Web-клуб молодых специалистов и наставников «Интернет-наставник (модель многоуровневого наставничества в работе с молодыми специалистами)

Разделы: Администрирование школы


На волне демографического подъема перед педагогическим сообществом, методическими службами и органами управления образования встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты (далее - МС) не хотят идти в школу, но и с тем, что многие долго в ней не задерживаются. Исследования показывают, что молодые специалисты испытывают следующие затруднения: личностная и профессиональная адаптация к школе; трудности взаимодействия с администрацией; проблема вхождения в педагогический коллектив; затруднения в налаживании общения с учащимися; выбор оптимальной позиции во взаимодействиях с родителями учащихся; переживание «профессионального одиночества»; недостаточность организационно-методической поддержки деятельности со стороны администрации.

Чтобы помочь молодому педагогу, в муниципальном бюджетное общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 44 г. Сургута был разработан проект «Становление системы поддержки молодых специалистов как необходимое условие введения профессионального стандарта педагога», результатом реализации которого стала модель сопровождения молодых специалистов. Фрагмент опыта реализации представлен в статье «Наставничество в современной школе», которая была опубликована в сборнике «Теория и практика развития системы современного наставничества в сфере образования г. Сургута».

Проблема дефицита наставников по некоторым профилям профессиональной деятельности, недостаточный уровень мотивации педагогов-наставников привели в 2014 году к идее сетевого наставничества. Был разработан сайт «Web-клуб молодых специалистов и наставников «Интернет-наставник» для общения молодых специалистов и наставников в сфере образования, являющийся современным средством самообразования молодого педагога и повышения его квалификации, платформой для организации конкурсов и проектов (ссылка на сайт: http://интернет-наставник.рф).

Web-клуб поставил перед собой следующие задачи:

  • Организация пространства для коммуникации и профессионального роста молодых педагогов, распространение педагогического опыта.
  • Содействие в профессиональном становлении и реализации творческого потенциала молодых педагогов.
  • Привлечение творческой талантливой молодежи в систему образования Ханты-Мансийского округа - Югры.
  • Обеспечение международных, межрегиональных, межведомственных и корпоративных связей по вопросам профессионального роста и социальной защиты молодых педагогов.
  • Объединение молодых педагогов в рамках сетевого клубного движения.
  • Защита интересов молодых педагогов в рамках взаимодействия с администраций образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием.
  • Оказание методической помощи молодым педагогам округа.
  • Поддержка профессионального конкурсного движения.
  • Привлечение социальных партнеров для оказания психологической, юридической, методической поддержки молодых специалистов.
  • Обеспечение методической поддержки массового внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику.

Одним из основных плюсов в разработке сайта мы видели в том, что молодой специалист мог выбрать себе наставника «вне времени и пространства», т.е. без географических и каких-либо еще ограничений.

Но платформа сайта - «закрытое» пространство, и вскоре мы столкнулись с тем, что педагоги неохотно передают и перенимают опыт без конкретного социального запроса. Именно тогда, в 2015 году, возникла идея организации дистанционных сессий в рамках web-клуба с широким привлечением педагогов из образовательных организаций города, а с 2020 года - округа и федерации (школа является членом сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО, в рамках которой 2 сессии стали открытыми, в них приняли участие педагоги из 6 городов).

В 2019 году проект вошел в приоритетный муниципальный проект «Школа наставников» Тематика вебинаров формировалась на основе социального заказа молодых специалистов. С 2015 по 2021 годы было проведено 9 дистанционных сессий: 488 педагогических работников из 156 образовательных организаций различного типа провели 374 вебинара, слушателями которых стали более 6400 человек. Было организовано более 130 обучающих индивидуальных консультаций, в рамках которых наши специалисты выступили в роли технических и методических тьюторов. На основе выступлений были составлены 5 электронных сборников.

Недостаточный уровень ИКТ-компетентности молодых специалистов, выявленный в ходе организации дистанционного обучения в период пандемии, в том числе в рамках дистанционных сессий Web-клуба, привел к мысли о проведении практикумов по разработке и техническому сопровождению индивидуальных сайтов. Так мы стали инициаторами и организаторами муниципального конкурса-практикума для молодых специалистов «Лучший сайт-портфолио». В 2020, 2021 годах было проведено 10 обучающих семинаров-практикумов, на которых 52 конкурсанта познакомились с 8 платформами, разработали и(или) усовершенствовали авторские сайты. Конкурсы проводились под патронажем департамента образования Администрации города Сургута, Профсоюзного комитета работников образования, МАУ «Информационно-методический центр». Победителями и призерами стали 12 участников, получив денежные призы и подарки. Педагоги, ставшие для молодых специалистов наставниками на период конкурса (мы назвали их «мобильными наставниками»), порадовались победам подопечных на конкурсах сайтов различного уровня, в том числе на муниципальном и окружном конкурсах профессионального мастерства.

Часто молодые специалисты приходят в образовательное учреждение, не задумываясь о карьерном росте или рассматривая его только в вертикальной плоскости. Важно обратить их внимание на то, что главное для учителя - горизонтальная карьера, которая отражает профессиональное развитие педагога и сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Мы рекомендуем молодым педагогам отнестись к своему будущему и к своей карьере как к Start-upу, проекту, который требует тщательной подготовки, управления процессом профессионального роста. Стартовая диагностика молодых специалистов, анализ испытываемых ими затруднений показывает, что часто у молодых недостаточно развиты профессиональные навыки. Причем это не столько Hard Skills, сколько Soft Skills и Self Skills. Определить точки роста помогает технология самоменеджмента, цель которой: максимально использовать собственные возможности, обдуманно управлять течением своей жизни и побеждать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Очень важна внутренняя мотивация, когда современные требования к педагогу рассматриваются не сточки зрения сверхфункционала, а как возможность профессионального роста.

Функции технологии самоменеджмента (самодиагностика, целеполагание, планирование, принятие решений, создание/самоорганизация своей образовательной среды, постоянный самоконтроль, налаживание коммуникаций и каналов информации) легли в основу разработки и реализации нескольких программ и отдельных мероприятий: программа «Мотивация - это все!», проект «Технология педагогического самоменеджмента как основа перманентного профессионального развития учителя в условиях реализации национального проекта «Образование», включающий 3 направления: «Самоменеджмент», «Тайм-менеджмент для учителя», «Индивидуальный план профессионального саморазвития». Эти проекты направлены на развитие навыков Self Skills - навыков построения себя или Я-навыков. Наставниками часто выступают педагоги-психологи, при этом часто молодым педагогам предлагается поддержка «Информационно-методического центра», «Центра консультирования и диагностики», которые организуют психологические тренинги и мастер-классы, в том числе с приглашением бизнес-тренеров и коучей.

Настоящим подарком для вновь назначенных и молодых заместителей директора стал муниципальный проект «Управленческий Start-upу», в котором наши заместители директора стали не только участниками, но и наставниками/экспертами. В течение 7 месяцев молодых замов интенсивно на основе деятельностного подхода учили основам управления, знакомили с лучшими управленческими практиками, помогали разрабатывать управленческие проекты. Два из трех наших вновь назначенных заместителей директора, принимавших участие в проекте, стали призерами конкурса управленческих проектов.

Направление «Hard Skills» представлено традиционно: наставник-предметник для молодых специалистов, организация шефских пар для вновь принятых педагогов, руководители МО и ГМО, курирующие заместители директора. Совершенствование «жестких» навыков осуществляется на основе следующей циклограммы: в начале года - первичная диагностика, назначение наставника, введение в профессиональную деятельность, разработка индивидуального плана профессионального развития, участие в Декаде молодых специалистов (на уровне образовательной организации для педагогов 2-3 года, на уровне муниципалитета - первого года); в течение года - посещение и анализ уроков, внеклассных занятий и т.д., участие в дистанционных сессиях «Веб-клуба молодых специалистов и наставников «Интернет-наставник», отчет по теме самообразования (теоретический аспект) на уровне ШМО, самодиагностика; в конце учебного года - «Отчетная декада» для МС (проведение ими открытых уроков/мастер-классов). Ключевую роль в деятельности МС играет наставник - предметник.

Направление «Soft Skills» наиболее востребованное. За молодым специалистом закрепляется наставник - классный руководитель, руководители МО классных руководителей, которое получило название «Наставник». Молодым педагогам предлагается принять участие в муниципальных проектах: «Школа классного руководителя» (в течение каникул новобранцев погружают в воспитательную систему того или иного образовательного учреждения); «Школа тьюторов» (в течение года в онлайн-режиме педагоги совершенствуют навыки проектной деятельности и результаты представляют на городской конференции «Юность науки», где выступают только ученики, чьими руководителями стали молодые специалисты), конкурс-практикум «Лучший сайт-портфолио», о котором рассказано выше.

Все направления наставнической деятельности объединены целями и задачами Web-клуба молодых специалистов и наставников «Интернет-наставник».

Целевые показатели проектов по МБОУ СОШ № 44 г. Сургута:

  • 100% количества молодых педагогов, реализующих индивидуальную программу профессионального саморазвития;
  • увеличение до 70% количества педагогов, аттестованных к концу третьего года на первую квалификационную категорию;
  • 100% количества молодых педагогов, своевременно прошедших курсовую подготовку повышения квалификации, в том числе дистанционно;
  • 100% количества молодых педагогов, применяющих ИКТ в образовательной деятельности;
  • 70% количества педагогов, участвующих педагогических форумах, конференциях, педчтениях и т.д.;
  • 60% количества педагогов, имеющих публикации;
  • 100% количества педагогов, участвующих в инновационных проектах;
  • 40% количества педагогов, участвующих в деятельности городских профессиональных сообществ;
  • положительная динамика уровня профессиональных навыков, личностного потенциала, педагогической рефлексии;
  • положительная динамика уровня готовности педагогов к инновационной работе;
  • соответствие спектра реализуемых педагогических средств (технологий, методов) целям развития школы;
  • отрицательная динамика «текучести» кадров;
  • 8 победных и призовых мест в муниципальных и окружных профессиональных конкурсах за последние 2 года.

Опыт организации наставнической деятельности неоднократно представлен на различном уровне. Приглашаем всех к сотрудничеству!