Измерение величин с помощью мерок

Разделы: Математика


Цель: обобщить знания детей об измерении величин с помощью мерок.

Задачи:

  • Учить подбирать нужные (удобные) мерки для измерения величин.
  • Развивать умение строить величины по заданным меркам.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, поощрять дружескую взаимопомощь при работе в группах, парах.

Оборудование: На электронной доске большая карта с изображённым островом, на котором находится сундук, и пиратским кораблём.

С помощью ломаной линии, начерченной по клеточкам, путь от корабля к острову, где спрятан «клад». Линия ломаная, потому что корабль должен обойти все подводные рифы и опасные места. (Необходимо, чтоб длина ломаной была удобна для измерения теми мерками, которые будут выданы детям). Сундучок, в который можно налить воду или насыпать крупу; вода (крупа, песок).

Для детей:

  • маленькие копии такой же карты по одной на группу (пару) и изображение одной из мерок (отрезок в виде полоски бумаги). У каждой группы (пары) разные мерки (отрезки) длиной 1 клетка, 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и др.;
  • мерные стаканчики разного объема;
  • мерки для измерения площади (прямоугольники и квадраты из клетчатой бумаги).

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы займёмся поисками клада. Его спрятали пираты на острове и хотят его забрать, поэтому мы с вами должны их опередить и забрать клад. Для этого мы должны хорошо потрудиться и выполнить ряд заданий. Давайте вспомним, что такое величина? (То, что можно измерить).

- А чем можно измерять величины? (Мерками). А любые мерки подойдут разных величин? (Нет). Какими мерками можно измерить такую величину как длина?

(Её можно измерить меркой - отрезком, или полоской). А площадь, какой меркой лучше измерять? (Меркой, состоящей из клеточек, например, квадратиком или прямоугольником). А объём чем можно измерить? (Объём можно измерить меркой - стаканчиком)

- Молодцы! Всё вспомнили. А сейчас приступим к выполнению нашей задачи. Для успешной работы группы, нужно вспомнить правила работы в группе. (Нужно договориться, кто что делает; выслушать мнение каждого; не ссориться и распределить обязанности). Хорошо!

- Итак, у каждой группы есть карта и одна мерка. Необходимо измерить путь, который должен проделать корабль, чтобы добраться до острова, на котором спрятан клад. Посмотрите внимательно, в виде чего изображён путь? (В виде ломаной линии). Верно! Приступайте к измерениям!

(Время 3-4 минуты)

- Итак, ребята, давайте сверим результаты. (Дети выходят группами и представляют свои измерения. Естественно, все измерения должны получиться разными).

- Ребята, а почему у вас получились разные длины? (Если ребята не догадались, можно предложить сравнить мерки). (А потому, что мерки у нас разные!)

- А теперь представьте, что под водой нет опасных мест для корабля, и найдите самый короткий путь от корабля до острова, выбрав самую удобную мерку. (На выполнение задания и обсуждение результата отводится 2-3 минуты). Представление результата 1-2 групп.

- Молодцы! А теперь новое задание для групп: наш остров сокровищ имеет необычную для острова форму, какую? (Прямоугольную).

- Верно. Ваша задача найти самую удобную мерку для измерения площади острова. (Дети работают в группах 2-3 минуты и представляют свои результаты. Здесь важно найти удобную мерку, то есть самую большую, чтоб измерений было меньше. Можно предложить детям мерку, которая будет равна величине. Дети под руководством учителя решают данную задачу).

- Ребята, вы умницы! Вам осталось справиться с последней на сегодня задачей. Перед вами сундук. Нужно измерить его объем. Как это сделать?

(Дети предлагают разные варианты. Учитель предлагает измерить объём, используя разные стаканчики-мерки. Наливать можно воду или крупу, песок. Полученные результаты дети сравнивают и приходят к выводу, что самая удобная мерка - это стаканчик наибольшего размера, так как его нужно использовать наименьшее количество раз).

- Ребята, вы добрались до сундука с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в нём! (Перевернув сундук, или открыв его, на доске появляется слово «ЗНАНИЯ»)

- Дети, как вы думаете, почему пираты спрятали от вас это слово? (Варианты детских ответов).

Рефлексия: Что делали? Что было трудно? Что было интересно? Чему учились?

Домашнее задание: Придумать задание для соседа по парте из мерок, использованных на уроке.

Примечание: этот конспект может послужить основой для интересного творческого урока. Прошу заметить, что на уроках математики линейками дети еще не пользуются.

Примерное изображение карты.