Основы профессиональной компетентности педагога

Разделы: Социальная педагогика, Профессия — педагог


Педагог - это мастер педагогической деятельности, которая направлена на передачу опыта от старшего поколения к младшему. [5] Педагогическая деятельность, это самая древняя деятельность, которая зародилась в Древней Греции. Я.Я.Коменский в своих трудах восхвалял деятельность педагога и считал, что это самая превосходная профессия, которая освящается ярким солнечным светом.

Практически каждый курс педагогики начинается с того, что студентам открываются двери «Основ педагогического мастерства и профессиональной компетентности». Именно профессиональная компетентность определяет высший уровень педагога. Она включается в себя основные требования, критерии, классификацию, которые определяю такие компоненты, как:

  • цель;
  • субъект;
  • планируемый или достигнутый результат деятельности;
  • основные отличия и противоречия.

Профессиональную компетентность, так же рассматривают, как специфическую способность педагога, позволяющую эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях его профессиональной деятельности.

Компетенция - это личностные способности педагогического работника, которые относятся к его профессиональной деятельности. Доктор педагогических наук А.В.Хуторской считает, что если педагог компетентен, он:

  • он не только учит, но и учится у своих учеников;
  • может управлять развитием личности, направляя её на правильный путь;
  • взаимодействует и сотрудничает, как с коллегами, так и со своими учениками;
  • имеет инициативные и мотивационные качества личности.

Основы профессиональной компетентности педагога вошли в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. [8]:

  • педагог должен быть профессионалом своего дела;
  • в зависимости от решений директора образовательного учреждения проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» также достаточно подробно представлена модель «Профессиональной компетентности педагога» - рис. 1.

Рис 1. Модель «Профессиональной компетентности педагога»

По мнению А.И.Турчинова профессиональная компетентность - это степень выраженности профессионального опыта. [9] Считается, что профессиональную педагогическую компетентность составляют: экспрессивные способности; дидактические способности; авторитарные способности; научно-педагогические способности; перцептивные способности; мажорные способности.

В.Я.Адольф, считал, что чем выше профессионализм педагога, тем лучше, это сказывает на психическом состоянии педагога: он грамотно и эффективно умеет снизить эмоциональную напряжённость, проявляет свою активность, позитивно относится к своей деятельности и её заработку. [1]

В первую очередь педагог и его уровень профессионализма оценивается, по цели и её специфике:

  • цель педагога, в первую очередь определяется обществом т.е. педагог старается придерживаться общепринятых правил, которые были разработаны, его предшественниками. Все правила имеют один результат, который направлен в всестороннее развитие обучающихся. Советский педагог А.С.Макаренко в своих трудах всегда отмечал, что про профессионал работает по основному стандарту, но при этом свои педагогические действия он будет реализовывать индивидуально. [3] Педагог, должен уметь видеть цель и подбирать к ней свои подходы. К.Д.Ушинский считал, что педагог - это творец, который творит для того, кто его слышит и видит. [7]
  • цель педагога, воспитание и обучение другого человека. Многие педагогические исследователи, относят данный пункт к понятию «Педагог обязан научить и воспитать». Да, с одной стороны - это так, но педагог Ш.А.Амонашвили, считает, что педагог не обязан это делать, так как, это «основа трагедии воспитания». [2] По его мнению, педагог, должен только направлять и помогать ребёнку в его становлении и обучении т.е. «педагог открывает двери, только тому, кто в этом нуждается». Эту же идею поддерживает советский педагог-новатор В.А.Сухомлинский, он считает, что педагог не обязан обучать и воспитывать, он должен вести за собой и мотивировать своими поступками других людей на их собственное развитие и самосовершенствование. [6]

Субъект педагогической профессиональности - это обратный отзыв учеников, студентов и их родителей. Педагог, через свою личность может положительно воздействовать на своего ученика. Профессионализм педагога, является достаточно высоким, когда педагог оказывает позитивно нравственное влияние на личность ученика, а это возможно только тогда, когда сам педагог постоянно находится в стадии самосовершенствования.

Рассмотрим основные виды профессиональной деятельности педагога. В первую очередь, это проведение и планирование воспитательной работы с учениками или студентами.

Воспитательная работа - это основная деятельность педагогики, направленная на управление различными видами деятельности с целью решения задач гармоничного развития личности обучающегося. [5] Воспитательная работа неразрывно связанна с таким понятием, как преподавание.

Преподавание - это критерий, направление которого содержит в себе элементы познавательной деятельности. По мнению русского писателя и просветителя Л.Н.Толстого воспитание и преподавание - это понятия, которые не могут существовать раздельно, она объединены одной целью. Лев Николаевич писал, что и воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно. [5]

Второй основной вид профессионализма педагога - это его педагогическое мастерство, структура личной преподавательской деятельности.

Педагогическое мастерство - это индивидуальная деятельность, которая строится на основных стандартах, но с дифференцированными изменениями в зависимости от личности и профессиональности педагога. [5] С технологической точки зрения, педагогическое мастерство, так же можно рассматривать, как высокую общую культуру, направленную на развитие профессиональных знаний и умений.

Понятие педагогическое мастерство состоит из двух типов работы:

  • саморегуляция педагога - владение мимикой, жестами, своим поведением, умение регулировать признаки эмоционального состояния;
  • воздействие педагога на группу или личность обучающихся - организаторские и ораторские навыки;
  • Педагогическое мастерство реализуется на нескольких элементах:
  • элемент идеалов педагога (гуманистическая направленность) - педагог должен уважать свою личность и личность каждого ребёнка, стараться выстраивать доверительные отношения на основе любви и уважения. Л.Н.Толстой писал, что, если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам - это учитель, совершенство. [5]
  • - элемент профессионального знания педагога (это фундамент) - педагог должен в совершенстве владеть своим профессиональным языком своего предмета. В основе профессионального знания преподаваемого предмета лежит:
  • комплексность изучаемой науки - значимость своего предмета и внедрение в его систему других изучаемых наук;
  • личностная окрашенность предмета и её составляющих элементов - педагог должен понимать свой предмет и вкладывать в его структуру своё личностное отношение. Это отношение строится исходя из опыта, принципов и идеалов;
  • самосовершенствование своих знаний - в связи с тем, что сегодня мир не стоит на месте, а развивается, то и педагог должен развиваться не только в рамках своего предмета, то и в других областях.
  • элемент способности к педагогической деятельности - это способность быть педагогом. Педагогические способности - это личностные и профессиональные особенности, которые определяют педагогическую деятельность и её результат. В зарубежной и отечественной литературе выделяют следующие виды педагогической деятельности:
  • коммуникативные способности - умения четко формулировать педагогическую мысль, быть коммуникабельным, как с коллегами, так и с учениками;
  • перцептивные способности - умение понимать и сопереживать другим;
  • динамизм личности - уметь управлять своими волевыми качествами, и логически выстраивать логическую цепочку для решения различных видом ситуаций;
  • эмоциональная устойчивость - адекватное проявление эмоций вне зависимости от течения ситуации;
  • оптимистическое прогнозирование - умение искать положительные черты личности, даже когда другие педагоги их не видят;
  • креативное мышление - стараться идти в ногу со временем и использовать различные формы работы.
  • подходить к своей работе творчески.

Каждый вышеперечисленный элемент - это комплекс, который объединяет один основной компонент - профессиональная компетентность человека. Педагогическая компетентность включается в себя личностные возможности педагога, его квалификация, позволяющая самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Педагогическая компетентность оценивается исходя из критериев квалификационной характеристики:

  • теоретическая и практическая подготовка личности к педагогической деятельности;
  • уровень наблюдательности;
  • уровень развития организаторских, коммуникативных, развивающих, информационных и мобилизованных умений;

Исходя из квалификационной характеристики формируется основной перечень профессиональных функций педагога. В.А.Сластён выделял:

  • диагностическая функция - распознавать и выделять основные качества личности;
  • ориентационное-прогностическая функция - определение направления воспитательной работы;
  • конструктивно-проектировочная - работа на позитивный результат;
  • организаторская функция - умение организовать коллектив;
  • информационно-объяснительная функция - педагог должен уметь объяснить любую тему в рамках его предмета обычным и понятным языком;
  • исследовательская функция - педагог должен быть в постоянном поиске новых тенденций своего предмета.

Так же по мнению А.Г.Ангеловской к профессиональным функциям педагога можно отнести:

  • умение из поставленной цели выявлять педагогические задачи4№
  • умение логически завершать педагогическую мысль;
  • умение создавать все условия для комфортного обучения и развития учащихся;
  • умение адекватно оценивать знания учащихся согласно их психофизиологическим особенностям.

Все вышеперечисленные критерии, этапы, классификации является основной профессиональной педагогической компетентности, которая охватывает профессиональные и личностные задачи.

Педагог - это не просто человек, который передаёт важную информацию, - это человек, который учит правильно жить и реализовать свои действия в реальность. Педагогическая деятельность, воспитывает людей, которые «украшают» образование своим ценным мнением, поэтому для педагога очень важно, чтобы он умел организовать, как себя, так и обучающихся.

Педагог - это профессионал, который развивает новые формы мышления и деятельности. Его профессионализм имеет четкую структуру с определённым дифференцированным содержанием. На сегодняшний день исследователи затрудняются ответить на вопрос, каким точно должен быть педагог? - они затрудняются ответить на этот вопрос, как как для каждого педагога, свой уровень профессиональности определяется и оценивается, только исходя из своих личностных особенностей и обратной связь учеников.

Библиографический список

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.
  2. Амонашвили Ш.А. Как любить детей / Ш.А.Амонашвили. - М.: Школа понимания, 2013. - 76 с.
  3. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье и школе / А.С.Макаренко. - Чкалов: ОГИЗ, 1941. - 150 с.
  4. Панков Ю.И. Профессиональная управленческая компетентность как фактор оптимизации деятельности руководителя государственной службы: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. - М.: 2003. - 17 с.
  5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  6. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников / В.А.Сухомлинский. - М.: РСФCР, 1956. - 229 с.
  7. Ушинский К.Д. История педагоги /К.Д.Ушинский. - М.: Лань, 1994. - 536 с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата последнего обращения: 21.08.2022).
  9. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской. - М.: Лань, 2002.- с. 86.