Обеспечение эффективного дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Руководство для учителей иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В результате закрытия школ, вызванного пандемией COVID-19, правительства стран приняли альтернативные решения с применением дистанционного обучения для обеспечения непрерывности качественного образования. Учителя и другие работники сферы образования находятся на переднем крае работы по обеспечению этой непрерывности. Учителям может потребоваться скорректировать свою роль, чтобы обеспечить эффективность решений дистанционного обучения.

Для обеспечения дистанционного обучения учителя должны разрабатывать учебные задания, помогающие учащимся активно изучать и формировать свое понимание темы; планировать гибкие обучающие задачи и обеспечивать обратную связь, чтобы учащиеся могли усваивать учебные материалы в удобном для себя темпе; предоставлять учащимся возможность поддерживать контакт со сверстниками, учиться с помощью дискуссий и взаимодействия, чувствовать себя уверенно. Учителя также должны помогать учащимся в организации своего обучения через постановку целей и контроля продвижения к ним.

Что вы хотите, чтобы они запомнили о ваших методах обучения в ближайшие годы, когда ваши ученики будут рассказывать другим о своем обучении во время пандемии COVID-19? Конечно, вы хотите, чтобы они помнили, что у них был учитель, который заботился о том, через что они проходят, который назначал материал, имеющий значение, и который помогал им поддерживать некоторое чувство стабильности, в то время как остальной мир разваливался.

Но все это легче сказать, чем сделать: обучение во время пандемии - это новый вызов для большинства преподавателей, и мы все еще пытаемся найти подходящий ритм.

Для большинства стран 2019-2020 и 2021-2022 учебные года завершились через онлайн-обучение, и, поскольку существует так много неизвестного, когда речь идет о самом вирусе и создаваемом им социальном дистанцировании, есть вероятность, что, когда занятия снова начнутся в сентябре, те тоже будет в сети.

Не позволяйте стрессу от пандемии коронавируса ослабить вашу любовь к преподаванию. Вот 6 советов по обучению онлайн во время COVID-19.

1. Практика, практика, практика

Онлайн-обучение учеников - это не то, на что вы подписывались, когда становились педагогом. Тем не менее, это роль, которую вы должны выполнять, пока социальное дистанцирование не уйдет в прошлое.

Не стоит ожидать совершенства от себя или своих учеников в течение первых нескольких месяцев онлайн-обучения.

Что вам следует делать-так это учить так, как будто завтра не наступит.

- Практикуйтесь в создании видео для ваших уроков.

- Попробуйте различные настройки освещения и звука, чтобы ваши ученики могли максимально использовать ваши видео.

- Практикуйтесь в проведении онлайн-часов для общения со своими учениками.

- Попробуйте создать новые учебные программы, которые научит ваших учеников тому, что им нужно знать в условиях кризиса, с которым сталкивается мир.

- Практикуйтесь в использовании приложений и научите своих учеников использовать технологии, которые им понадобятся для продолжения обучения в условиях пандемии.

2. Общайтесь со своими учениками

Когда дело доходит до обучения и общения со студентами в Интернете, можно обратиться к "слону в комнате". "ELEPHANT IN THE ROOM" - идиома, традиционно используемая в английском языке, которая обозначает обстоятельство или предмет настолько важной величины, что не обратить на него внимания было бы глупо, когда предмет под носом, но его никто не видит.

Коронавирус - это тема, вызывающая беспокойство у большинства людей, и, вероятно, она давит на умы ваших учеников. Говорите об этом. Сделайте это открыто и используйте как возможность утешить и переориентировать своих учеников.

Напомните своим ученикам, что получать информацию о мировых событиях - это хорошо, но зацикливание на новостных статьях о COVID-19 может принести больше вреда, чем пользы.

Предлагайте читать статьи о вирусе только один раз в день и только из надежных источников, таких, как «Всемирная организация здравоохранения». Это поможет предотвратить распространение дезинформации и снизить стресс.

3. Показать доступность

Даже после нескольких месяцев пандемии у учеников все еще остается много вопросов о том, насколько онлайн-классы соответствуют их очным аналогам.

Общение является ключевым моментом в обучении учеников онлайн. По мере того, как учителя продолжают переходить на онлайн-классы, ученикам будет задаваться множество вопросов. Для учителей английского или других иностранных языков эта задача выполнима. Мы с ребятами общаемся на иностранном языке, для нас это и практика, и показатель доступности учителя услышать проблемы учащихся. Если учитель показывает заинтересованность, ученик готов общаться и, конечно, понимает, что онлайн обучение ничем не хуже очного обучения."How are you today?"-начиная урок с этих слов, я показываю, что они мне не безразличны, вот вам и «доступность».

Можно использовать также эти вопросы:

  1. Что изменилось в нашем классе?
  2. Что и когда?
  3. Как будут проходить экзамены во время пандемии?
  4. Действует ли наша программа обучения?

Отправка еженедельного электронного письма с подробным описанием новых видеороликов, чтений и заданий на ближайшие недели также может быть невероятно полезной для поддержания организованности учащихся.

Наличие онлайн-рабочего времени также изменит правила «игры» как для учителей, так и для учеников во время пандемии.

4. Сделайте рутину

Дети процветают, когда в их жизни есть последовательность и рутина, в том числе и онлайн-классы. Составив расписание занятий, не отклоняйтесь от него.

5. Назначьте работу, которая имеет значение

Многие ученики испытывают стресс и тревогу по поводу своего будущего, поэтому онлайн-обучение во время COVID-19 - не лучшее время, чтобы поручать своим ученикам занятую работу.

Если вы хотите предоставить точный, полезный и интересный материал, то можете сделать это:

  1. Назначая стимулирующие или творческие, сложные домашние задания;
  2. Регулируя живые чаты или видеоуроки, чтобы ваши ученики усвоили порученную им работу;
  3. Оставаясь веселыми и интересными во время обучения;
  4. Разделив обучение на более мелкие занятия, которые легко усваиваются тревожными учениками;
  5. Отмечая работу ученика, комментируя то, что он сделал правильно и что он может улучшить. Зная то, что ученик привлекает ваше внимание и что ему ставятся цели, это поможет сохранить его мотивацию.

6. Быть оптимистом

Мы можем не знать, что нас ждет в будущем, но важно сохранять оптимизм, особенно когда речь идет об обучении наших учеников.

Использование таких фраз, как «Когда мы вернемся в класс в следующем году», и позитивное отношение к будущему может поднять моральный дух и настроение учащихся.

Чем счастливее ваши ученики, тем усерднее они будут работать в классе. Не позволяйте хаосу этой пандемии разрушить вашу любовь к обучению или любовь вашего ученика к учебе. Вы можете найти способы быть эффективным и внимательным учителем среди безумия, происходящего во всем мире. Учителя могут помочь детям в эпоху коронавируса, будучи доступными, общительными и обеспечивая образование, которое имеет значение.

Переход к онлайн-обучению в школе даже для самых подготовленных учителей оказался сложным. С одной стороны, ученики не отвлекаются на общение с одноклассниками и могут сосредоточиться на работе с учителем, с другой - домашняя атмосфера действует расслабляюще. Как и в случае с вузовскими преподавателями, школьным учителям оказалось немного проще. Они уже несколько лет проработали с электронными журналами. Но электронный журнал - это не полноценная онлайн платформа. Там можно размещать тексты и ссылки, с помощью журнала легко давать домашние задания, проводить опросы. Но он не был рассчитан на полноценную онлайн-работу с подключением учеников к экрану компьютера и презентацией урока в режиме реального времени.

Дистанционное обучение поменяло всю систему взаимоотношений педагога и учеников. Большинство учителей в первую неделю удаленных занятий, пока школы еще не были закрыты, продолжали ходить на работу, выходя в онлайн в обычное учебное время с рабочих компьютеров, но вскоре им пришлось все это выполнять из дома. Первая реакция для многих учителей - шок. Учитель, привыкший видеть весь класс, управлять им голосом и взглядом, мгновенно реагировать на все нарушения дисциплины, оказался полностью обезоружен новой системой. Поскольку писать текст на экране компьютера было невозможно, то камеру приходилось направлять на школьную доску, транслируя картинку через интернет. Качество картинки зависело и от разрешения камеры, и от освещения доски, и от пропускной способности канала. Учитель, ведущий урок, должен был говорить в полной тишине, не имея возможности получить обратную связь. Фактически школьный урок превращался в монолог учителя, который не мог выяснить, слушают его ученики или просто подсоединились к уроку и ушли играть. И если в малых группах, например для изучения иностранных языков, можно успеть за урок хотя бы послушать учеников, то для обычного класса в 25-30 учеников это физически невозможно.

Но если выдача информации ученикам еще хоть как-то оказалась возможна, то решение задач и выполнение упражнений, которое в школе обычно идет почти на каждом уроке, превратилось в бессмысленное домашнее задание. При существующем количестве «решебников», сервисов в помощь ученикам и онлайн-калькуляторов невозможно определить, насколько самостоятельно выполнялось задание. А проверка заданий превратилась в дополнительную нагрузку на учителя, поскольку ученики присылали плохо сделанные фотографии своих тетрадей, в которых еще нужно было разобраться.

Естественно, что ситуация выглядит по-разному для начальной, средней и старшей школы. В начальном классе онлайн-работа, судя по всему, практически невозможна. В средних классах она возможна только для очень ограниченного числа мотивированных детей, которых в обычной школе не более 2-3 человек на класс. Остальные ученики просто переходят в режим максимальной расслабленности. В старших классах, которые ждут ОГЭ и ЕГЭ, все зависит от уровня учебного заведения. В сильных школах у старшеклассников и так много самостоятельной работы: они готовятся к олимпиадам, решают задания для ЕГЭ, занимаются с репетиторами. В обычных, рядовых школах, где основной способ подготовки - это занятия с учителями своей школы, проблем возникает намного больше. Для ученика более или менее привычно выдержать 5-7 уроков в школе, но высидеть те же уроки, уткнувшись в экран компьютера, намного сложнее и эмоционально, и физически.

Подведем итоги

Работая 2 года в таком режиме, я поняла, что в вузовском образовании элементы онлайн-обучения вполне логичны и могут быть успешно использованы в дополнение к оффлайновым формам. В школьном образовании онлайн-обучение будет успешным только для высокомотивированных учащихся с хорошо выстроенной системой контроля и самоконтроля. Чем лучше выстроена обратная связь между учителем и учеником, чем лучше подготовлены для этого методики и пособия, тем лучше его эффективность. Стрессовое внедрение дистанционного обучения показало, что школьное образование категорически не готово к онлайн-обучению. Более того, дистанционная работа просто уничтожает его сильные стороны. Поэтому школам предстоит пройти очень длинный и неочевидный путь для внедрения полноценного дистанционного образования, к которому сейчас школы не готовы ни технически, ни методически, ни психологически. Возможно, когда-нибудь мы и придем к виртуальным классам, голограммам и трехмерным проекциям. И нынешний опыт станет ступенькой на пути к новым технологиям, но пока для школьников важнее всего учитель, стоящий у доски, а не пытающийся изо всех сил сохранить качество обучения в дистанционном формате.