Проект "Шаг к здоровью"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

«Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.

В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью. Свыше чем у 50% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь.

Здоровье и физическое воспитание - взаимосвязанные звенья одной цепи. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве и семье. Организм ребенка дошкольного возраста быстро растет и развивается, в то же время, сопротивляемость неблагоприятным влиянием среды еще низка, ребенок легко заболевает. В том же возрасте формируются основные движения, осанка, приобретают базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Качественно организованный двигательный режим положительно влияет на жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребенка.

Для реализации данного направления был разработан проект «Шаг к здоровью» для работы с детьми 5-7 лет.

Проектная деятельность - это такая форма активного отдыха детей, когда все виды занятий проводятся в игровой форме, режим дня наполнен разными играми, упражнениями, развлечениями, пребыванием детей на свежем воздухе и т.д..

Цель проекта:

  • организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
  • совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • организовывать физкультурно-оздоровительную работу с детьми и родителями;
  • повышать функциональные и адаптационные возможности организма, умственную и физическую работоспособность;
  • повышать двигательную активность посредством утренней гимнастики, динамических пауз, релаксации, спортивными мероприятиями (соревнованиями, досугами), подвижными играми, мини-футболом, хоккеем на траве и т.д.;

Задачи проекта:

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия;
  • прививание интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
  • организация совместных культурно- досуговых мероприятий (педагоги, дети, родители);
  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
    сохранения и укрепления здоровья ребенка;

Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: познавательно-практический.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.

Ожидаемые результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни и навыков гигиенической культуры.
  • Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.
  • Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
  • Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.

Методы реализации проекта:

  • Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь и т.д.).
  • Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц, поговорок и т.д.).
  • Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа и т.д.).
  • Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций).

Формы реализации проекта:

  • Игровая деятельность: Сюжетно - ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры.
  • Двигательная деятельность: Подвижные и спортивные игры, гимнастики утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, психогимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия.
  • Коммуникативная деятельность: Беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, составление рассказов из личного опыта.
  • Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
  • Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
  • Художественная литература: Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке;
  • Работа с родителями: Консультации, беседы, практикумы, тренинги, спортивные развлечения, экскурсии.

Инновационные образовательные технологии:

  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Игровые технологии.
  • Использование нестандартного оборудования.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

  • Выявление представлений детей о здоровье.
  • Изучение современных здоровьесберегающих технологий, их основное содержание, принципы и направление;
  • Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
  • Подбор информационно-методического обеспечения проекта, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
  • Разработка методики применения здоровьесберегающих технологий с учетом возраста детей. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  • Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми ( консультация для родителей о целях и задачах проекта).
  • Разработка системы взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам оздоровления детей.
  • Изготовление нетрадиционного спортивного инвентаря и оборудования.
  • Приобретение ворот и мячей для игры в футбол, клюшек для игры в хоккей на траве.
  • Разучивание подвижных игр и упражнений с элементами хоккея и футбола.

II этап - основной

Реализация проекта.

  • Выступление на ресурсном центре, в г.Лыткарино, на базе МДОУ №19 «Березка».
  • Мастер-класс « Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий по физкультуре».
  • Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
  • Организация работы с детьми.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
    • утренняя гимнастика;
    • физкультура
    • прогулки.
    • индивидуальная работа по физическому развитию.
  • Оздоровительно-профилактические мероприятия:
    • бодрящая гимнастика;
    • пальчиковые игры;
    • зрительная гимнастика;
    • артикуляционная гимнастика;
    • закаливающие процедуры;
    • корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки;
    • самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
    • упражнения на дыхание;
    • использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
  • Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка:
    • воздушные ванны
    • прогулки на воздухе
    • босоножье (после дневного сна)
    • обширное умывание /элементы/
    • игры с водой
    • игры в мини-футбол и хоккей на траве
  • Совместные мероприятия с родителями:
    • участие в спортивных мероприятиях города «День физкультурника»
    • дни открытых дверей для родителей с показом мероприятий «Мы - юные спортсмены», «Путешествие в страну вежливости», «На поиски сокровищ», «Школа молодого бойца», КВН «Моя мамочка самая лучшая» и др.
    • спортивные досуги
    • спортивно-музыкальные досуги
    • спортивная олимпиада
    • летняя спортивная спартакиада
    • мастер-классы для родителей и педагогов, по изготовлению нетрадиционного оборудования для спортивных упражнений
  • Спортивный кружок «Спортивные ребята»:
    • эстафеты
    • спортивные соревнования между участниками кружка и детьми группы такого же возраста
    • открытые мероприятия для родителей
  • Посещение детей секций города:
    • фигурное катание
    • борьба
    • футбол и хоккей

III этап - заключительный

Праздник спорта и здоровья

Оценка результатов и отчетность.

Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Шаг к здоровью» являются:

  • Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости;
  • Сформированность ценностного отношения к своему здоровью, потребности заботится о нем и о здоровье окружающих;
  • Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);
  • Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.

Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.