Роль социального педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


(Слайд 1- тема выступления).

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе: выбор профессии, определение идеалов, личностное становление. Но особо эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, в принятии таких детей в общество, в приобретении ими определенных ценностей и норм поведения, необходимых для комфортного существования в социуме.

(Слайд 2)

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.

Реализация данной задачи невозможна без социального педагога. Работа социального педагога в школе с детьми с ОВЗ - особая работа. Она требует аналитических, координационных, организационных навыков. Требует глубоких знаний общей психологии, специальной психологии, личностных свойств характера - гибкости, терпимости, наблюдательности. Знание возрастных особенностей обучающихся поможет избежать многих ошибок в работе с детьми. Кроме этого, педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в класс. А самое главное - видеть хорошие качества ребёнка, верить, что каждый ребёнок в чём-то талантлив.

(Слайд 3) Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроиться, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны - приспособиться к актуальным запросам социума, с другой - попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для социального педагога является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.

Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, социального педагога, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию досуга и отдыха.

В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется в сочетании воспитательного плана классного руководителя, плана мероприятий социального педагога и единого школьного воспитательного плана, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха

Социальный педагог, используя такие виды диагностической работы, как наблюдение, тестирование, индивидуальные беседы, помогает учащимся с ОВЗ в организации досуговой деятельности, внеурочной занятости.

Изучение индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в классе требует достаточно много времени. В школе ведётся «Индивидуальный психолого-педагогический дневник сопровождения обучающегося с ОВЗ», где классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом фиксируется, по сути, каждый шаг ребёнка в развитии. На первом этапе проводится психологическая диагностика ребёнка. Затем в течение учебного года фиксируются все проблемы (учебные, поведенческие, коммуникативные), с которыми встретился ребёнок, а также достижения в учёбе, в труде, в общении. В конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты, анализ работы за год, делаются выводы и ставятся цели на следующий учебный год. Такая кропотливая работа по изучению личностных особенностей помогает и в построении программы работы с классом, воспитательной работы в целом. Программа должна учитывать диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское направление в работе, а также учитывать целевые установки по работе с коллективом, адаптацию учащихся с ОВЗ. В блок просветительской работы в обязательном порядке включаются классные часы, беседы, игры, тренинги по формированию коммуникативных навыков, навыков социально приемлемого поведения, сохранению и сбережению здоровья учащихся с ОВЗ.

Такая организация воспитательного пространства имеет огромное значение для формирования единого коллектива детей, родителей и учителей. (Слайд 4) Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения (внешняя среда) - создать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, в которой эти ценности проявляются, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся с данной категорией детей, компетентных решений и действий, создания особых условий по их социализации и дальнейшей успешной интеграции их в общество.

В связи с этим особенно велика роль многоуровневой, комплексной системы профилактики, единая система многофакторного воздействия на обучающихся, сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

(Слайд 5) Важнейшим условием успешного решения воспитательных задач является интеграция усилий всех социальных институтов - семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций.

Определены социальные партнеры, с которыми сотрудничает коллектив школы с целью социализации детей с ОВЗ, расписано содержание этой работы и направления деятельности.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.

(Слайд 6) Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся, воспитанников и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий приглашаются разные люди. Это педагоги дополнительного образования, библиотекари из Централизованной детской библиотеки, инспекторы ПДН, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД, инспектор ГО и ЧС.

(Слайд 7) Немаловажное направление - это участие в ежемесячных общешкольных мероприятиях (предметные Недели, акции, конкурсы рисунков, чтецов, подготовка к календарным праздникам). Ежегодно в школе проходит месячник правовых знаний. Основной целью месячника является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, повышение правовой культуры и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы.

При подготовке таких мероприятий и на выступлениях формируется представление о собственных возможностях, появляется уверенность в себе. Мы опираемся на личный социальный опыт воспитанников, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. Наши обучающиеся, воспитанники на экскурсиях посещают общественные места (почта, магазин, музей, кинотеатры, культурные и спортивные учреждения города), общаются с разными людьми разных профессий. Улучшается культура поведения в обществе, быстрее и качественнее проходит социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Социальный педагог, педагог-психолог школы в тесном сотрудничестве с классными руководителями проводят индивидуальные и групповые консультации для родителей. С целью оказания помощи родителям и обучающимся в школе работает социально-психологическая служба, Совет профилактики, психолого-медико-педагогическая консилиум.

(Слайд 8) Ежегодно при планировании общешкольных родительских собраний и лекторий для родителей уделяется внимание проведению тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам и т.д. Педагогический коллектив видит следующие основные задачи работы с родителями обучающихся с ОВЗ:

- активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы;

- организация родительского всеобуча;

- формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ;

- создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков;

- совершенствование форм взаимодействия школа - семья;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Вся система внеурочной деятельности приносит определенный результат, потому что спланирована и составлена так, чтобы добиться конечного результата - социализировать ребенка и сделать его успешным, а для этого нужно учитывать его физические способности, его возможности, выработать определенный подход к таким детям, учитывая их возраст, их особенности заболевания. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты. Педагоги понимают, что не все дети с ОВЗ могут быть успешны в обучении, но помочь быть успешным во внеурочной деятельности - это работа каждого педагога.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Роль социального педагога в социализации детей"