Методическая разработка урока информатики «Текстовые документы и технологии их создания» (технология сотрудничества с элементами креатив-технологий)

Разделы: Информатика

Класс: 7


Краткая аннотация работы

Методическая разработка урока информатики для обучающихся 7 класса по теме «Текстовые документы и технологии их создания» составлена с использованием УМК «Информатика», 5-9 классы, авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Это первый урок темы «Обработка текстовой информации». Материал опирается на тему «Информационные модели» курса информатики 6 класса.

В основе занятия - технология сотрудничества с элементами креатив-технологий (метод мозгового штурма). Обучающимся предлагается с помощью диаграммы «Рыбий скелет» (fishbone) показать достоинства и недостатки «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.

Учитель при командной работе класса ставит целью достижение следующих образовательных результатов: развитие умения работать в группе (с распределением ролей), развитие умения анализировать и осмысливать информацию, сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов, выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.

Используется два вида оценки образовательных результатов: командная самооценка предметных и метапредметных результатов и индивидуальная самооценка личных результатов.

Выбранные формы контроля являются развивающими (позволяют обучающимся фиксировать, что улучшить и как улучшить в своих результатах) и эффективными (доступными в оценке достижения планируемых образовательных результатов и выполнимыми по времени).

На этапе рефлексии применяется авторский прием «Fish-ка урока».

Примечание.

  1. Для облегчения представления информации рекомендуется внести изменения в классическую причинно-следственную диаграмму «Рыбий скелет»: оставить глубину дерева в один уровень (основные факторы), уйти от детализирующих факторов и конкретизации взаимного расположения (с наклоном влево или вправо) усугубляющих факторов и нейтрализующих основную проблему факторов.
  2. Для каждой из технологий создания текстовых документов рекомендуется создавать отдельную диаграмму с указанием положительных и отрицательных характеристик одного уровня, которые не ранжируются.
  3. Рекомендуемая форма проведения урока - урок-соревнование.

Ключевые понятия, используемые на уроке: текстовый документ, структурные компоненты текстового документа (раздел, подраздел, абзац, строка, слово, символ), «бумажная» и «компьютерная» технологии создания текстового документа, оцифровка текстового бумажного документа, диаграмма «Рыбий скелет».

Цель урока: сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.

Тип урока: урок-соревнование/

Используемая технология: технология сотрудничества/

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов;
  • знание структурных компонентов текстовых документов;
  • формирование информационной культуры.

Метапредметные:

регулятивные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра;

коммуникативные:

  • развитие умения работать в группе (с распределением ролей);
  • развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

познавательные:

  • развитие умения анализировать и осмысливать информацию;
  • развитие умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • развитие умения визуализировать информацию с помощью схем;
  • формирование умения реализовать автоматический ввод (оцифровку) текстового бумажного документа;
  • презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления, культуры речи;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • положительное отношение к процессу познания.

Решаемые учебные задачи:

  • ввести понятие текстового документа, дать представление о его структурных компонентах;
  • систематизировать представления обучающихся о «бумажной» и «компьютерной» технологиях создания текстового документа;
  • визуализировать информацию с помощью схем и реализовать автоматический ввод (оцифровку) текстового бумажного документа с помощью документ-камеры или сканера;
  • презентовать подготовленную информацию.

Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, документ-камера или сканер, магнитная доска, магниты, листы формата А4, фломастеры, бумажные текстовые документы (страницы рукописи, дневника, ученической тетради).

Электронное приложение
презентации:

  • «7-4-1 Текстовые документы и технологии их создания» (из электронного приложения к учебнику «Информатика» для 7 класса);
  • «Компьютерные текстовые документы»;
  • «Итоги»;
  • «Рефлексия».

Описание урока

План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Учебно-познавательная деятельность.
2.1. Знакомство с понятием текстового документа, его структурными компонентами.
2.2. Организация сотрудничества в процессе познавательной деятельности
2.3. Работа в группах (командах).
2.4. Презентация диаграмм «Рыбий скелет».
3. Подведение итогов.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель обращает внимание обучающихся на прикрепленные к доске различные бумажные текстовые документы (страницы ученической тетради (Рисунки 1, 2), дневника (Рисунок 3), страницы рукописей А.С.Пушкина (Рисунки 4, 7), Л.Н.Толстого (Рисунок 5), Л.Кэррола (Рисунок 6), Н.В.Гоголя (Рисунок 8) и прокручивающиеся в автоматическом режиме на экране компьютерные текстовые документы с меняющимися элементами форматирования (размер шрифта, цвет, выравнивание, начертание, структура текста, вставка изображения: презентация «Компьютерные текстовые документы» Приложение 1).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Учитель предлагает найти общее в этих объектах, задает вопрос о теме урока и подводит их к идее сравнения «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа. Обучающиеся обращают внимание на доску и экран, отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения относительно темы урока.

2. Учебно-познавательная деятельность

2.1. Знакомство с понятием текстового документа, его структурными компонентами

Учитель показывает слайды 1-4 презентации «7-4-1 Текстовые документы и технологии их создания» (электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»). Вводит понятие текстового документа, дает представление о его структурных компонентах (разделах, подразделах, абзацах, строках, словах, символах).

2.2. Организация сотрудничества в процессе познавательной деятельности

Класс разбивается на 2 команды по 5-6 человек. Учитель объясняет технологию работы группы по созданию диаграммы «Рыбий скелет» для визуализации информации по сравнению «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа. Команды выбирают капитана.

2.3. Работа в группах (командах)

Учитель организует работу команд без вмешательства в их работу: организует мозговой штурм; оказывает помощь в коммуникации между членами команды; координирует работу команд: дотягивает участников до реализации цели, задач урока, получения планируемых результатов; строит траекторию получения обучающимися нового знания.

Капитан распределяет роли членов команды (оформитель диаграммы, генераторы идей, обработчики идей, фиксатор идей), координирует их действия и способы взаимодействия.

Во время мозгового штурма обучающиеся анализируют и осмысливают информацию о «бумажной» и «компьютерной» технологиях создания текстового документа, сопоставляют характеристики изучаемых объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходство и различия объектов, выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное.

Команды визуализируют результат работы в виде диаграммы «Рыбий скелет» на листах бумаги.

Презентация диаграмм «Рыбий скелет»

Учитель организует работу команд по автоматическому вводу (оцифровке) текстового бумажного документа с помощью документ-камеры или сканера и организует выступление команд.

С помощью оцифрованного документа и мультимедийного проектора команды презентуют подготовленную информацию в наглядном (Рисунки 9-13) и вербальном виде, а также взаимно оппонируют при защите своей работы. Вначале одна из команд представляет достоинства и недостатки одной технологии, вторая команда дополняет, задает вопросы. Далее команды меняются ролями и представляют другую технологию.

3. Подведение итогов

Проводится командная самооценка результата по следующим критериям (на экран выводится презентация «Итоги», Приложение 2):

  • полнота представления информации о достоинствах и недостатках технологий создания текстового документа;
  • качество описания (понятность, однозначность формулировок, структурная упорядоченность, стиль изложения, грамотность);
  • самостоятельность применения технологии оцифровки документа;
  • наглядность (авторский стиль и (или) оригинальность, гармония цвета);
  • качество защиты (владение материалом, взаимодействие с членами команды, оппонирование).

Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 2 балла. Соответствие полученных баллов оценке:

  • «3» - 5-6 баллов;
  • «4» - 7-8 баллов;
  • «5» - 9-10 баллов.

4. Рефлексия

На этапе рефлексии продолжается «рыбная» тема и проводится индивидуальная самооценка личных результатов на основе презентации «Рефлексия» с использованием авторского приема «Fish-ка урока», основанного на выборе 2-3 крылатых фраз и выражений о рыбаках и рыбке из облака «тегов», характеризующих ощущения и работу на уроке каждого обучающегося (Приложение 3):

  • Как рыба в воде.
  • Взять за жабры.
  • Биться как рыба об лед.
  • На всю катушку.
  • Поймать за хвост.
  • Попасть в переплет.
  • Сматывать удочки.
  • Поймать золотую рыбку.
  • Выпить море с рыбой.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кавардак в голове.

5. Домашнее задание

Домашнее задание носит вариативный характер.

§ 4.1, РТ № 174, 175, 176.

Творческое домашнее задание по выбору: составить обзор существующих текстовых редакторов в виде компьютерного текстового документа.

Рисунок 9. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа

Рисунок 10. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.

Рисунок 11. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.

Рисунок 12. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.

Рисунок 13. Диаграмма «Рыбий скелет». Сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий создания текстового документа.