Русская народная сказка "Каша из топора"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», русские народные сказки, русская народная сказка «Каша из топора»


УМК: «Школа России».

Класс: 2 класс.

Тип урока: Урок «открытия нового знания».

Цель урока: Познакомить детей со сказкой "Каша из топора".

Планируемые результаты:

Предметные:

  • чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок;
  • умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;
  • умение определять вид сказок;
  • умение работать с пословицами;
  • давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения.

Личностные:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Осознавать личностный смысл учения и интерес к изучению литературного чтения.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её содержанием.
  • Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Регулятивные УУД

  • Мотивация совместной деятельности учащихся и учителя по достижению результата.
  • Планировать учебную деятельность на уроке.
  • Планировать дальнейшую читательскую деятельность.

Познавательные УУД:

  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
  • Формировать умение уважительно относиться к позиции другого.
  • Учиться работать в парах и группе.

Мотивационно-целевой этап

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

- Урок литературного чтения. Сегодня, ребята, каждый из вас получит за работу на уроке отметку, за каждым из вас будет наблюдать сосед по парте, ну и конечно я. У вас на столах листочки для оценивания каждого из вас. Мы сегодня будем работать парами, группой и фронтально.

Отгадайте загадку:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(каша)

- Из чего готовят каши? (из крупы)

- А крупу из чего делают? (зерно. Затрудняются ответить)

- Открываю слайд 2 и кратно рассказываю и показываю.

- Из пшеницы - манную кашу и пшеничную, из просо - пшенную кашу, из овса - овсяную кашу, из гречихи - гречневую, из ячменя - ячневую и перловую каши.

- Поиграем, я загадала кашу из …, (а хотите узнать из чего?).

- Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать, получившееся слово, в выделенных клетках. Вопросы по домашней работе сказке «Лиса и Журавль». Сейчас работаем в группах. Не забываем про листочки оценивания. Поднимаем руку, кто выполнит это задание. Разгадывают, работают группами. Для тех, кто быстро отгадает, предлагаю подумать, какие вопросы у вас возникают.

Оцените работу по кроссворду.

  1. В чем принесла угощение лиса журавлю? (тарелка)
  2. Где жил журавль? (болото)
  3. Пошел журавль на званый … . (пир)
  4. Куда позвала лиса журавля? (гости)
  5. Какое угощение приготовил журавль лисе? (окрошка)

- Итак, что получилось (топор).

- А что такое топор, для чего он нужен? (инструмент для рубки, например, колоть дрова).

- Из чего у нас получилась каша? (из топора)

Открываю тему урока на доске «Каша из топора».

- Какие вопросы у вас возникли? (работаем в парах - устно).

- Спрашиваю фронтально и записываю на доске.

- Можно ли сварить кашу из топора? Как?

- Почему так произведение называется?

- Жанр произведения?

- Какую цель поставим на урок? (познакомиться с произведением «Каша из топора»). Найти ответы на вопросы.

Ориентировочный этап

- Где найдем ответы на наши вопросы? (учебник, энциклопедия)

Поисково-исследовательский этап

- Нам встретятся старые слова, давайте поработаем со словарем (фронтально).

  • побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
  • притомиться - устать;
  • изба - деревянный, крестьянский дом;
  • вдоволь - достаточно;
  • чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
  • сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса

- Внимательно слушаем и определяем жанр произведения.

Читаю. Чтение с остановкой (предположение что же будет дальше).

- Какой жанр произведения, как вы думайте? (сказка).

- Почему? (из топора кашу не варят)

Сказки бывают разных народов.

- Это какая сказка, какого народа? (Русская народная сказка).

На доске открываю тему до конца.

- Открываем учебник стр. …, дети читают цепочкой

Физкультминутка

Практический этап

Работаем фронтально

- Кто главные герои сказки? (солдат, старуха)

- Охарактеризуйте солдата, какой он, почему? (находчивый, смелый, смекалистый)

- Охарактеризуйте старуху, какая она, почему? (жадная, добрая...)

Работа в тетрадях.

Индивидуально. Записываем число и тему урока.

- Орфографическая работа (слово топор)

На столах листочки с пословицами. Выбирают пословицу и записывают в тетрадь.

  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Сметка дороже всего.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.

Проверка. В парах, затем фронтально. Оцениваем работу.

Рефлексивно-оценочный этап

- Ддавайте вернемся к нашим вопросам, которые мы с вами записали на доске в начале урока.

- На все ли вопросы мы нашли ответ? (да)

- Где вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили?

- Выполнили мы с вами цель нашего урока?

- Подведем итог урока.

Резюме.

  • оказывается, что…
  • я понял, что…
  • я узнал, что ..

Учитель и дети оценивают друг друга по листку оценивания. Проставляем оценки в дневник.

Запишем домашнее задание на выбор:

  1. Творческий пересказ.
  2. Можно ли сварить топор? Как?
  3. Чтение по ролям.

Эмоциональное состояние детей проверяю с помощью цветных карандашей (зеленый - отличное настроение, желтый - нормальное, красный - плохое).