Конспекты бесед с детьми старших дошкольников по теме «Русские народные песни»

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, русские народные песни


1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового характера. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

У каждого народа свои традиции, своя культура. У русского народа есть свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русская народная песня - вид творчества русского народа с глубокой древности. Она передаётся из поколения в поколение в виде песен, прибауток, танцев, наигрышей, закличек. Называют народную музыку музыкальным фольклором. В музыкальном фольклоре много разных жанров: это песни, игры, танцы, хороводы, сказки. Когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам маленькие песенки прибаутки: «Петушок», «Сорока-сорока», «Котенька-Коток», «Ладушки», «Андрей-Воробей».

Давайте мы распоём свои голоса на р.н.п. «Андрей-Воробей».

Дети исполняют прибаутку весело, грустно, сердито. Музыкальный руководитель отмечает разницу в настроении после каждого исполнения.

Музыкальный руководитель: Есть песни народные и авторские. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и те, которые написали композиторы.

Ребята, почему одни песни называют народными, а другие авторскими?

Дети: народные сочиняли простые люди, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Авторские потому, что их сочиняли музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Все вы знаете много русских народных песен и любите их. Сейчас вы послушаете русскую народную песню «Котя, котенька - коток». Какая она по настроению? (Исполняет песню.)

Дети: Это колыбельная. Она спокойная, ласковая, немного грустная, мягкая и протяжная.

Музыкальный руководитель: Все колыбельные поются протяжно, ласково, тихо мамой или бабушкой малышу, когда укладывают его спать. А в этой песне? (Исполняет песню повторно.)

Дети: Тоже. Эта песня ласковая, протяжная, нежная.

Музыкальный руководитель: Правильно, музыка звучит ласково, задумчиво, нежно, как будто убаюкивает малыша. А для чего мамы поют такие песни?

Дети: Чтобы малыш уснул, песня его убаюкивает и укладывает спать.

Музыкальный руководитель: Послушайте песню ещё раз в другом исполнении (фрагмент из к\ф «Отпуск за свой счет»).

2-е занятие

Программное содержание. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера народной песни.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня вы снова встретитесь с русской народной песней. Русская народная песня - это самый большой и разнообразный жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде и на отдыхе, звучит, когда мама укладывает своего малыша и на празднике.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Прилетели утки - уронили дудки.
Прилетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней на Руси родились.
(Г.Серебряков «Стих о русской песне»)

Музыкальный руководитель: Дети, послушайте знакомую вам песню. Вспомните ее название (исполняет фрагмент колыбельной «Котя, котенька - коток»).

Дети: Это русская народная песня «Котя, котенька - коток».

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему эта песня называется колыбельная?

Дети: Перед сном детям часто поют колыбельные. Это колыбельная песня.

Музыкальный руководитель: А это песня - добрая, спокойная, мягкая или страшная?

Дети: Добрая, спокойная и ласковая.

Музыкальный руководитель: Почему вы так определили характер песни?

Дети: Она звучит мягко, напевно, плавно, нежно, ласково.

Музыкальный руководитель: Правильно. А сейчас послушайте другую русскую народную песню.

Музыкальный руководитель предлагает послушать русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» в исполнении ансамбля казачьей песни "Вольница-kids"

Музыкальный руководитель: Понравились ли вам песня? Какая она по характеру?

Дети: Радостная, веселая, плясовая.

Музыкальный руководитель: Русские народные мелодии звучат и в классических произведениях великих русских композиторов: П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова. Сейчас предлагаю вам послушать эту песню «Во саду ли, в огороде» в другом исполнении.

Дети смотрят и слушают фрагмент «Три чуда. Белка» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» хоровое исполнение песни в исполнении театра «Синяя птица» г. Санкт Петербург

Музыкальный руководитель: Изменилась ли музыка?

Дети: Да. Музыка легкая, переливистая.

Музыкальный руководитель: Что изменилось в вашем настроении после слушания этой песни? Какое оно?

Дети: радостное, игривое.

Музыкальный руководитель предлагает еще раз послушать песню «Во саду ли, в огороде» которая звучит в м\ф «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне».

3-е занятие

Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности в русской народной песне. Расширять, углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Дети, на прошлых занятиях вы познакомились с русской народной песней «Во саду ли, в огороде». Как звучит песня?

Музыкальный руководитель предлагает посмотреть фрагмент «Три чуда. Белка» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в исполнении театра «Синяя птица» г. Санкт Петербурга.

Дети: радостно, легко, переливисто, плавно

Музыкальный руководитель: Правильно. А есть в этой песне вступление? (Исполняет фрагмент.)

Дети: Да, оно быстрое, радостное, появляется белочка.

Музыкальный руководитель: А как звучит мелодия во второй части? (Исполняет ее)

Дети: неторопливо, плавно, лирично, нежно, дети танцуют хоровод.

Музыкальный руководитель: Правильно, она звучит плавно, лирично и неторопливо. Давайте сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже начинается плавно. Но как она звучит здесь? (Исполняет фрагмент.)

Дети: Плавно, радостно, быстро.

Музыкальный руководитель: А теперь, предлагаю еще раз послушать, как она звучит в исполнении оркестра народных инструментов мелодия «Во саду ли, в огороде». Какая это мелодия?

Дети: плясовая, задорная, веселая, отрывистая.

Музыкальный руководитель: А как звучат музыкальные инструменты? (предлагает послушать еще раз.) Во время слушания предлагаю вам взять руки музыкальные инструменты, и мы все вместе будем подыгрывать музыкантам.

Дети слушают музыкальное произведение в исполнении балалайки и дудочки.
Детям предлагаются деревянные ложки, круговые трещотки и бубенцы.

Используемые видео и аудиоматериалы

  1. Фрагмент из фильма «Отпуск за свой счет»
    https://www.youtube.com/watch?v=Q0aTVT5LzE4&t=60s
  2. Фрагмент «Белка» из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» в исполнении таетра «Синяя птица» г. Санкт Петербурга
    https://www.youtube.com/watch?v=3JdgakhVfbM
  3. Русская народная песня "Во саду ли, в огороде" в исполнении ансамбля казачьей песни "Вольница - kids" Курская обл., пгт. Медвенка.
    https://www.youtube.com/watch?v=b-DCZui-bxs&t=23s
  4. Фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне».
    https://yandex.ru/video/preview/?text=фрагмент%20из%20мультфильма%20сказка%20о%20царе%20салтане%20белка&path=wizard&parent-reqid=1642257525479241-7055914930544525487-vla1-2020-vla-l7-balancer-8080-BAL-8874&wiz_type=vital&filmId=1789993312900321205
  5. «Во саду ли в огороде» (балалайка и дудочка)
    https://power.gybka.com/q/во+саду+ли+в+огороде+в+исполнении+русского+народного+оркестра/