Работа над военно-патриотической песней «Катюша», муз. М.Блантера и сл. М.Исаковского с использованием методик Д.Е.Огородного и В.В.Емельянова

Разделы: Музыка

Ключевые слова: военно-патриотическая песня «Катюша»


Методика работы над популярной военной песней «Катюша» на музыку М.Блантера и слова М.Исаковского.

Цели:

  • Изучение истории создания песен военных лет
  • Воспитание чувства гордости и любви к родине
  • Формирование представления о великом подвиге нашего народа во время
  • Время великой отечественной война и отражения этого в музыке.
  • Изучение характера, эстетики , жанра и мелодических оборотов песен времен ВОВ, используя методики Д.Е.Огородного и В.В.Емельянова.

Задачи:

  • Выявить знания о песнях ВОВ у учащихся.
  • Познакомиться с поэтами и композиторами времен ВОВ. Сделав краткий анализ, применяя техники и методики Д.Е.Огородного и В.В.Емельянова.
  • Пробудить у учащихся интерес к песням войны.
  • Разучить популярные песни времен ВОВ и исполнить их на концертах, посвященных ВОВ, применяя техники и методики Д.Е.Огородного и В.В.Емельянова.

1 этап. Знакомство с произведением

Песня «Катюша» написана в начале 1938 г. поэтом Михаилом Исаковским. Сначала он придумал первые два четверостишия и отложил их в долгий ящик. Спустя несколько дней в редакции газеты «Правда» Исаковский пересекся с композитором Матвеем Блантером, где начитал ему пару строк. Блантера сразу зацепили слова о простой девушке Катюше, но на этом все закончилось. И лишь в августе в Ялте при новой встрече, М.Блантер сообщил М.Исаковскому, что в Москве организуют Государственный джаз-оркестр и «Катюша» нужна позарез - она уже включена в программу. М.Исаковский сел за работу и через несколько дней представил семь вариантов текста. В Катюше описаны события пролога будущей войны. Действие в песне происходит весной «Расцветали яблони и груши». Не смотря на то что смысл песни грустный - о предстоящей войне. О девушке, которая переживает разлуку со своим возлюбленным, бойцом. Катюша сохраняет все письма от своего «сизого орла», выражает тоску и с помощью песни старается передать привет и любовь своему другу. Но в итоге, песня звучит мажорно, имеется ввиду не тональность, а характер звучания. Катюша звучит как задорный строевой армейский марш, который вселяет ободрение, веру в победу и скорую встречу. Для того чтобы прочувствовать характер, эмоциональное настроение этой песни и сюжет стоит воспользоваться методами Д.Е.Огородного. Для начала можно продекламировать текст, подключая движение, произвольные жесты чтобы лучше прочувствовать общий темпо-ритм, акценты, динамическое движение в тексте: кульминации и спады. Далее, уже при прослушивании, также применяем методику Д.Е.Огородного - маршируем, начиная с правой и левой ноги, дирижируем, занимаемся художественным тактированием, поисками выразительных движений. Так же можно попробовать пропеть песню грустно, проанализировать как поменяется характер песни. Будет ли песня звучать красиво? В чем отличия? В песне «Катюша» органично сошлись текст и музыка. В нашей стране, наверное каждый ребенок с раннего детства рисует весенние сады, туманы, бойца, летящего степного орла и далее ракетной установки Катюша. Рисуем образы и погружаемся в то время когда происходит действие в песне. Так же в этой песне присутствуют народные речевые обороты: «Ой, ты, песня, песенка «Девичья», «Ясным солнцем».Эти народные обороты в тексте хорошо ложатся на мелодические обороты, привычные для традиционного русского фольклора.

2 Этап. Разучивание произведения

Песня «Катюша» имеет форму периода из двух предложений, которые предваряются вступлением. Начальная интонация в диапазоне малой терции, затем чистой квинты, характерна для зачинов фольклорных русских народных песен, она льется последовательно и естественно. Вторая фраза является мелодическим ответом в пределах tD-Dt. Начало второго предложения -третья фраза, совпадает с мелодической кульминацией. Это восходящий скачек на кварту V-I, «опевание» звуков субдоминантового трезвучия и последующее возвращение к тонике. Повторение второго предложения не явилось основанием для неверного представления о наличии припева. Припевом второе предложение не является, т.к. в нем не происходит яркой смены средств музыкальной выразительности. Диапазон и вокальная партия в целом, очень удобны. Поэтому эта песня так популярна для массового пения. Однако, все же стоит отметить интервальность и скачкообразность мелодии, присутствие опеваний. Здесь требуется точное интонирование, правильное дыхание, развитость ладо-тонального слуха в целом. Тонкое чувствование динамических подъемов и спадов. Где нужно спеть легато - протянуть и где сделать акцент. Так же, если исполнять песню «Катюша» в более высокой тесситуре велика вероятность работы в зоне переходных нот и верхнем регистре. Это конечно зависит от подбора тональности и индивидуальных данных ученика. Здесь тоже воспользуемся методом Д.Е.Огородного, подключим движение. Займемся художественным тактированием, произвольной жестикуляцией, ладо-вокальные жесты при пропевании гласных звуков в мелодии, сонорных согласных. В начале всегда пропеваем мелодию без слов, на гласные на слоги, аккуратно, четко отрабатывая интонацию, все обороты и скачки. Если у ученика есть сложности с пропеванием интервалов, скачков - поем на гласную, на слог, любой естественный удобный звук или глиссандируем - это значит снова обращаемся к методам Д.Е.Емельянова, Д.Е.Огороднова. Затем ставим жест. Можно вскидывать руку вверх, при пропевании верхней ноты. Что будет четко отображать движение звука вверх, более высокая нота в интервале - верхняя точка, затем выведение звука вперед. При пропевании интервалов нам нужно хорошее дыхание. Применяем в качестве подготовки упражнение В.В.Емельянова - активный фонационный выдох.

Так же, подключая произвольную музыкальную жестикуляцию по Д.Е.Огородному можно работать с музыкальными штрихами, динамическими оттенками, акцентами и моментами импровизации голосом. Если при исполнении песни берутся ноты в верхнем регистре, в качестве подготовки можно использовать ФМРГ В.В.Емельянова глиссандирование - преодолевание порога в фальцетный регистр и наоборот. Респонсорный способ работы : вопрос - ответ, далее с подключением гласных.

Нередко случается и так что во время интенсивной работы над музыкальным произведением ученик устает. Внимание ослабевает .В этом случае делаем небольшую паузу в занятии и применяем Гимнастику А.Н.Стрельниковой. В течении 5-6 минут делаем упражнения: ладошки, погончики, насос, кошка. Не лишне отметить, что при разминке, в блоке дыхательных упражнений, гимнастика А.Н.Стрельниковой прочно заняла свое место. Так же как и ФМРГ В.В.Емельянова в разминке и распевочном процессе. И метод Д.Е.Огороднова - пение в дижении.

3 Этап. Повторение и закрепление

Аккомпанемент к песне «Катюша» строится на четырех аккордах: тоника, доминанта , доминанта к IV ступени, субдоминанта. Значительную часть уроков поем песню под живой аккомпанемент с обязательным проигрываением мелодии со всеми оборотами и скачками. При этом оставляя все осмысленные и поставленные жесты и движения по методике Д.Е.Огороднова. Только когда ученик уверенно, интонационно верно, делая вдохи в правильных местах, пропевает мелодию. Можем убрать в аккомпанементе проигрывание самой мелодии. Оставить только гармонию. И постепенно поставленные движения все более смягчаются, минимизируются и вписываются в органичный образ исполнителя. Найденные выразительные движения, поддерживающие художественный образ остаются. А вспомогательные, технические - исчезают, если в них нет необходимости. Далее начинается этап работы с фонограммой. Исполнение песни под записанную оркестровку считается более сложным для ученика, чем исполнение под живой аккомпанемент. Поскольку уже записанный материал диктует свой темпо-ритм, скорость, динамику. Исполнителю приходится подстраиваться под фонограмму и ее нюансы, не забывая о своих. Снова начинается индивидуальная работа. Вступления, снятия, фразы, паузы, динамика. Все в ритме и скорости записанной оркестровки. Далее, начинается все большее углубление в работу с точки зрения образа, актерского мастерства, общего настроения, атмосферы песни. Здесь, если есть необходимость опять пользуемся методикой Е.Д.Огородного. Чтобы прочувствовать характер, настроение песни можем подключить тело в движении - промаршировать как солдат, ощутить себя в строю. Представить будто ты на параде сначала вместе со всеми, а потом как солист поешь Катюшу, захваченный общим настроением. Двигательная активность нашего тела здесь нас раскрепощает, снимает зажимы и дает необходимый импульс и настроение. Так же здесь, для эмоционально выразительного исполнения, можно использовать школу актерской техники Михаила Чехова - погружение в атмосферу. Параллельно идет работа с аппаратурой, техника владения микрофоном. Прорабатываются технические и динамические нюансы. Проходит большое количество микрофонных репетиций, на которых происходит оттачивание музыкальных, вокальных, динамических, технических и актерских моментов. Для того чтобы собрать единый, литой образ.

Заключение

В современном мире, патриотическое воспитание детей и молодежи остается одной из важнейших задач воспитательной работы образовательных организаций .Музыка военных лет обладает поразительной возможностью отражать переживания и настроения людей, переживавших времена Великой Отечественной Войны. Такие произведения как военно-патриотическая песня «Катюша» (муз. М.Блантера и сл. М.Исаковского), приобщают наших детей к истории своего народа, вызывая сердечный отклик и сопереживание. Формируют в сознании молодого поколения образы, связанные с нашей страной. Здесь музыка является наиболее эффективным средством воспитания в духе патриотизма и любви к Родине.

Приложение

Список литературы

  1. Журавлев. В1994г. Фронтовые судьбы песни «Катюша»// Литература: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1994.
  2. Душевные песни 2006 - Душевные песни для хороших людей / авт. сост.О.В.Ларина. 2-е изд. Ростов на Д. 2006.
  3. Русский советский фольклор 1967. - Русский советский фольклор: Антология / сост. и примеч. Донаповского, Н.В.Новикова, Г.Г.Шаповаловой.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики - Директ-Медиа, 2014.
  5. Д.Е.Огороднов. Методика певческого воспитания. Учебное пособие. Изд. «Планета музыки». 2020 г.221 с.
  6. В.В.Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Изд. «Планета музыки»2019-168 с. Учебники для ВУЗов, специальная литература.
  7. М.Н.Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Изд. «Метафора». 2010 г. 128 с.
  8. Саратовцева Н.В.Роль музыки в патриотическом воспитании современной Российской молодежи . Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017-т 31 с.711-715.