Лексические игры и головоломки для формирования положительной мотивации в изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


«Игра - это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений и понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Не секрет, что речевые умения зависят от уровня владения лексикой. Часто у обучающихся возникают трудности в усвоении новой лексики. Для успешного изучения английского языка важно замотивировать учеников. Игровые технологии как раз стимулируют познавательную деятельность и повышают уровень положительной мотивации к обучению.

Игра - это развивающая форма деятельности, при которой открывается раздолье для творчества, самовыражения. Через игру решаются проблемы личностных отношений, приобретается опыт построения коммуникаций с людьми. В ситуации игры происходит убыстрение мыслительного процесса, поэтому обучающийся начинает активно думать и говорить на иностранном языке. Не правда ли, игровой метод таит в себе обширные обучающие возможности? Для учителя игра - это аналог упражнения с многократным повторением материала. В то время как для детей игра - это увлекательное взаимодействие с учителем и сверстниками, в процессе которого свободные высказывания сопровождаются положительными эмоциями, что способствует успешному усвоению материала. Лексические игры и головоломки, адаптированные на разный возраст и уровень владения английским языком, - это важный инструмент для изучения лексики.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет не только обучающую функцию, развивая при этом память, внимание, но и воспитывает внимательное, уважительное отношение к другу в игре, создает благоприятную атмосферу на уроке, превращая урок в необыкновенное приключение, объединяет ребят, устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения при взаимодействии. В игровой форме можно легко донести новый материал, отработать сложные моменты и мотивировать детей на изучение английского языка. Игра не только помогает усвоить английскую лексику без «зазубривания», но также позволяет научиться правильно ее применять.

Однако, игра принесет требуемый результат лишь в том случае, если будет тщательным образом спланирована преподавателем. Для того чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо чётко представлять желаемый результат. На этапе подготовки важно задаваться вопросом «зачем мы это делаем?», чтобы определить целесообразность использования игровых приёмов во время занятия. Лексические игры и головоломки необходимы для успешного усвоения языкового материала, расширения словарного запаса, повторения и закрепления лексики, снятия языкового барьера и страха говорить на другом языке, снятия усталости у учеников. Правильно подобранные и хорошо продуманные задания являются эффективным методом отработки и расширения словарного запаса. Задания должны иметь чёткие инструкции, которые способны выполнить все участники, и не вызывать дискомфорт и негатив. Игры для усвоения лексики не должны занимать основную часть урока, т.к. игра достигнет желаемого эффекта, если её будут ждать как перерыв в выполнении трудной работы. Важно вовлечь каждого ученика.

Лексические игры и головоломки на уроках английского языка можно проводить с учениками любого возраста, но нужно учитывать психологические особенности учащихся, включать лексический материал и темы, работа над которыми ведется в классе в данный момент. Необходимо определить адекватную форму исправления лексических ошибок, четко объяснить правила игры и ведущими привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.

Задания на уроке могут варьироваться в зависимости от уровня владения языком, поставленных целей и задач (например, изучение новых лексических единиц или повторение ранее изученных, отработка письма), формату выполнения заданий (творческие или коммуникативно направленные), уровню восприятия (зрительные, слуховые), уровню активности.

Чтобы ученики были активны при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать разнообразные формы работы: парную, групповую, фронтальную. Объединяя ребят для парной работы, учителю необходимо обеспечить равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику. Групповая форма работы дает возможность каждому оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации.

Педагогический потенциал лексических игр и головоломок на уроке иностранного языка состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес, стимулировать умственную и речевую активность, направленную на закрепление лексических единиц, создавать атмосферу сотрудничества в ходе выполнения задания. Игра позволяет сделать учебный процесс увлекательным, активизирует мыслительную деятельность. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.

Приложение №1