Речевое внимание детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Внимание - это та единственная
дверь нашей души,
через которую всё, что есть
в сознании, непременно проходит.

(К.Ушинский)

Когда мы говорим о внимании, подразумеваем сосредоточенность на объекте, на его качестве, действиях, звучании. С рождения малыша окружает множество предметов, поэтому суметь сосредоточиться на чём-то конкретном задача не из лёгких, особенно когда вокруг яркая реклама, быстрое мелькание сюжетного ряда мультфильмов, неуловимое перемещение людей вокруг. Малышу важно уметь сосредотачивать свой взгляд на игрушках, рассматривать их, подмечая особенности каждой. Внимание к лицам значимых взрослых помогает ориентироваться в эмоциональной ситуации - улыбка и спокойное лицо свидетельствуют о благополучии и защищённости, громкий резкий голос и нахмуренное лицо приносят беспокойство.

Зачастую взрослые не дают ребёнку возможность насладиться спокойным темпом освоения окружающего мира, переходя из крайности вседозволенности в крайность беспечного воспитания. Ярким девизом такого типа служит фраза «Он не понимает, он маленький».

Однако, как показывает практика, более строгое лицо и голос может помочь малышу сориентироваться, что его поступок плохой. Важны и пояснения. Недостаточно сказать: «Не балуйся, упадёшь». Правильнее будет объяснить причину падения коротко и понятно для ребёнка: «Если будешь качаться, то потеряешь равновесие и упадёшь». Бесценна возможность практического освоения навыков подъёма после падения, оказания помощи и поддержки взрослых. Не стоит преувеличивать масштаб небольшого ушиба, но не надо оставаться безучастным. Вырастая, ребёнок будет применять этот алгоритм и холодное отношение к чужой беде не принесёт плодов заботы постаревшим родителям. Разумно искреннее сожаление, объятия и устранение боли: «Я с тобой, я позабочусь о тебе. Мы сейчас заклеим ранку, и она будет лучше заживать, а потом отправимся, например, искать каштаны, выбирать открытку и т.п.».

Формирование внимания к голосу, словам взрослого приучает ребёнка более серьёзно относится к речи. И вот, уже нет путаницы принести красное яблоко или зелёные яблоки, положить на подушку или подушку. Постепенное освоение грамматических правил родного языка на практике, устраняет аграмматизмы в речи ребёнка, закономерно появляющиеся в период активного развития словообразования и словоизменения, чему посвятил свои наблюдения К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Помочь сформировать внимание, в том числе речевое, помогут некоторые практические приёмы и игровые задания.

  1. «Испорченный телефон», суть которого в произнесении короткого слова шёпотом на ухо (при условии сохранности физического слуха) соседу по цепочке. Последний человек в цепочке вслух произносит конечный ответ, который сравнивают с начальным вариантом.
  2. «Истории в картинках», в которых ребёнок раскладывает по порядку серию из 3-4 картинок и составляет по ней историю.
  3. «Рисунки-небылицы», помимо развития воображения и внимания, помогают ребёнку формулировать причинно-следственные связи «Лягушки не летают по небу, потому что у них нет крыльев. Художник ошибся, потому что лягушки живут в пруду».
  4. Научить рассуждать ребёнка и высказывать свою точку зрения можно при помощи задания «Четвёртый лишний», в котором один из предметов не подходит к остальным по форме, цвету или тематике.
  5. Подобрать как можно больше слов-признаков к предмету. Аналогично можно по перечисленным признакам угадать предмет.
  6. Предложить назвать несколько фигур (начиная с 5-7 предметов), а затем убрав одну, попросить ребёнка сказать: «чего не хватает?»
  7. Предложить ребёнку побыть учителем и «поймать» взрослого, указав ошибочное мнение, например, зимой надо ходить в тёплой одежде, собирать урожай, кататься на санках с горки, пускать кораблики в ручейках.
  8. Научить последовательно выполнять речевую инструкцию. Например, принеси мяч. Далее инструкция постепенно усложняется: принеси жёлтый мяч и положи его под стул.
  9. «Кто больше?» Назвать как можно больше предметов с заданными критериями. Например, назвать всё, что ездит, что красное и съедобное, что холодное, что мягкое.
  10. «Кто быстрее?» (аналогично «Кто больше?»). Назвать имя мужское и женское, фрукт и овощ, одежду, животное на определённую букву.
  11. «Прятки» Расставить несколько предметов в определённом порядке, затем ребёнок/взрослый закрывает глаза и ведущий меняет местами предметы/ убирает один из предметов/ не меняет положение. Задача назвать, что изменилось.
  12. «На улице» (аналогично «Пряткам»). Посмотреть на уличный пейзаж, отвернуться на некоторое время и, повернувшись, отметить что изменилось за это время.

Благодаря развитому речевому вниманию можно ожидать следующих результатов:

  1. Успешное освоение процессов словообразования, словоизменения.
  2. Развитие слухового, зрительного внимания.
  3. Развитие процессов фонематического восприятия.
  4. Развитие познавательной деятельности.
  5. Безошибочное понимание логико-грамматических конструкций.
  6. Понимание речевых инструкций, устных просьб.
  7. Развитие произвольного внимания.
  8. Развитие самостоятельной полноценной речи.