Методы и приёмы обучения детей по изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Класс: д/с


Успех воспитания и обучения во многом зависит от того какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, формировать знания, умения, навыки, развивать способности к изобразительной деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструирования следует понимать систему действия педагога, которая направлена на усвоение содержания определённого программой

1. Традиционная классификация методов - наглядные, словесные, практические, игровые.

2. Новая классификация по видам деятельности учащихся:
- информационно-рецептивный (через рецепторы);
- репродуктивный;
- эвристический;
- исследовательский.

Информационно-рецептивный

  1. Наблюдение - целенаправленное восприятие, как правило проводится во время прогулки. Выбирает объект, который будет наблюдать, намечает вопросы.
  2. Обследование (3 части)
    - восприятие предмета в целом;
    - анализ предмета - выделяется форма самого предмета или его частей, строение, величина, цвет;
    - восприятие предмета в целом.

В обследовании участвуют жесты и речь.

Жестом подчёркивает то, на что хочет обратить внимание.

  1. Готовый образец - выполнен самим педагогом. Образцы используются в крайних случаях.
    - предстоит большая сложная работа, показать конечный результат (аппликация)
    - нет подходящей картинки, но умеет сам хорошо рисовать.
  2. Показ способов действия - учатся держать кисточку, пользоваться материалами. Показать новые способы. Показ полный и частичный.
    Показом нельзя злоупотреблять.
  3. Словесные:
    - объяснение
    - рассказ
    - вопросы
    - стихотворения.

Информационно-рецептивный метод направлен на развитие восприятия.

Репродуктивный

Чтобы знания стали более прочными, а воспринятые способы превратились в навыки, умения необходимы упражнения.

Деятельность педагога направлена на закрепление знаний, умений.

Упражнения - проводятся во всех возрастных группах, но содержание их меняется в зависимости от возраста детей.

Маленькие дети изображают много предметов. В старших группах много времени уделяется технике - держать карандаш, вырезать формы из бумаги.

Эвристический и исследовательский методы

Эти методы направлены на обучение творческой деятельности.

Эвристический предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский применяется тогда, когда педагог предлагает полностью выполнить творческое задание.

Возрастные особенности детей требуют выделение игровых приёмов в обучении, которые применяются во всех возрастных группах.