Методический семинар "Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ"

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Я представляю опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка на основе использования ИКТ»

Своё выступление я хочу начать словами великого педагога К.Д.Ушинского «…Ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения, «…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт».

Актуальность: интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, серьезное увлечение молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благоприятные условия для эффективного обучения английскому языку. Вместе с тем существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и Основной общеобразовательной программы основного общего образования с целью реализации Программы развития УУД включающая формирование компетенций обучающихся в области Использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основываясь на раннее сказанном целью моей педагогической работы на уроках является:

  • формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению английского языка средствами ИКТ.
  • Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:
  • разработать и подобрать упражнения для формирования каждого навыка иноязычного общения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • заинтересовать и мотивационно подготовить учащихся к работе с языковыми единицами средствами ИКТ с учётом разработанных упражнений по формированию иноязычного речевого общения.

В качестве теоретической основы использую работы Нигай Л.С. «Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка» Полата Е.С. «Новые Педагогические и Информационные технологии в системе образования» и «Метод проектов», Дмитриевой Е.И. «Взаимосвязь коммуникативного и личностного развития

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта)

(Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М.Лузиной).

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.

Диапазон применения ИКТ представляет с собой систему: "урок - проектно-исследовательская работа - внеклассная работа", что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету. Это:

  • Интерактивные презентации
  • Обучающие компьютерные программы
  • Интерактивные онлайн-упражнения
  • Средства телекоммуникации.

ИКТ можно применять на каждом этапе урока. Я хочу поделиться опытом применения ИКТ при формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности: Чтение, Аудирование, Грамматика, Лексика, Говорение а) монологическая речь б) диалогическая речь, в) письменная речь.

Я работаю по УМК М.З.Биболетовой (2-11 классы).

Опыт работы

Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка. Здесь на помощь приходят видеосюжеты. После просмотра видеосюжета проводим «Английскую гостиную», где обсуждаем вопросы, затронутые в видеосюжете в микрогруппах. Также использую деловую игру, применив специально организованную ситуацию коммуникации. Например, такую игру применяю после изучения темы «Путешествие». Учащиеся приходят в туристическое агенство и выбирают туры, которые предлагает агенство, просмотрев видеосюжеты, выбирают тур, объясняют свой выбор, далее идёт афиширование туров, используя определённые речевые клеше. Такой вид работы предполагает обучение в сотрудничестве Использование видеосюжетов с последующим их обсуждением и специально организованные ситуации коммуникации позволяют воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерных для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета. Сотрудничество с международным проектом «Видеоуроки» позволяет мне получить готовые обучающие фильмы для уроков.

Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

При обучении чтению использую аудиоприложения к УМК М.З. Биболетовой, при объяснении правил чтения я использую Интерактивные презентации PowerPoint. Наряду с обучающими дисками и презентациями я применяю очень интересную и полезную обучающую программу «Читаем весело», выполненное в программе Macromedia Flash,. Эта программа в яркой и занимательной форме дает учащимся представление о правилах чтения английских гласных букв, а затем в нем приводятся контрольные задания на проверку усвоения материала.

При изучении лексического материала во 2-7 классах вызывает интерес использование триггеров, с перевода английского -это спуск, крючок, затвор. Например в начальных классах по теме «Времена года» из 4 слов учащиеся выбирают название времени года, если выбрали правильно появится солнышко и звук, такие триггеры можно найти в сети Интернет или создать самому в программе Microsoft Power Point. Коллекция триггеров собрана по темам «Времена года», «Моя комната», «Школьные принадлежности» и т.д. Также использую флэш-игры. Например, послушай и найди нужную картину. Такие задания учащиеся выполняют индивидуально на компьютерах, либо в парах. Применяю интерактивные кроссворды, которые чаще использую для детей ОВЗ. Такие виды заданий обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся, пополнять лексический запас.

При обучении грамматическим навыкам применяю яркие, красочные интерактивные презентации и интерактивные таблицы, которые помогают учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять грамматические структуры в речи. А также применяю Видеоуроки, по определённой грамматической теме.

Чаще в своей практике я использую онлай-тесты на сайте learningenglish.ru «Решу ЕГЭ» после прохождения определённой грамматической темы, в которых сразу же оценивается результат учащегося, здесь же они могут увидеть свои ошибки и могут проанализировать их. С помощью онлайн-тестов могут определить уровень знания английского языка.

Повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, я использую электронную почту, учащиеся отправляют на мой почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ и оценку. Комментарий отправляю на английском языке. Им интересно, что же я написала, если не понятен комментарий переводят его с помощью словаря. Данный вид работы стал актуальным на сегодняшний день в связи с изменением в ОГЭ и ужесточением критериев в разделе «письмо». Но перед написанием письма мы отрабатываем алгоритм написания письма и некоторые фразы, которые необходимы употреблять в письме.

Обучение аудированию проходит по аудиоприложениям к УМК М.З.Биболетовой. Для контроля правильности прослушенного текста использую триггеры true? False?(да, нет), которые составляю сама, научиться составлять триггеры помог сайт englishteachers.ru.

Обучение диалогической речи проходит по видеороликам, которые учащиеся создают сами, видеоролики смотрим в классе, обсуждаем их, исправляем ошибки, вместе с классом оцениваем. Проводим конкурс лучших видеороликов. Либо видеоролик, который нахожу в интернете, неоценимую помощь в этом мне также оказывает сайт englishteachers.ru. включаю на экран, ученики просматривают и прослушивают, далее включаю видеоролик с субтитрами, после просмотренного и услышанного, выключаю звук видеоролика и учащиеся по группам или по парам, по картинкам воспроизводят диалог. Использование видеороликов позволяет воспринимать аутентичную речь и при этом сами учащиеся могут принимать участие в коммуникации.

Овладению навыкам монологической речи помогает метод проектов Этот метод приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики. Серия УМК М.З.Биболетовой как раз и спланирована так, чтобы готовить учащихся к защите проекта, что является необходимым условием применения данной методики. Подобные уроки проходят эмоционально, продуктивно, ученики видят результаты своих трудов, плюсы и минусы.

После каждого unita автор предлагает различные темы проектов, учащиеся сами выбирают понравившуюся им тему проекта.

Учащиеся 2-11 классов с интересом выполняют проекты. Во 2-4 классах проекты представляют в в виде альбома, коллажа. Форма презентации таких проектов: конкурс или праздник. Начиная с 5 класса представляют свой проект в виде презентации. Форма защиты проекта: конференция. Например, в 9 классе учащиеся работали над проектом «Добро пожаловать на наш школьный сайт», выступление проходило в форме конференции, где каждый ученик познакомил со своим сайтом, прорекламировав и объяснив принцип работы сайта. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Метод проектов предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии. На подготовительном этапе учащимся даю сайты в Интернете, где могут найти материал.

Также со своими учениками мы подготовили исследовательские работы: «Одежда, говорящая по-английски», «Английский язык- урок в моём расписании». В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. В старших классах создают Интерактивные Презентации, такая презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

Очень интересно проводятся внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. Чтобы выявить уровень владения русским и английским языками проводила игру «Говорун шоу с английским акцентом» по примеру игры, которая шла по телевидению, игра проводится вместе с учителями русского языка, в этой игре чётко прослеживается межпредметная связь-русский и английский языки.

В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная.

Во внеурочной деятельности с учащимися работаем с интернет ресурсами: проходим онлайн-олимпиады и осуществляем переписку с носителями языка на сайте chat-room (студенческий форум). Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.

Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски - вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников. Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Нельзя забывать требования САНПИНА , где чётко определено время применения технических средств на уроке

  • 1-2 классы - 10-15 мин,
  • 3-4 классы - 15-20 мин,
  • 5-7 классы - 20-25 мин,
  • 8-11 классы - 25-30 мин,

это просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, также определено время прослушивания аудиозаписи, работа с изображением на индивидуальном мониторинге компьютера и просмотр телепередач и просмотр изображений на учебных дисках:

  • 1-2 класс от 10 до 15 мин,
  • 3-4 кл - от 15 до 20 мин,
  • 5-7 кл. - от 20 до 25 мин,
  • 8-11 кл. - от 25 до 30 мин.

Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ, в своей практике применения средств я столкнулась со следующими проблемами:

  • несмотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал по изучаемой тематике;
  • сложно заранее спланировать, на каких уроках будут применяться ИКТ;
  • ограниченность в использовании видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся;
  • недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся;
  • необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

С целью выявления эффективности применения новых информационных технологий на уроках английского языка среди учащихся 2-11 классов было проведено анкетирование, которое выявило очень интересные результаты. Называя свой самый любимый тип урока иностранного языка, учащиеся назвали следующие, расположив их в порядке приоритетности:

  • I - урок с применением мультимедиа 82% опрошенных
  • II - обсуждение и демонстрация проектных работ 64%
  • III - нестандартные уроки и работа в группах 58%
  • IV - объяснение нового материала, урок-лекция 12%
  • V - самостоятельная работа 9%
  • VI - контрольная работа, тест 5%

Таким образом, анкетирование выявило, что урок с применением новых информационных технологий является самым любимым типом урока. Кроме того, 60% учащихся отметили, что их отношение к уроку за последнее время изменилось. 80% ребят считает, что им стало интересней на уроке. При этом 82,9% из числа опрошенных связывают изменение своего отношения к уроку английского языка с применением новых информационных технологий. 94,3% учащихся считают, что использование ИКТ на уроке иностранного языка необходимо.

Ими были названы следующие причины необходимости использования новых информационных технологий:

  • «Уроки более интересные, информация лучше запоминается».
  • «Когда сложные темы сопровождаются красочными картинками, они становятся доступными для моего понимания».
  • «Лучше развивает мышление».
  • «Интересней и познавательней».
  • «Больше узнаем».
  • «Запоминается лучше, чем на слух».

Мои ученики участвуют в различных дистанционных олимпиадах, в том числе онлайн олимпиадах, «Олимпис», на школьном и муниципальном научно-исследовательском конкурсах «Шаг в будущее», работа ученицы 6 класса в 2016г по теме «Английский язык в моём расписании» заняла 3 место. Количество участников олимпиад с каждым годом возрастает, если в 2016 г. было 6 человек, то в 2017 г. участвовали - 14 человек, 2018 г. - 21 человек.

Качество знаний по предмету повышается, если взять последние 3 года, качество повысилось от 41% до 52%.

Таким образом, на основании анализа анкетирования учащихся и опыта применения информационных технологий на уроках английского языка, можно сделать следующие выводы:

  • компьютерные технологии делают урок более наглядным, увлекательным и интересным для учащихся;
  • повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность;
  • развивают и углубляют межпредметные связи;
  • способствуют самореализации личности учащегося;
  • повышают качество знаний по предмету.

Практическое применение в образовательной деятельности новых информационных технологий доказывает необходимость и эффективность их использования. В условиях информатизации современного российского общества они становятся очень мощным инструментом в повышении качества и эффективности образования.