Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказки

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель:

  • Воспитание интереса и любви к сказкам, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  • Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
  • Обогащать активный словарь детей.

Воспит. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспит. Ребята, сегодня нас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение. Для этого нам нужно улыбнуться друг другу.

Воспит. А сейчас давайте, ребята, заглянем в наш волшебный сундучок и посмотрим, что в нем сегодня?

Дети: картинки героев из сказок.

Воспит. Молодцы, вы угадали правильно. А сейчас присаживайтесь на стульчики.

Воспит. Я думаю, что вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о сказочных героях. А вот сначала вы мне скажите что такое сказка?

Дети: Сказка это волшебный мир. Сказка это волшебный мир, который показывает, как быть хорошими и добрыми. Сказка это вымышленная история со счастливым концом.

Воспит. Отлично, вы мои умнички.

Воспит. А тогда вы мне скажите ,какие бывают сказки?

Дети: Сказки бывают авторские и народные

Воспит. Что значит народная сказка?

Дети: Народная сказка - это значит создал народ, а не кто-то один. Приведите примеры.

Воспит. Почему тогда называют сказки авторские?

Дети: Авторские сказки написаны конкретным человеком, автором. Приведите примеры.

Воспит. Отлично, тогда предлагаю самому смелому ребенку подойти и достать из сундучка сказочного героя.

Упр. "Расскажи о сказочном герое"

Воспит. А начнём мы с составления рассказов. Опишите сказочного героя, которого вы выбрали. По какому плану вы это сделаете?

Дети. Мы скажем, как зовут героя, из какой он сказки, как выглядит и какой у него характер.

Воспит. Хорошо. Только постарайтесь подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы "Какой?", "Какая?"

Заслушиваются рассказы детей (4-5 человек).

1-й ребёнок. Я буду рассказывать о Золушке.

Она из сказки "Золушка"

Золушка - добрая, внимательная, трудолюбивая, любящая и отважная девушка.

Воспит. Молодец. Кто выйдет следующим?

2-й ребёнок. Я расскажу о Бабе-Яге.

Баба Яга - популярный персонаж многих сказок: «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Гуси-лебеди» и в других волшебных сказках.

Обычно в сказках - Баба Яга отрицательный персонаж: старая, некрасивая, коварная, злая, слепая колдунья у которой костяная нога. Она страшная, косматая, неопрятная. Яга носит платок и рваную одежду. Яга вредная, злобная, кровожадная, хитрая.

3-й ребёнок. Я расскажу проАлёнушку. Она из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".Алёнушка простая русская девушка. Она добрая, милая, ласковая, приветливая, вежливая, скромная, отзывчивая, аккуратная, доверчивая, хозяйственная, трудолюбивая, заботливая, любящая.

4-й ребёнок. Моего героя зовут Кот в сапогах.

Он из сказки "Кот в сапогах".

Кот ходит на двух лапах, носит сапоги, перчатки и шляпу с пером.

Он смелый, храбрый, хитрый, смекалистый, воспитанный, ответственный, умный, находчивый, верный, надёжный.

Воспит. Вы молодцы,я не сомневаюсь,что вы знаете все сказки. Давайте посмотрим на экран

Упражнение "Что лишнее"

Молодцы, угадали все правильно.

Мп.игра "Говори правильно"

Воспит. Ребята, наше следующее задание на знание сказок ,насколько хорошо вы знаете сказки.

Воспит. Взял Емеля сеть и пошёл к морю. Закинул сеть в море, вытащил, глядит- золотая рыбка.

1-й ребёнок. Нет. Емеля взял вёдра и пошёл на речку. Опустил их в прорубь, вытащил, а там щука!

Воспит. Царевна-змея сбросила с себя змеиную кожу - и обернулась красавицей Бабой -Ягой.

2-й ребёнок. Нет.Царевна-Лягушка сбросила с себя лягушачью кожу - и обернулась красавицей Василисой Премудрою.

Воспит. Иванушка не послушался сестры, напился из медвежьего следа и стал медведем, прыгает перед Алёнушкой и лает: Гав-Гав-Гав!

3-й ребёнок. Иванушка не послушался сестры, напился из козьего копытца и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: Ме-ме-ме!

Воспит. Идёт Синяя Шляпка по лесу, песенки напевает и вдруг навстречу ей белый медведь.

4-й ребёнок. Идёт Красная Шапочка по лесу, песенки напевает и вдруг на встречу ей серый волк.

Воспит. Напекла Даша блинов, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: - Угощайся, Мишенька !

5-й ребёнок. Напекла Маша пирожков, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: - Отнеси пирожки дедушке да бабушке.

Воспит. Молодцы! Вы исправили все ошибки. Чувствую, устали вы сидеть. Предлагаю вам выйти на ковер и становится в круг.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Дети под ритмичную музыку передают волшебный мешочек по кругу . Останавливается музыка и ребёнок в руках которого остался мешочек ,должен достать из мешка персонажа из сказки озвучить героя.

Курочка Ряба

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Заяц. Как мне не плакать ! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться да меня же и выгнала.

Колобок

- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою.

- Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
На окошке стужён;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти!

Три поросёнка

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Лиса. Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:

- Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Айболит

"О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?

Дед

- Испеки, старуха, колобок.
- Из чего печь-то? Муки нету.
Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети: авось муки и наберётся.

Воспит. А теперь ребята мы с вами поменяем мешочек и правила игры. По кругу передаете под музыку мешок, на ком остановится музыка ,тот из мешка достает атрибут из любой сказки и загадывает детям загадку.Вы сегодня молодцы. Вспомнили все сказки. А сейчас наши ребята попробуют составить сказку «Снежную королеву »по мнемотаблице. Внимание на доску.

Окончание занятия

Воспит. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребёнок. Учились составлять описание-рассказ сказочного героя.

Воспит. Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня о сказочных героях, о том какими они бывают. Ребята, я знаю, что вы любите читать сказки, поэтому купила новую книгу в нашу библиотеку, будем дальше читать. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.