Краеведческий практикум в изучении географии и биологии

Разделы: Биология, География, Краеведение


Предметы естественного цикла, обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения географии и биологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.

Эффективность экологического воспитания обучающихся целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы.

Одной из задач работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды, знакомство с заповедными территориями.

Заповедники, заказники - особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации. Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.

Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе. В настоящее время насчитывается Национальных парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН- 1035.

Краеведческий компонент в изучении географии и биологии, направлен на то, чтобы учащиеся лучше узнали географические и экологические особенности своей малой Родины - Белгородской области. Выполнение краеведческих заданий предполагает высокий уровень самостоятельности и эрудиции учащихся. К таким заданиям относят: краеведческие лабиринты, смысловое чтение, кроссворды, составление логических цепочек, исправление биологических ошибок в тексте (Приложение №1).

Задания предусматривают работу с учебником, картами и приложениями. Необходимо использовать результаты собственных наблюдений и исследований географических и экологических особенностей того места, где проживают.

Задача учителя - руководить деятельностью обучающихся, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии и биологии. Поэтому в основу подготовки учебного занятия была положена система творческих заданий, способствующих развитию личности.

Таблица 1
Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося

Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.

мышление, память, внимание

игра "термин-понятия"

память, внимание

Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание

Творческий уровень

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

социологический опрос

внимание, мышление

свое задание

внимание, память, мышление, воображение

Таблица 2
Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., Ждан Н.А.)

Типы творческих задач

Виды творческих задач

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

узнай объект, составление рассказа

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек

4-го уровня по развитию творческого мышления

выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений

Изучая, особенности природы своего края, обучающиеся лучше усваивают учебный материал, получают знания, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности, учатся любить Родину, беречь природу, рационально использовать её ресурсы.

Приложение 1

Викторина

"Я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о нашем родном крае.

Сейчас мы попробуем выявить знания области, в которой мы с вами живём.

  1. Что изображено на гербе Белгородской области? (Орёл надо львом).
  2. Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).
  3. Природная зона, в которой расположена область. (Лесостепь).
  4. Основной тип почвы, образованный на территории области. (Чернозём).
  5. Основные полезные ископаемые в недрах области. (Железная руда, глина, мел, минеральная вода).
  6. Назвать реки, которые протекают по территории области. (Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна, Ворскла, Короча).
  7. Назовите самое крупное животное, которое обитает на территории области. (Лось).
  8. Крупнейший храм Белгородчины. (Преображенский собор).
  9. Самый большой исторический музей г. Белгорода. (Музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление").
  10. 10.Чьё имя, носит Белгородский драмтеатр? (М.С.Щепкина)
  11. В честь какого генерала ВОВ, названы две улицы нашего города? (Н.Ф.Ватутина).
  12. В каком году была образована Белгородская область? (6 января 1954 года).
  13. Район Белгородской области, который славится яблоками? (Корочанский)
  14. В честь какого известного геолога назван город в Белгородской области? (Губкин).
  15. Назовите имя нашего земляка святителя, епископа Белгородского и Обоянского. (Иоасаф).

Источник: https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-meropriyatiya

Кроссворд «Знаешь ли ты родное Белогорье?»

  1. Название главной площади Белгородской области.
  2. Этим видом почв знаменит наш край
  3. Знаменитый русский актер, наш земляк, его имя носит белгородский государственный драматический театр.
  4. Название волейбольной команды нашей области.
  5. Во время Великий Отечественной войны, 5 августа 1943 г., освобождая наш город от немецко-фашистских захватчиков, он первым ворвался в оккупированный город на своем танке. Эта улица названа в его честь, здесь поставлен памятник погибшему танкисту.
  6. Река, протекающая в Белгороде.
  7. Имя этой спортсменки, уроженки Белгородской области, носит Спортивный комплекс Белгородского государственного университета.
  8. Музейный комплекс, построенный в нашем городе в честь сражения на Огненной дуге.
  9. Река, давшая название двум крупнейшим городам Белгородской области.
  10. Благодаря какому полезному ископаемому наш город получил свое имя?
  11. Он изображен и на гербе города Белгорода, и на гербе Белгородской области.
  12. Фамилия Главы администрации Белгородской области, ее губернатора.

Ответы:

  1. Соборная
  2. Черноземы
  3. Щепкин
  4. Белогорье
  5. Попов
  6. Везёлка
  7. Хоркина
  8. Диорама
  9. Оскол
  10. Мел
  11. Лев
  12. Савченко

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/08/31

Логическая цепочка

Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения Красной книги - Пион узколистный (воронец), начиная с наименьшего таксона.

  1. Класс Двудольные
  2. Пион узколистный
  3. Отдел Покрытосеменные
  4. Семейство Пионовые
  5. Род Пион

«Верные и неверные утверждения»

Учащимся дается таблица с утверждениями. До прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их +, если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком "-". Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.

Например, учащихся 7 класса на уроке по теме «Многообразие и значение насекомых» заполняют таблицу, оценивая утверждения. Затем читают текст, предложенный учителем:

Божья коровка

Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают ласково. У нас ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей овечкой, солнечным теленочком. Множество насекомых не тратит время и силы на окраску одежды: предпочитают зеленеть от съеденного хлорофилла, желтеть от каротина и ксантофилла, которые осенью придают очарование листве. Для божьих коровок такой путь практически невозможен - вегетарианцев среди них раз-два и обчелся. Поэтому солнечным телятам приходится добывать краски в поте лица. Вероятно, черные и коричневые меланины они вырабатывают как побочный продукт при обмене веществ, а яркие красные и желтые пигменты - производные мочевой кислоты- синтезируются специально. Вот и выходит, что сияющим видом коровка обязана только себе. Зачем же такой яркий наряд? Да затем, чтобы не трогали. В ней яд контаридин, обжигающий горло птицам, схватившим ядовитое насекомое.

В другой раз они облетят коровку стороной. Наши предки, не в пример птицам, коровок не выплевывали. Наоборот, живую букашку запихивали в больной зуб или раздавленным жучком натирали десны. В былые времена божьими коровками спасались от кори. В наши дни коровки родолии спасли цитрусовые плантации нескольких стран, когда на деревья набросился страшный вредитель, случайно завезенный из Австралии, - желобчатый червец. Этот червец не боялся даже такого яда, как синильная кислота. Удостоверившись, что химикаты скорее погубят деревья, чем уничтожат вредителей, решили прибегнуть к услугам родолии, которая в Австралии испокон веков воевала со зловредным червецом. Маленькие хищницы ехали со всеми удобствами в отдельной каюте, где в кадках стояли лимонные деревья. На деревьях кишел обед - червецы. На этом пастбище и паслись коровки, а чтобы они не разбежались, деревья окутали тончайшей сетью. Коровки благополучно переехали на новое место жительства, и червецы, спасаясь от коровок, перебрались с цитрусов на испанский дрок.

После прочтения текста, учащиеся вновь обращаются к таблице, переосмысливая свои знания.

Таблица в заполненном виде может выглядеть так:

Утверждение

До чтения текста

После чтения текста

Божья коровка ядовита

+

+

Божья коровка всеядна

+

-

Живой божьей коровкой люди лечат зубы

+

+

Красный пигмент вырабатывается от поедания плодов красного цвета

+

+

Божьих коровок люди перевозят специально за тысячи км для борьбы с вредителями

-

+

Божьих коровок нужно охранять

+

+

Птицы не клюют божьих коровок

-

+

Вариантом приёма «Верные и неверные утверждения» является самостоятельное создание учащимися перечня верных и неверных утверждений по определённой теме, которые затем оценивают одноклассники, исправляя неверные утверждения. Например, составленные учащимися утверждения по теме «Общая характеристика и происхождение прокариот»:

  1. Все микробы - бактерии
  2. Скопления бактерий называются колониями
  3. Бактерии видны только в микроскоп.
  4. Все заболевания человека вызываются только бактериями
  5. Клетки бактерий имеют ядро
  6. Бактерии размножаются делением клетки
  7. Бактерии - древние обитатели нашей планеты
  8. Бактерии могут жить без доступа воздуха
  9. Кокки - это палочковидные бактерии
  10. Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот

Ответы учащихся: 1-2+3+4-5-6+7+8+9-10+

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/01/

Пример задания на исправление биологических ошибок в тексте:

Перед Вами текст, содержащий пять биологических ошибок. Внимательно прочтите его, найдите ошибки и объясните, в чем они заключаются.

Жарким июльским днём ребята из лагеря отдыха побежали купаться к реке. «Осторожно! - сказал воспитатель. - Вы поскользнуться на зарослях на зарослях бурых водорослей фукусов, которые сплошным ковром покрывают берега реки. На мелководье кишели волосатики - опылители водных цветковых растений. Плавающие насекомые опыляли погружённые в воду папоротники и мхи. Внимание ребят привлекла кубышка - растение, у которого имеется два типа листьев: плавающие на поверхности и полностью погружённые в воду. Последние лишены кутикулы, с их помощью растение получает минеральные вещества. Корней у кубышки, как и у всех водных растений, нет. Выкупавшись, ребята вышли на берег, все перепачканные зелёной водорослью ряской».

(Источник: «Областная интернет-олимпиада «Дошколята - Эколята, Эколята - друзья и защитники природы»).