Развитие музыкальной памяти

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Запоминание какого-либо предмета всецело зависит от силы концентрации на нем внимания: чем больше интенсивность концентрации внимания на предмете, тем рельефнее он запечатлевается в подсознании.

Следовательно, качество нашей памяти зависит исключительно от силы впечатления, которое воспримет подсознание.

Поэтому, если мы будем рассматривать какой-либо предмет очень внимательно и с интересом в течение всего только одной или двух минут, то можно с уверенностью сказать, что предмет этот надолго останется в нашей памяти. И, наоборот, если этот предмет будут рассматривать небрежно, постоянно отвлекая внимание на другие предметы или мысли, то можно тоже с уверенностью сказать, что этот предмет очень скоро улетучится из нашей памяти, хотя бы его рассматривали в течение десяти и более минут. С каждым, вероятно, это бывало не раз.

Запоминание (запечатление в подсознании) какого-либо предмета всецело зависит от сознания. подчиненного воле, и от силы сосредоточенного внимания на предмете.

Если вы хотите приобрести красоту звука, то должны сосредоточиваться на том идеале красоты звука, который вы хотите получить. И если будите правильно работать. То приобретете желаемый звук. Если вы хотите быть здоровым. То сосредотачиваетесь на идее своего здоровья, и с течением времени будете здоровы. Громадное значение концентрированного внимания и силы мысли в нашей повседневной жизни признавалось всеми великими философами мира и не нуждается в доказательствах.

Переживания, которые наиболее прочно запечатлелись в сознании - это те которым было отдано наибольшее количество внимания.

Сила с какой что-либо поражает ум обыкновенно пропорциональна степени внимания. Отдаваемого данному факту. Более того, великое искусство памяти есть именно внимание, и невнимательные люди всегда обладают плохой памятью.

Это вступление к упражнению в приобретении музыкальной памяти сделать было необходимо. Чтобы ученик знал, что сила внимания неограниченна. И качество наших работ пропорционально силе внимания, затрачиваемой на эту работу.

В заключении я скажу, что внимание может концентрироваться как на умственном предмете или понятии, так и на внешнем предмете. Способы и правила концентрации внимания, как на внутреннем, так и на внешнем предмете одинаковы.

Упражнение

Берется небольшая пьеска, вполне преодолимая технически или прежде выучена (не на память).

Разделяется на несколько небольших фраз.

Первую фразу ученик проигрывает (или поет) по нотам и очень внимательно прислушивается к звукам. После небольшой паузы в несколько секунд ученик, закрывая глаза, проигрывает эту фразу на память. Обыкновенно это сразу удается. Если же ученик сразу не может проиграть всю фразу, то должен сыграть столько, сколько запомнил. Затем, опять проигрывает по нотам, стараясь, в особенности, запомнить те места, которые он не смог сыграть. Это повторяется до тех пор, пока ученик не сможет сыграть на память всю фразу.

Потом тоже проделывают со второй фразой, третьей и т.д. Если, положим, пьеса была разделена на четыре фразы, то после четвертой фразы делают перерыв в несколько минут. Затем, закрыв глаза, проигрывают всю пьесу, проделывая со всей пьесой то же, что и с каждой отдельной фразой: если ученик не сможет проиграть всю пьесу на память, то должен сыграть столько, сколько запомнил, а потом при повторении по нотам должен обращать внимание на места, которые не мог исполнить. Кто не имеет времени на целую пьесу, тот может ограничиться. На первое время, одной или двумя фразами.

На другой день проигрывают опять эту пьесу, но только на память, и если сыграть на память не смогут, то проделывают тоже, что было накануне и не беря новых пьес. Если же на другой день пьеса была сыграна на память без одной ошибки, то берут новую. Не должно забывать, что это есть упражнение к приобретению музыкальной памяти, а не простое заучивание, хотя по внешнему виду эти упражнения похожи на обычный способ заучивания, вернее, зубрежки. Вся разница в том, что обыкновенное заучивание на память пьес состоит в бесчисленном повторении частей или даже целой пьесы при рассеянном внимании. И нужно много раз повторять пьесу, чтобы она в подсознании запечатлелась более или менее рельефно. Тогда как при участии концентрированного внимания не требуется стольких повторений для запечатления пьесы в подсознании.

При дальнейших упражнениях. Благодаря навыку концентрировать внимание на исполняемых вещах, подсознание приобретет способность быстро запечатлевать в себе содержание пьес. Это последнее и есть наша цель, т.е. приобретение прекрасной, не только музыкальной, но и вообще памяти.

Следует обратить внимание на выше сказанные термины - «рассеянное внимание» (внимание без участия воли) и «сконцентрированное внимание» (внимание, собранное волей в одну точку). Последнее можно сравнить с лучами солнца, собранными в одну точку линзой.

Некоторые говорят, что они занимаются со вниманием, иначе они не занимались бы, да еще по 6-10 часов в день. Они путают желание достичь цели с орудием, посредством которого можно быстро достигать успехов. Они, действительно, занимаются со вниманием, но только со вниманием рассеянным. Которое подобно обычным рассеянным лучам солнца; последние хотя и могут согревать, но всегда дадут только легкую теплоту. Тогда как лучи, собранные в одной точке, смогут зажечь дерево.

Поэтому одного желания мало: нужно приобрести это орудие - сконцентрированное внимание - и тогда, для какой цели вы не употребляли его, всегда достигнете успешных результатов и по качеству, и в короткий срок.

Для ученика, понявшего правильно идею концентрации внимания на предмете или мысли, все предлагаемые упражнения дают возможность одновременно достигать две цели: 1) приобретение способности концентрации внимания на чем-либо и 2) легкое быстрое достижение развития музыкальности.