«Шепотная речь» – методический прием развития и совершенствования фонематического восприятия на индивидуальных и групповых занятиях

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Шепотная речь


Наши наблюдения показали, что использование в логопедической практике традиционных методов и приемов не всегда приводит к положительным результатам.

Анализ специальной литературы дает возможность говорить об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых отклонений у детей шепотной речи. По мнению авторов ряда исследований, использование шепотной речи вызывает у ребенка ориентировочную реакцию, повышает внимание к собственной речи и к речи окружающих. Все это облегчает формирование умения слышать отдельные звуки внутри слова, что является необходимой предпосылкой формирования правильной речи.

М.Е.Хватцаев, например, рекомендовал использовать шепотную речь при постановке звука Р, при исправлении ускоренной речи дошкольника, при появлении сиплого, хриплого и срывающегося голоса. Он утверждал, что введение шепотной речи снимает излишнюю возбужденность нервной системы ребенка, повышает слуховое и зрительное внимание.

В своей работе мы использовали шепотную речь как профилактику моторного и сенсорного недоразвития, а также в процессе коррекционного воздействия (при постановке, автоматизации и дифференциации звуков) при активизации и обучении связной речи.

Обучении шепотной речи проводилось в форме речевых игр (коротких и длительных). В младшем дошкольном возрасте их проводим 1 раз в неделю. Этим занимаются педагоги в профилактической работе с детьми. В работе с детьми пятого и шестого года жизни речевые игры составляют часть занятия. В подготовительной к школе группе на основе шепотной речи мы проводим занятия и используем этот приём в совместной деятельности с детьми в течении дня.

В процессе коррекционной работы глухие (П.Ф,Т,С,Ц,Ш,Ч,Щ,К,Х) и сонорные (Р,Л) согласные отрабатывались первоначально на шепотной речи, а затем включались в нормальную речь.

Игры для детей младшего возраста

«Сорока-белобока»

Цель: развитие слухового внимания в движении пальцев рук.

Педагог просит детей показать ладошки и говорит шепотом: «Сорока-белобока кашу варила, детей кормила (малыши делают круговые движения пальцами одной руки по ладошке другой): этому дала и т п.), а этому не дала. Он воду не носил, дрова не рубил, печку не топил, каши не получил».
Затем дети повторяют слова шепотом за воспитателем 2-3 раза.

«Покажи, как это»

Цель: развития словаря и слухового внимания.

Педагог говорит шепотом, а дети изображают жестами и мимикой.

Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Затем малыши шепотом повторяют слова за педагогом 2-3 раза.

«Заинька»

Цель: развитие слухового внимания и координации движения.

Дети становиться в круг. Педагог шепотом произносит текст, дети выполняют все названные движения:

Заинька, походи,
Серенький походи.
Вот так, вот сяк походи!
Заинька, подбодрись,
Серенький подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись!
Заинька топни ножкой,
Серенький топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой!
Заинька, повернись, Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись!
Заинька, попляши, серенький попляши.
Вот так, вот сяк попляши!
Заинька, поклонись, серенький поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!

Дети повторяют за воспитателем текст шепотом 1-2 раза.

Игры для детей среднего возраста

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель: накопление и уточнение словаря

1 вариант. Педагог шепотом называют предметы, животных, птиц (5-6 названий), а дети показывают соответствующие им действия.

2 вариант. Педагог показывает движения (5-10), а дети шепотом говорят, кого или что оп изобразил.

«Эхо»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия и самоконтроля.

1 вариант. Педагог произносит слова тихим голосом, а ребенок повторяет шепотом. Каждый вариант повторяется 2 -3 раза.

2 вариант. Ребенок говорит тихим голосом, а педагог отвечает шепотомю

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: накопление словаря, развитие речи, фонематического слуха.

Дети, закрыв глаза, слушают различные звуки (крик, птицы, гудок машины, шелест листьев и др.) По сигналу педагога открывают глаза и шепотом говорят, что звучало. Игра повторяется 2- 5 раз.

«Лото»

Цель: научить правильно соотносить слово, произнесенное шепотом, с изображением на карточке.

Для игры используется любое детское лото. Педагог раздает детям большие карты, маленькие берет себе. Затем показывает карточку, а ребенок, у которого есть такое же изображение на большой карте, называя ее шепотом. Игра повторяется 2 -5 раз.

«Принести игрушки»

Цель: развитие ориентации в пространстве, количественных представлений.

Оборудование: мелкие игрушки.

Дети сидят на стульях. Педагог шепотом дает задание одному из детей принести определенное количество игрушек. Ребенок, выполнив задание, шепотом об этом рассказывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игра повторяется 2-6 раз.

«Угадай, кого не стало?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

Дети стоят в кругу (или сидят на стульях). Педагог выбирает водящего, который уходит за пределы комнаты или закрывает глаза. Кто-либо из детей выходит из круга и прячется. Водящий должен угадать, кого не стало. Если он затрудняется, то дети шепотом стараются ему помочь наводящими вопросами. Если водящий угадывает, то игра повторяется, но из круга выходит другой ребенок Игра повторяется 2- 3 раза.

«Угадай, кто это?»

Цель: воспитание слухового внимания и навыка звукоподражания.

Все дети стоят по кругу. Ребенок, к которому подходит водящий, шепотом имитирует голос какого - либо животного или птицы. Водящий должен узнать, кто это. Игра повторяется 2-3 раза.

«Эхо»

Цель: развитие слухового внимания и самоконтроля.

Педагог стоит в центре полукруга детей. Шепотом произносит любое слово. Ребенок, который первым правильно шепотом ответит, что услышал, получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Игра повторяется 2-3 раза.

«Кто позвал?»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Дети становятся в круг, в центре - водящий. Кто-либо из играющих (по сигналу воспитателя, идущего за кругом) шепотом называет водящего по имени, и тот должен угадать, кто его позвал. Игра длиться 10 минут.

Игры для детей старшего возраста

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети стоят в кругу. По сигналу воспитателя они разбегаются, а водящий с завязанными глазами ловит. Пойманный ребёнок ложен шепотом сказать слово, а водящий угадать, что он сказал. Игра длиться 5-10 минут.

«Угадай чей это голос?»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети стоят по кругу, водящий - в центре. Играющие движутся по кругу со словами:

Мы немножко порезвились.
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя - узнай

По сигналу педагога кто-либо из детей называет имя водящего, а тот определяет, кто его позвал!

Игра длиться 5-15 минут.

«Поручения»

Цель: развитие слухового самоконтроля.

На расстоянии 5-6 метров от детей педагог шепотом произносит несложные поручения: «Саша, возьми мяч, положи на полку». «Ваня, открой дверь»; «Даша, поиграй на арфе» и т.д. Игра длится 5-10 минут.

«Куда бежать?»

Цель: правильно услышать ориентир и постараться добежать первым.

Педагог стоит в центре полукруга детей и шепотом говорит «Раз, два, три к (ориентиру) беги!» Ориентир; дерево, горка, домик и т.д. Кто первый прибежит, тот становиться ведущим. Игра длиться 10-15 минут.

«Кто внимательный?»

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины и другие игрушки. Дети сидят на стульях. Вызванный ребенок выполняет задание, произнесенное ведущим шепотом (действия с игрушками). Водящим и ведущим могут быть дети, вибронные по желанию или считалкой. Расстояние до водящего от 3 до 5-6 метров. Игра длиться 10-15 минут.

«Улавливай шепот»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Играющие делаться на две команды и выполняют задания:

  • ведущий предлагает изобразить на лице определенное состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т.п.) или отгадать, какое состояние он сам изобразит;
  • ведущий называет профессию (маляр, водитель, врач, дворник), а дети должны ее показать с помощью характерных движений. Для усложнения ведущий отходит от команд на большее расстояние - до 10 метров.

«Отгадай, кого я изображаю?»

Цель: развитие слухового контроля.

Педагог жестами и движениями изображает, что делает человек той или иной профессии (водитель, маляр, врач, дворник, пианист и т.д.), а дети отгадывают и шепотом называют.

«Красный - белый»

Цель: нахождение в словах, произнесенных голосом или шепотом, шипящих или свистящих звуков.

Оборудование: на каждого ребенка по два кружка - красный и белый. Педагог называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий, дети поднимают красный кружок, если нет - белый.

«Где звук?» (произношение свистящих или шипящих без голоса)

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: полоски из цветного картона, разделенные яркими линиями на три части, фишка. Педагог шепотом называет слово. Дети определяют, в каком месте находиться заданный звук, и ставят фишку на нужную часть полоски.

«Кто больше?»

Цель: нахождение шипящего или свистящего звука в названиях предмета на картинке.

Педагог показывает сюжетную картинку «Огород». Дети рассматривают ее и перечисляют тихим голосом, что растет на огороде (называют слова, в которых есть заданный звук). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Так же в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации правильной артикуляции и автоматизации звуков используем чистоговорки и стихи, которые произносим разным по высоте голосом.

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шопот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шурши:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
- Дай на ушко пошепчу: шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тихо, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши - тишину послушай!..
В.Суслов

Используемая литература

  1. Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие). М.: «Сфера», 2008 год.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н «Фонетиеская ритмика». М: «Сфера», 2000 год.
  3. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания» Санкт-Петербург: «Дельта», 1990 год.
  4. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса». М: «Астрель», 1999 год.
  5. Кыласова Л.Е «Развитие речи», конспекты занятий для старшей группы. Волгоград, «Учитель», 2007 год.
  6. Картушина М.Ю «Логоритмические занятия в детском саду». М: «Сфера», 2004 год.
  7. Хватцев М.Е.«Логопедия» работа с дошкольниками. Санкт-Петербург: «Дельта», 1996 год.