Методика работы на уроке по эстрадному вокалу с детьми в возрасте 11–12 лет в системе дополнительного образования

Разделы: Музыка

Ключевые слова: эстрадный вокал


Урок по эстрадному сольному пению рассчитан на среднестатистического учащегося в возрасте 11-12 лет. Продолжительность занятия в данной возрастной категории может варьироваться от 40 до 60 мин. В зависимости от каждой конкретной данности и ситуации занятие может быть скорректировано преподавателем, особенно если у ребенка уже наблюдаются предвестники ломки голоса. Один из уроков, освещенных ниже, является частью общего методического процесса, растянутого во времени. Так, курс обучения может составлять как год, так и несколько лет (что будет оптимальным для ребенка); зачастую полный курс вокальной подготовки ребенка служит его ступенькой к профессиональному будущему, тогда как для кого-то это просто развивающие занятия, хобби.

Воспитание детей на вокальных традициях, существующих в мире эстрадно-джазовой музыки и педагогики уже не одно десятилетие, является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия вокалом пробуждают у детей интерес не только к эстрадному вокалу, но и к музыке вообще, даже классической. Данный курс предусматривает развитие базовых навыков сольного эстрадного пения, музыкально-художественно вкуса, знакомство с основами вокального исполнительства; формирует потребность в общении с многожанровой и разностилевой вокальной музыкой, расширяет кругозор и создает атмосферу радости, значимости ребенка в социокультурной среде, увлеченности и сопричастности к прекрасному.

Задачами обучения на данном этапе выступают:

  • освоение навыков и умений исполнения вокальных произведений (желательно разнохарактерных и разностилевых);
  • приобретение навыков правильного интонирования и формирования высокой певческой позиции;
  • приобретение навыков правильного певческого дыхания и пения на опоре;
  • умение решать музыкально-художественные задачи;
  • воспитание требовательности к себе и исполнительской дисциплины;
  • формирование базовых исполнительских и технических навыков, а так же освоение новых вокально-технических приемов, штрихов, манер и других средств выразительности;
  • воспитание ритмичного восприятия и четкого воспроизведения информации с соблюдением темпоритма в его конфигурациях.

Ребенок, успешно пройдя данную учебную программу, должен знать основы чистого интонирования, четкой дикции и общие принципы вокально-исполнительской работы как в классе, так и на сцене.

Ход урока

Как правило, занятие (если оно не вводное ознакомительное, в котором преподавателю следует провести психолого-педагогическую оценку уровня подготовки, эмоциональной устойчивости ребенка, провести направленную на выявление базовых музыкально-творческих способностей вокальную распевку…) состоит из нескольких этапов: подготовительного, основного и завершающего.

В подготовительном этапе используется ряд индивидуально подобранных вокально-технических и артикуляционных упражнений. С помощью них преподаватель решает поставленные на уроке и более дальновидные цели.

Основным этапом выступает работа над репертуаром, включающая в себя разбор художественного и музыкального текстов, формы произведения, эмоциональную составляющую, преодоление вокально-технических сложностей. На начальном этапе знакомства с песней и ее «впеванием» следует использовать для проигрывания мелодии инструмент, аккомпанемент и даже пение акапелла. В последующем работа над произведением заключается в умении исполнять выбранную песню с микрофоном и под фонограмму-1.

Завершающий этап - это некое резюме с подведением итогов занятия и формулированием домашнего задания.

Необходимый для проведения занятия инструментарий:

  • Фортепиано или синтезатор.
  • Компьютер или любое другое устройство для воспроизведения аудио и/или видео-материала.
  • Микшерный пульт с колонками либо специализированные портативные колонки-мультиплеер.
  • Микрофон.
  • Шумовые музыкальные инструменты.
  • Зеркало.
  • Мольберт или магнитная доска.

Выходя на конкурсы и любые другие публичные выступления даже самый юный исполнитель подвергается оцениванию по определенным критериям:

  • музыкальность (выразительность исполнения, стиль, фразировка, нюансировка);
  • техника исполнения (в данном случае база соответственно возрасту, но уделяется внимание чистоте интонации, ритмике, артикуляции, штрихам );
  • эмоциональность исполнения (трактовка произведения данным исполнителем, агогика, характерные особенности произведения в купе с голосовыми возможностями);
  • творческая индивидуальность;
  • сценический образ (умение свободно себя вести на сцене, пластика или элементарная координация движений, наличие костюма или реквизита, качество музыкального сопровождения) ;
  • умение донести до слушателя смысл исполняемого произведения;
  • сложность выбранного репертуара и его вокальная аранжировка;
  • соответствие выбранного песенного репертуара возрасту исполнителя и его возможностям .

Вашему вниманию предлагается ряд упражнений и творческих заданий, наиболее часто используемых на занятиях с учениками. Конечно, многие аспекты подготовки идут от индивидуальных особенностей человека; возможна коррекция, замена или видоизменение циклов упражнений, что необходимо, например, при начальных проявлениях ломки голоса, а такое может быть и в этом возрасте.

Дыхательные практики

- долгий по возможности, равномерный выдох на звуке «тс». При исполнении данного упражнения следует отметить важность спокойного, короткого вдоха и равномерного, без толчков и динамических колебаний, длинного выдоха. В упражнении создается некий аналог исполнения длинной вокальной фразы без звука, но с ощущением работы со струей воздуха. Данное упражнение в зависимости от подготовленности и скоординированности ребенка может быть усложнено. Например, совмещаем все тот же звук и выдох, но с наклонами корпуса влево и вправо и работой рук. Следим за ощущением «мягких» коленок, то есть упражнение исполняется на чуть согнутых ногах, с прямой спиной и незажатой шеей.

- Упражнение «Собачка» на ощущение более глубоко дыхания и вовлечения «певческой дыхательной мускулатуры» в противовес поверхностному типу, каким обычно дышат дети. Предлагается слегка округлить спину, принять опору руками, например, на спинку стула, и (представляя, как дышит запыхавшаяся собачка с высунутым языком и активными движениями живота) часто и шумно продышать с открытым ртом и высунутым языком.

- Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой:

  1. Упражнение «Ладошки». Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными,сжимаются только ладони.
  2. Упражнение «Насос» И.П.: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном
  3. Упражнение «Кошка» И.П.: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса.
  4. Упражнение «Обхвати плечи» И.П.: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. Сразу же после короткого вдоха руки должны слегка расходиться в стороны, не доходя при этом до исходного положения.
    Противопоказания: ишемическая болезнь сердца; врожденный порок сердца.
  5. Упражнение «Ушки» И.П.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо - правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.
  6. ощущение работы диафрагмы в 3 циклах: вдох и выдох здесь осуществляются через нос, при этом акцент делается на выдохе. Первая фаза упражнения строится на более весомых выдохах примерно раз в 2 сек, во второй фазе происходит ускорение работы диафрагмы в 2 раза (при полном неучастии и невовлеченности в процесс остальных групп мышц, визуализируем лишь работу диафрагмы), третью же фазу характеризует очень мелкая и быстрая ее моторика, где работу на себя берет лишь одна маленькая точка в центре диафрагмы.

База упражнений, направленная на развитие артикуляционного аппарата

  • Скороговорки - один из самых опробованных, действенных и увлекательных методов работы с артикуляционным аппаратом. Вариацией исполнения скороговорок может послужить сначала версия с закрытом ртом (активизируется внутриглоточная артикуляция), с открытым ртом и зафиксированном на нижней губе языком (работает внешняя артикуляция), затем следует исполнение скороговорки без искусственно созданных препятствий. Усложнением в работе со скороговорками может быть их многократное повторение на одном дыхании и/или перенос акцента слов. Так же можно параллельно работать и с продолжительностью выдоха, искусственно удлиняя текст (многократным повторением), и с голосовыми регистрами, читая на одном дыхании текст на разных звуковысотных положениях.
  • практика показала, что дети любят нестандартные текстовые конструкции, например, стихотворение «Дом, который построил Джек» всегда веселило учеников. Как можно отработать и моторику, и логические ударение, и продолжительность выдоха на опоре? - читать произведение в определенном темпоритме (можно стучать ладошкой сильные доли), делая вдох лишь в начале каждого абзаца, а, как известно, стихотворение строится на увеличении объема текста в каждом следующем абзаце.
  • еще одним действенным методом (он широко используется в практике актерской школы) налаживания работы артикуляционного аппарата является следующая схема, основанная на парных гласных:

А

О

У

Э

Ы

Я

Ё

Ю

Е

И

Предлагается, делая ударение на каждую первую гласную из табл., а также намечая цель в пространстве, куда будут посланы звуки, произнести каждый из предложенных слогов ниже, используя в качестве подстановки гласные из табл.выше:

  • БТТБ (бттбА-бттбя, бттбО-бттбё, бттбУ-бттбю….)
  • ПСТП
  • МЛМЛ
  • ДБГ/ПТК
  • ШСК…

Для придания звуку плотности и направленности ученику может быть предложено использовать свои руки, где движение руки (посыл звука вперед или же это может быть маленький мячик) совпадает с произнесением слогов, с их направленным посылом.

Саму «распевочную» часть урока можно начать с речевого упражнения на ощущения певческих регистров и резонаторов:

  • На грудной удобной ноте (с вибрационными ощущениями в обл. трахеи, бронхов) произносятся: «В ГРУДНОМ РЕГИСТРЕ ЧТО ЗА ГРОМ? БИМММ-БОММММ»
  • Используя средний регистр, меняя высоту тона: «А В СРЕДНЕМ - ГУЛ НА ЦЕЛЫЙ ДОМ -ДИН-ДОООН»
  • Перемещаясь в головные ощущения и еще повышая высоту звука: «ВОТ В ГОЛОВНОМ ЧИСТЕЙШИЙ ЗВОН - ДИНЬ-ДОН»
  • далее смешиваем все регистры сверху вниз словами: «И ВСЕ ГУДИТ, ЗВЕНИТ ИМ В ТОН, ДИНЬ-ДОН-БИМ-БОМ…..»

Следующим этапом урока буде цикл разогревающих аппарат мычаний, рычаний, «выстанываний», расслабленных губ на звуке «тпрх» в потоке выдыхаемого воздуха. Огромную пользу для становления и даже исправления неправильной работы голосового аппарата приносит игра на губной гармошке (этот прием широко используется в фониатрии). Можно использовать просто трубочку для ощущения контроля выдыхаемого воздуха.

Далее следует приступать к упражнениям на стаккато, активизирующим певческое дыхание и способствующим концентрации звука в точке резонанса. В качестве дополнительного приема, помогающего добиться нужной фокусировки звука, точечной его подачи и развития мелкой моторики, можно использовать такие слоги, как: «да-ри-да-ри-да», «бра-бра-бра», «бро-бро-бро», «прэ-ля-прэ-ля-прэ», «вап-дабу-дап» и др. с бравурной мелодией диапазоном в терцию либо квинту.

Работа над соединеним звуков в кантилене - особо важный этап. Здесь можно использовать, например, всем известное упражнение на одном звуке со слогами «ма-мэ-ми-мо-му» и далее по восходящему движению. Следующим можно включить слог «да» с поступенным ходом до терцового или же квинтового тона и обратно (следим за ровностью соединения слогов и естественностью тембрального звучания молодого голоса)… комбинированные упражнения на несколько видов атак, соединения звуков. «Ми-я-ми-я-ма» предложенную схему можно исполнять слитно, следя за ровностью соединения гласных, в нисходящем порядке (можно использовать форшлаги, морденто и др) от квинты к основному тону.

В качестве вокализа на отработку кантилены в чистом тембре (иногда с использованием бэлтинга, если нет противопоказаний) исполняются либо фрагменты из народных песен, либо сочиненные на уроке стилизованные попевки, желательно с развитой и широкой мелодией, например: «Ты река ли моя реченька» или «Вдоль по Волге-Мааааааатушке» распевно.

Если уровень ученика позволяет работать над нюансировкой звука, динамикой, вибрато и манерой, то соответствующие упражнения уже можно включать в показательные уроки. Апофеозом всего станет работа над расширением певческого диапазона как грудным звуком, так и головным. В этом возрасте стоит заниматься и соединением регистров используя микстовую технику и придыхательную атаку. Если же того требует произведение, его стилистика, то межрегистровый контраст (флип с кликом) может быть использован в качестве дополнительного средства выразительности. Одним из таких упражнений будет следующее:

Диапазон используемых нот со звуками «А-У»-октава, в которой первая основная нота «А» всегда берется плотным грудным звуком, а каждая вторая «У», начиная с октавы и спускаясь вниз по хроматизму, - головная плотная. В результате появляется некий щелчок при резком переходе от первой ноты к последующим, что и есть неприкрытый межрегистровый стык.

Если же задача стоит, наоборот, в плавном переходе из грудного в фальцетное звучание, либо в более окрашенное - головное), то даже вышеописанное упражнение можно делать иначе. Продвигаясь каждый раз от плотного грудного звука «А» к верхнему «У», следует хорошо работать с вокальным зевком, параллельно в местах межрегистрового стыка - использовать придыхание, смягчая таким образом выход в головной звук.

В процессе работы над выбранным музыкальным произведением особое внимание следует уделить разучиванию мелодии: не только нотного текста, но и ключевых моментов: фразировки, интонации, ритмических особенностей. Приветствуется исполнение педагогом музыкального материала как демонстрация его возможностей и примера того, как это может звучать, и в целях ознакомления с произведением. Одним из важных правил разбора и запоминания мелодии является ее разбор и наигрывание за инструментом (фортепиано чаще всего). Дополнительным стимулом освоения игры на фортепиано в качестве аккомпанемента может послужить домашнее задание педагога подобрать мелодию песни на инструменте.

Одним из ценнейших качеств певца-исполнителя является его свободное пение, как с технической стороны, так и с ритмической. Но наиболее всего певца выгодно преподносит умение импровизировать (речь не только о джазовой импровизации) и свободно излагать свои музыкально-исполнительские мысли. Одним из увлекательных и доступных приемов в работе над ритмическими конфигурациями является методика Б.Столова. Он предлагает вокалисту воссоздать ударную установку голосом, имитируя звук каждого инструмента. Например, тарелки обозначить звуком «тс», малый барабан-«ка» с его хлесткостью, бочку - звуком «дун» коротко и низко…Суть упражнений в накладывании звучания друг на друга, в создании все более сложных ритмических рисунков, в полиритмизме, в осознании типизации ритмики в соответствии с разными стилям, а так же - способности удерживать свою ритмическую партию в общей канве (это может быть и подобранный рисунок к любой исполняемой песне, звучать можно как с фонограммой-1, так и с +1, в паре с преподавателем, а так же в заранее подготовленном преподавателем треке с прописанными партиями).

С мелодической импровизацией дела, как правило, обстоят сложнее, ведь помимо базовых ритмико-пространственных ощущений , здесь нужны и гармонический слух, и ладовое «чутье» и знание основ блюзового лада… Поэтому, педагогом в зависимости от уровня подготовки учащегося, его теоретической осведомленности и желания работать в этом направлении, может быть использована схема импровизации любого простого джазового топа с аккомпанементом, разбором принципов построения фразы, обзором существующих скэт-слогов, принципов существования в заданной форме. Импровизировать можно вдвоем, например: ученик сначала исполняет квадрат в его оригинальном виде, второй квадрат пропевает педагог уже в виде импровизации, далее меняются местами. Если ученику трудно даются даже заученные (или «снятые» с конкретного примера) отрывки импровизации, здесь может быть предложено исполнение риффов (коротких ритмико-мелодических структур), на которые уже преподаватель будет сначала петь основную тему, а затем импровизировать.

В работе с литературным текстом важно понимание его смысла, поэтому, пренебрегать чтением слов выбранной песни вслух и даже в разных ролях (можно инсценировать публичное выступления ребенка как актера на сцене с монологом и др…), декламации художественного текста не стоит. Помимо музыкально-поэтического симбиоза есть образно-эмоциональная сфера произведения, в которую нужно окунать ребенка доступными ему способами выражения чувств. Разучивание песни в целом и учитывание всех составляющих - для ребенка задача непростая; поэтому важно выбирать посильный материал, но на котором ребенок профессионально растет.

Следует различать репертуар для работы в классе, экзаменационный, конкурсный и тематический для выступления на определенных площадках и соответствующей тематике. Понятно, что задачи у каждого репертуарного плана будут свои. При работе над произведением с учащимися данной возрастной категории уже можно говорить об анализе конкретного произведения. Могут быть интересны сведения о жизни и творчестве автора песни, может быть произведен музыкально-теоретический анализ с выявлением жанра, стиля, формы, тональности, размера, характеристики мелодии, ладовых особенностей (наличие/отсутствие отклонений, модуляций… Вокально-технический анализ выявит диапазон, тесситуру, особенности вокальной речи, характер звуковедения, технические украшения в виде форшлагов, мелизмов, ранс, пассажей. А уже педагогический анализ поможет найти пути решения вокально-технических и исполнительских трудностей.

Апофеозом всего урока является показательное выступление учащегося с микрофоном и отработанными средствами эмоционально-художественного воздействия на зрителя.

Методическая литература

  1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем: учеб.пособие/ И.Б.Бархатова. - Спб.: Лань. Планета музыки, 2015. - 61 с.: ноты.
  2. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики ссылка: http://www.libma.ru/zdorove/yenciklopedija_dyhatelnoi_gimnastiki/index.php
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - Директ-Медиа, 2014 г. 675 с.
  4. Дюпре Ж.Л., Александрова Н.А. Искусство пения. Полный курс. Теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды. Учеб.пособие. Ж.Л.Дюпре. пер. Н.А.Александровой. Спб., Лань. Планета музыки., 2014.
  5. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения/ И.О.Исаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 251.
  6. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке: методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов. - М. ВААП-ИНФОРМ.Рекорд, 1989.
  7. К.Линклейтер. Освобождение голоса: М. ГИТИС, 1993. - 176с.: илл.
  8. Лучинина О. "Музыкальнаяпсихологияи педагогика"-конспекты лекцийдля студентов музыкальных Вузов // Размещен: 04/04/2013, изменен: 04/04/2013. 282k. URL: http://samlib.ru/l/luchinina_o/muspsy.shtml (дата обращения: 28.03.18).
  9. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. - Когито-Центр, 2013.
  10. Риггс С. Как стать звездой/сост.: Guitar college, 2005. - 104 с.:ил.
  11. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа".// Сост. Л.А.Баренбойм. М., 1978.