Занятие по эстрадному вокалу. Средства выразительности в песне «Моя Россия»

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Образовательная программа

Вокальный ансамбль «Родничок», раздел: «Индивидуальная работа»

Тема занятия

Занятие по эстрадному вокалу с использованием ЦОР. Средства выразительности в песне «Моя Россия».
муз. А.Ермолова.

Форма деятельности, возраст, длительность занятия.

Индивидуальная, Горчакова Ульяна - 14 лет, 6 год обучения; длительность занятия - 45 мин.

Цель занятия

Подготовка певца к конкурсному выступлению

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

- учить правильно, передавать мелодию, петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- сглаживать регистры;

- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
- формировать интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, концертным выступлениям;
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

- развить дикционные способности и навыки;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- исполнять вокальное произведение выразительно, осмысленно;

Оборудование

Оборудование и материалы: (Слайд №1.)
- специально оборудованный кабинет;
- фортепиано;
- акустическая аппаратура для вокального исполнения;
- зеркало;
- ноутбук;
- микрофон.

Предметные результаты (знать, уметь)

- чисто интонировать;
- петь на опоре;
- правильно дышать;
- плавно выполнять переходы из грудного в головной регистр;
- исполнять песню выразительно, осмысленно.

Форма проведения занятия

- индивидуальная

Образовательные технологии

- личностно-ориентированного обучения

Ход занятия

Вступительная часть

Организационный момент

Приветствие, психологическая установка на успешное сотрудничество.

Основная часть

Педагог: Ульяна, мы выучили песню «Моя Россия» Александра Ермолова, (Слайд №2), которую мы повезем на конкурс. Сегодня мы работаем над выразительностью исполнения. Что в твоем понимании выразительность исполнения?

Ульяна: Это правильное певческое дыхание, чистое интонирование, звукообразование, дикция.

Педагог: Да, это главные технические требования в исполнении любого вокального произведения. Необходимо добавить динамику звука, тембровую «окраску», текстовое осмысление, без которого пение будет безликим, невыразительным. Начнем готовить голосовой аппарат к пению. Упражнение на дыхание: Держим руки на нижних ребрах, при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Выполняем упражнения примерно такие (Слайд №3), подходим к инструменту выполняем упражнения на активизацию подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.) по полутонам вверх и спускаемся вниз ( Слайд №4); распевка МИ-МЭ-МА-МО-МУ на одной ноте, постепенно повышая. (Распевание длиться 15 мин. во время исполнения корректируется качество звука.)

Педагог: Ульяна, прочитай, пожалуйста, выразительно текст песни, как стихотворение: первый куплет тихо, мягко с грустью, четко проговаривая слова, в припеве - громче, шире с глубоким тембровым окрасом (Слайд №5 текст песни).

Ульяна:

Ты до боли нежная, вечеров печаль,
Грусть моя безбрежная, раненая даль,
В тишине берёзовой, в сокровенный час
Серебром колодезным ты крестила нас,
Серебром колодезным ты крестила нас.

Припев:

В слезах полей, в крестах церквей,
Живёт надежда, любовь и сила.
Храни тебя от горьких дней,
Моя Россия, Моя Россия!
Храни тебя от горьких дней,
Моя Россия, Моя Россия!

Педагог: Поем выразительно, выполняем плавные переходы из грудного в головной резонаторы. Головное резонирование придает голосу легкость, яркость, звонкость. При грудном резонировании ощущаются довольно сильные вибрации в области грудины, резонируют трахея, бронхи, полости, находящиеся ниже голосовой щели и гортани. (Слайд №6)

Этот вид резонирования придает голосу «мясистость», что нам и требуется в припеве. (Исполняется 1 куплет и припев). Хорошо, молодец, все получилось! Читаем 2 куплет, так же выразительно, выполняешь вдох там, где стоят «галочки» в тексте.

Лиза:

Ты сама не ведала, что в тебе сильней,
Запрягала медленно, загнала коней.
Под снегами талыми плачет колея,
Отдохни, усталая, Родина моя,
Отдохни, усталая, Родина моя.

Припев:

Педагог: Поем 2 куплет выразительно, в припеве берем хороший объем дыхания и выполняем концовку песни в головном резонаторе. Молодец! А теперь поем всю песню, соблюдая все нюансы, над которыми работали и снимем на видео, чтобы проанализировать, и в дальнейшем доработать качество исполнения этой песни.

Ульяна: Исполняет песню «Моя Россия». (Слайд №7).

Организационный конец занятия

Молодец, Ульяна, сегодня ты поработала плодотворно, мы почти уже готовы к конкурсу. Думаю, у нас все сложится удачно.

1. Фото кабинета.

Сайты в Интернете

  1. Слайд №2 http://www.ermolov.ru/
  2. Слайд №3 http://www.musicalwave.ru/stati/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-vokalista.html
  3. Слайд №4 https://www.youtube.com/watch?v=KV7_dsIVaWk
  4. Слайд №5 http://onesong.ru/1/Aleksandr-Ermolov/tekst-pesni-Moya-Rossiya - текст песни
  5. Слайд №6 http://orpheusmusic.ru/publ/rabota_golosovogo_apparata_rezonatory_gortan_registry_perekhodnye_zvuki_prikrytie/153-1-0-713

Использованная литература

  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. М., 1999.
  2. Исаева И.О. «Эстрадное пение». - М: АСТ; Астрель, 2007.
  3. Т.А.Млечко. «Методы вокального обучения в классе сольного пения. М., 2003.
  4. В.Г.Погребная. Образовательная программа «Вокальный ансамбль «Родничок», 2020.