых слов, отсутствуют многие новые слова. Для электронных словарей характерна частая смена версий и наличие постоянной обратной связи с тысячами пользователями, что является бесспорным преимуществом.

2. Лексические игры. Такие игры представляют собой ситуативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевой модели в условиях, приближенных к живому общению с соответствующими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Лексические игры заостряют внимание учащихся на лексическом материале, с целью помочь им проиллюстрировать и отработать употребление слов в речевых ситуациях общения и расширить словарный запас.Лексически направленные упражнения в форме игры помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке, способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса.

Некоторые примеры лексических игр, которые можно использовать на уроке:

Memory game (Игры на развитие зрительной памяти и знаний лексики). На доске размещаются слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и стирает одну из ЛЕ. Ученики должны догадаться, какого слова или словосочетания не хватает и как правильно записать его на доске.

Champion Game или «Снежный ком». Учитель называет слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в котором они вводились в игру, и сказать свое новое слово. Тот, кто забыл слово или перепутал порядок - выбывает из игры.

"Цепочка слов". На уроке начните цепочку, произнеся, например, словосочетание: 'a small ball'. После этого, предложите первому ученику заменить в нём прилагательное, например: 'a beautiful ball'. Далее попросите второго заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a beautiful doll' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

Настольные игры (board game). Бросок кубиков вносит в игру элемент удачи и азарта, создавая благоприятный эмоциональный фон для изучения нового: никогда не знаешь, какое выпадет число, как быстро удастся пройти игру и обогнать соперников. Фишки наглядно демонстрируют прогресс команды на игровой доске и создают динамику: чем быстрее и дальше вы продвинулись на игровом поле, тем лучше! Именно поэтому настольные игры с фишками и кубиками так любят дети: благодаря им они с головой окунаются в игровой процесс. На сайте http://www.eslgamesplus.com/crocodile-games представлены различные игры, в которые можно играть в онлайн-режиме и повышать мотивацию учеников с помощью технических средств.

3. Кроссворд и word search

Word search - это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Учащиеся получают слова, которые необходимо вписать в сетку, отвечая на вопросы или угадывая определения в кроссворде. Согласно правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но также можно встретить разные новшества в этой игре, изменять правила согласно потребностям учеников. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности, с подсказками и ответами.

4. Метод компьютерной техники и сети Интернет

Современный метод обучения, делающий изучение лексики более красочным и увлекательным. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом.

На уроках английского языка необходимо использовать для более яркой наглядности презентации, особенно при введении новой лексической темы. Так же целесообразно использование интернет-ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. Большой интерес у детей вызывают небольшие видеоролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми словами и фразами, повторяя и закрепляя их.

5. Песенный материал и стихотворения в качестве приема изучения иностранного языка

Стихи, песни, рифмовки - это вид работы, с помощью которого можно переключить внимание ребенка, снять напряжение и вызвать положительное эмоциональное состояние.

Разучивание рифмовок, стихов соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они легко заучиваются, обладают ритмичностью, звуковой повторяемостью. При помощи рифмы легко активизируются лексико-грамматические структуры в устной речи.

Важным моментом данного метода является использование аутентичного речевого образца. Перед прозаическим материалом песни и стихи имеют много преимуществ: легко вводятся, запоминаются, можно петь хором, тем самым снимая психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

6. Игры по аудированию

Основная задача такого типа игр заключается в умении понимать смысл услышанного и выделять главную информацию в потоке речи. Игры на аудирование можно проводить по-разному. Например, включается запись или учитель читает текст в нормальном темпе, ученики слушают. После прослушивания текста, дети должны записать слова и фразы, которые каждый из них запомнил. После этого участники восстанавливают текст по памяти, используя свои записи. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Лексика - это центральная часть языка, которая является именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучение лексики - неотъемлемая составляющая обучения иностранному языку, без которой его невозможно изучить. В связи с этим, корректная подача лексического материала ведет к успешному овладению знаниями, а разнообразие методов обучения позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным.

Список использованной литературы

  1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. - Мн.: Попурри, 2009. - 96 с.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика. - М.: Академия, 2004.
  3. Давыдова Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. - 2010. - №6. - С. 34-38.
  4. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б. // Иностранный язык в школе. - 2004. - №5.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
  6. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя./ М.Ф.Стронин. 2-е изд. - М.:Просвещение, 1984. - 112 с
  7. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. - М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. - 142с.