Программа социального педагога по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и профилактика правонарушений несовершеннолетними

Разделы: Социальная педагогика


1. Пояснительная записка

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
  • Поддерживает связи с родителями;
  • Изучает социальные проблемы учеников;
  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Осуществляет социальную защиту детей из семей, находящихся в рудной жизненной ситуации: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных, военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий, малоимущих.
  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;

Обновление и создание документации.

Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:

  • План работы социального педагога;
  • План работы совета профилактики;
  • Совместный план работы ГБОУ школы № 404 и ОДН ОУУП и ПДН отдела полиции на 2020-2021уч.год.;
  • План работы ГБОУ школы № 404 по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2021 уч. год;
  • План работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете.

Обновлены и созданы следующие списки:

  • Банк данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Банк данных детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • Банк данных детей из малообеспеченных семей;
  • Банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Банк данных детей-инвалидов;
  • Банк данных детей из многодетных семей.

Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения. С позитивными изменениями в обществе, протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность.

К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие:

  • крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы;
  • безработица;
  • появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности;
  • резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
  • падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе;
  • крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости,
  • национальный экстремизм.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствует развитию личностных и волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания, приводит к асоциальному поведению, а в дальнейшем к безнадзорности и правонарушениям. Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из актуальных проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Представленная программа позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подростков лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, а особенно родителей, подростков, живущих в неблагополучных семьях, а так же, во внеурочное время, предоставленных самим себе.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Учащиеся занимаются в кружках и спортивных секциях.

Благодаря вовлечению учащихся в различные кружки и спортивные секции, организации досуга детей, взаимодействию с семьями наших учеников, можно отметить следующие положительные результаты:

  • обучающихся, употребляющих психоактивные вещества (наркотические вещества) за последние 3 года, не выявлено;
  • повысилась активность учащихся при проведении классных и школьных мероприятий;
  • значительно сократились пропуски занятий по неуважительной причине;
  • улучшились итоговые оценки учащихся. Дети проявляют живой интерес к различным дисциплинам;
  • повысилась ответственность учащихся за выполнение поручений (во многих семьях улучшились отношения между родителями и детьми);
  • участие детей в различных спортивных и праздничных мероприятиях способствуют развитию дружеских отношений, поддержке и взаимовыручке;
  • значительно развиваются личностные качества каждого ребенка, занимающегося в системе дополнительного образования;
  • создаются условия для общения учащихся во внеурочное время, что значительно сократило количество правонарушений несовершеннолетними;
  • у детей появилась устойчивая потребность в познании и творчестве, а так же в активном участии в различных школьных и сельских мероприятиях;
  • для многих учащихся процесс обучения становится личностно значимым;
  • дети получили прекрасную возможность интересно и плодотворно проводить свободное время.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Представленная программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

Цели программы:

  • Организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, через привлечение их к досуговой деятельности;
  • Обеспечение единого комплексного подхода путем привлечения всех субъектов профилактики к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • Снижение уровня правонарушений среди обучающихся.

Задачи программы:

  • вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • социально-психологическая помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся;
  • усиление взаимодействия семьи и школы по профилактике правонарушений;
  • создание системы повышения правовой грамотности для родителей, педагогов и обучающихся;
  • профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних
  • усиление взаимодействия социально-педагогического коллектива с различными субъектами в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • отслеживание результативности профилактической работы.

Основными направлениями работы являются:

  1. Работа по профилактике неуспеваемости обучающихся.
  2. Учет пропусков и опозданий обучающихся без уважительных причин.
  3. Профилактика употребления ПАВ. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Правовое воспитание, профориентационная работа.
  5. Работа по выявлению обучающихся, находящихся в социально-опасном положении.
  6. Профилактика суицидальных проявлений среди обучающихся.
  7. Активное вовлечение семьи в процесс воспитания.

Используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, проведение индивидуальной работы с обучающимися, анкетирование, тестирование, анализ документации.

Наблюдение - самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

  • использовать разговорный стиль общения;
  • учитывать возможности отвечающего;
  • создавать привычную для респондента среду обитания;
  • учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
  • устранять влияние третьих лиц.

Формы и способы реализации программы:

  • консультации и беседы с обучающимися, родителями и педагогами;
  • тематические классные часы, уроки, акции, внеклассные мероприятия;
  • спортивные мероприятия;
  • деятельность Совета профилактики школы;
  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Участники программы:

  • педагогический коллектив образовательного учреждения;
  • обучающиеся школы;
  • родители обучающихся.

Специалисты, привлекаемые к реализации программы:

В школе:

  • социальный педагог;
  • заместитель директора по ВР;
  • инспектор ПДН;
  • классные руководители;
  • педагоги-предметники.

В районе:

  • Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС);
  • субъекты профилактики: инспектор инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Колпинскому району Санкт-Петербурга, специалисты опеки и попечительства, специалисты КДН и ЗП администрации района.

Ожидаемые результаты:

  • снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми;
  • снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета;
  • сформированность потребности в здоровом образе жизни у обучающихся;
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся;
  • повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность;
  • повышение правовой грамотности родителей и педагогов в профилактике правонарушений.

Определение эффективности профилактической деятельности:

На этом этапе работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с обучающимися методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Задача возлагается на классных руководителей, социального педагога, специалистов ЦПМСС, субъектов профилактики.

Условия реализации программы:

  • комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;
  • развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательной организации, родителями и учащимися;
  • вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  • наличие помещений для проведения досуговой деятельности;
  • взаимодействие с родителями для привлечения детей во внеурочную деятельность;
  • желание подростков в участии мероприятий досуговой деятельности.

Точки риска при реализации программы:

  • недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;
  • нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;
  • невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;
  • отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;
  • невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время.

Взаимосвязь указанных подходов строится на основе объединения теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» и способствовать значительному снижению совершений правонарушений и безнадзорности детей. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Этапы реализации программы

1. Организационный этап.

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОМВД Колпинского района, КДН и ЗП, ГИБДД.
  • Организация работы Совета профилактики школы.
  • Составление социального паспорта класса, школы.
  • Ведение дневника учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, карты семьи.

План социального педагога на ___ учебный год