Аналитический разбор методики Т.И.Смирновой «Свободное фортепиано». Отличие от традиционной системы обучения. Учебно-методическая разработка

Разделы: Музыка

Ключевые слова: фортепиано


Особенности методики интенсивного обучения

Методика интенсивного обучения на фортепиано Татьяны Ивановны Смирновой известна более 20 лет. На сегодняшний день она носит название «Свободное фортепиано» и ставит в приоритете задачу, чтобы все дети, обучающиеся по этой методике, свободно владели инструментом. В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучающемуся даётся сразу большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. В методике «Свободное фортепиано» одновременно даются задания на развитие чувства ритма, слуха, чтение с листа, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать. Такой комплексный подход повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем освоения всех знаний, умений и навыков. Педагог, преподающий по данной методике, должен помнить, что интенсивный метод рассчитан на развитие у детей таких волевых качеств как осознанность, целеустремлённость, самоорганизация. Ученик ставит себе задачи, планирует, каким способом можно достичь этого. Когда работаешь на конкретную цель, происходит процесс самообучения, самодисциплины и, как результат, саморазвития. Задача преподавателя - зажечь интерес ребёнка к творчеству и через мотивацию достижений при помощи развития волевых качеств перевести ученика на такой уровень работы, когда педагог является только помощником. Уверенность в себе и своих силах, умение планировать, осознание важности своего дела для окружающих - все эти качества педагог должен развить у ученика, прорабатывая психологическую сторону. Для этого хорошо использовать притчи, высказывания известных людей, предлагая темы для обсуждений с ребенком, которые формируют его личностные и волевые качества, представления, систему ценностей, самооценку, требовательность к себе и т.д. В результате дети занимаются творчеством, им интересны более сложные и красивые произведения, и трудные задания превращаются в новые ступени мастерства, которые надо покорить.

Учебное пособие «Allegro»

Т.И.Смирнова разработала и издала учебное пособие «Allegro», которое включает в себя методическую и иллюстративную часть. В методическую часть входят: Программа «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс», Методические рекомендации, книга из Серии Бесед «Воспитание искусством или искусство воспитания» «Интерпретация», сборник «Поэзия музыка слов». Иллюстративная часть состоит из 20 нотных сборников, в которых представлен материал для освоения всех разделов программы. Так же даны аудиофайлы в цифровом формате, которые можно испльзовать для самостоятельных домашних занятий. В сборниках представлен весь широкий спектр жанров для освоения курса: классический репертуар (1,2,4,5,7,8,17 тетради) джазовый репертуар 3,6,9,16 тетради), репертуар для чтения с листа (10,15 тетради), пьесы для музицирования и аккомпанемента (11,13 тетради), репертуар для праздничных вечеров и ансамбли (12,18,19 тетради), а также вокальный репертуар (14 тетрадь).

Донотный период обучения

Донотный период имеет довольно долгую продолжительность, способствует развитию различных видов музыкального слуха и музыкальной памяти. Изучая клавиатуру, сразу можно заучить буквенные обозначения нот, объяснив, что буквами обозначаются и аккорды. Предложить ребёнку поиграть в трезвучия, рассказав, что музыка - это сочетание аккордов (гармоний), которые связаны по определённым правилам. Если ученик поймёт и освоит аккорды, то будет их узнавать не только в нотном тексте, но и запоминать на память, и слышать звучание их (развиваем гармонический слух). При постановке руки играть с ребёнком в упражнения на столе и на клавиатуре, предлагая ему роль тренера (учителя, директора и т.д.) для своих пальцев. Это повышает самоконтроль, необходимый для домашних занятий. Иногда можно дать инициативу ребёнку в придумывании каких-то своих упражнений, предложив ему возможные варианты. Это повысит эффективность упражнений, так как в «свои игры» играть интереснее. При знакомстве с клавиатурой можно использовать начальную атональную импровизацию. Придумав незатейливый сюжет на основе сказки (Колобок, Теремок, Золушка и т.д.), ученик играет на клавишах «образы и характеры» героев. Атональная импровизация помогает освоить штрихи и нюансировку, способствует пониманию изобразительных и выразительных средств в музыке, а также развитию творческой свободы и музыкально-образного мышления.

Постепенно знакомим ребёнка со всеми видами трезвучий и септаккордов, отдельно останавливаясь на основных функциях лада. Делаем это в виде игры, приняв гармонические последовательности аккордов (сетки) за семьи «семьи». Детям делаются понятны связи аккордов в тональностях, и они свободно транспонируют элементарные пьесы и песенки.

Важным моментом методики является отсутствие традиционного счёта вслух во время исполнения произведений. Его заменяют ритмослоги, проговаривать которые ученик может не только на этапе разбора, никогда произведение уже выучено, темп довольно быстрый. Именно ритмослоги позволяют сохранять ритмическую точность в исполнении.

Работа над чистотой интонирования и вокальной импровизацией

Чистое интонирование часто недоступно для ребёнка в силу возраста, делая иногда невозможным определение его музыкальных способностей при поступлении в музыкальную школу. И тем не менее не всегда отсутствие чистого интонирования говорит о плохом музыкальном слухе. Чистоту интонации надо развивать. Начинать можно с всё той же атональной импровизации, изображая речь героев выразительными характерными для них интонациями. Развитию голосового диапазона способствуют упражнения «ракета», где голосом ребёнок изображает «взлёт ракеты» и «вьюга» - диапазон здесь меньше, но требует большей координации голосовых связок.

Графическое восприятие нотного текста

Одной из отличительных особенностей методики Т.И.Смирновой при обучении чтению с листа является графическое восприятие нотного текста. Зная уже аккорды, понимая их строение, ребёнок не зацикливается при чтении с листа на отдельно взятой ноте, а видит нотный текст графически, анализирует движение мелодии вверх или вниз , по аккорду или поступенно. Левая рука, часто представляемая в виде аккордов - столбиков, тоже не представляет трудности для ученика, владеющего знаниями гармонии. Трезвучия и септаккорды с обращениями имеют определённую графическую структуру, на которую надо обратить внимание ребёнка. В данном случае можно говорить о зрительной памяти, которая бывает как кратковременной, так и долговременной. Используя приём разбора «листа наизусть», анализируя текст, ребёнок пользуется кратковременной памятью. Поэтому необходимо напоминать ему о важности домашних занятий чтобы перевести выученное на уроке в долговременную память.

Мыслительные практики и развитие внутреннего слуха. Технические средства обучения в организации самостоятельной работы учеников

Лучшим способом развития внутреннего музыкального слуха является подбор по слуху. В этом процессе велика роль предслышанья. А при развитии гармонического слуха и предслышанье гармонии. Прежде, чем разучивать пьесу, её надо хорошо мысленно представлять. В современном мире это не представляет особого труда, так как очень много записей можно найти в сети Интернет. Хорошо бы прослушать произведение, глядя в ноты. После необходим гармонический анализ, анализ мелодический линии, отношение мелодии и аккомпанемента и другие особенности разучиваемого произведения. Дальше делим пьесу на фрагменты (фразы, предложения, по которым легко будет запоминать текст. Одним из хороших упражнений на развитие внутреннего слуха - игра на столе в тишине, представляя, что бы звучало, если это играть на инструменте. Игра на выключенном электронном пианино (синтезаторе) равнозначна игре на «немой» клавиатуре, которую использовали многие выдающиеся пианисты. Внутренний слух и внимание в этот момент напряжёны, ребёнок сосредоточен. Ещё один известный приём при разучивании текста наизусть - игра в ансамбле с педагогом одной рукой. В этом случае также возможно использование электронных инструментов, где будет записана партия другой руки. Интересна игра фрагментами: один на инструменте, второй - мысленно. И так чередовать. Использование метронома в старших классах при чтении с листа очень мобилизует ученика, привносит соревновательный азарт. С детьми интересно поиграть в игру «Мозаика». Уже выученную хорошо пьесу разрезать на такты и попросить составить текст полностью.

В процессе обучения игре на фортепиано у ребёнка развиваются несколько видов памяти: слуховая, осязательная, двигательная, зрительная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, схематическая. Даже если ребёнок не станет профессиональным музыкантом, все эти виды памяти будут полезны ему в любой сфере деятельности.

Импровизация и аранжировка в младших, средних и старших классах. Игры, которые разнообразят классную и домашнюю работу

Импровизация предполагает прежде всего свободу мышления. Развивать эту свободу надо постепенно. Первоначально на ритмических импровизациях, затем на вокальных, основанных на гармонической сетке (педагог играет, ученик поёт). На инструменте начинать с импровизации атональной, о которой говорилось выше. После освоения всех аккордов, надо переходить к игре гармонических сеток. Можно брать из лёгких пьес и этюдов, которые ребенок изучает в данный момент. Сетки играются во всех тональностях. После прорабатывается разнообразная фактура. Следующий этап - «блуждание по клавишам» в ритме. Постепенно гармония усложняется, появляются отклонения в другие тональности. Для развития навыков импровизации можно использовать метод моделирования. Это когда совсем несложную выученную пьесу намеренно усложнять, аранжировать. Рассказывая про мелодическую линию, ученика нао на практике познакомить с такими понятиями, как опевание, поступенное движение, и других, встречаемых в музыке. Импровизация должна присутствовать постоянно в процессе обучения, развиваться, усложняться.

Игра, как способ обучения, используется с первых уроков. В игре стараться перекладывать ответственность за качество на ребёнка. Это он - главный, управляет своими руками, пальцами, следит за ними. Например, игра «Сам себе учитель». Разобрав новую пьесу, можно сказать ученику: «Ты всё знаешь! Теперь научи свои руки правильно играть!» Как вариант в домашней работе можно научить маму новой пьесе, объяснив подробно всё, что узнал на уроке от учителя. Такой же вариант игры в учителя возможен с другим учеником (научить друг друга своим пьесам) или с братом, сестрой. Конечной целью данных игр является развитие самоконтроля ребёнка. Сам себе поставил цель, разработал план и осознанно действуешь по нему. Домашние занятия такого ученика всегда будут плодотворны. Роль педагога здесь сводится к роли наставника-консультанта. Процесс обучения переходит на более высокую ступень, творческие отношения.. Чтобы добиться такого результата, педагогу необходимо научить ребёнка ставить перед собой цели на каждом этапе работы. Взять за правило, не приступать к работе, не проговорив конкретную цель, которая актуальна именно в данный момент. А при окончании занятий проанализировать, удалось ли достигнуть поставленную цель.

Пьесу, которая выучена, отработана и нравится можно «положить в шкатулку». Это ещё одна игра. Репертуарная шкатулка - это абстрактное место (возможно коробка или папка), где хранятся ноты пьес, особенно любимых ребёнком. Он периодически (раз в одну-две недели) проигрывает их, чтобы не забыть. Так создаётся небольшой концертный репертуар, который может быть использован как подарок на день рождения и праздник близким или для участия в коком-то школьном мероприятии.

Игра «Волшебный карандаш» применяется на занятиях, когда текст уже разобран, но ещё не достаточно прочно выучен. Педагог ведёт карандашом, как указкой, по нотному тексту, и карандаш останавливается, если что-то сыграно неверно. Ребёнок должен понять, исправить недочёт, тода карандаш продолжит своё движение.

В работе в качестве игры используются канцелярские разноцветные стикеры. Ученик играет наизусть пьесу, а учитель приклеивает стикеры в тех местах, где есть недочёты, что надо проучить дома.

В игре «Дирижёр оркестра» ученик перевоплощается в дирижёра, который «дирижирует» изучаемым произведением, а педагог в роли «оркестра» старается точно воплотить все его дирижёрские жесты в своей игре. Ещё один вариант - услышать в фактуре разные голоса оркестровых инструментов. Это развивает тембральный слух.

Формирование личностных качеств ученика

Самая важная и самая неустойчивая эмоция - это интерес. Осознанность и воспитание самостоятельности в ученике являются основой для развития интереса. Умение убедить- одно из главных педагогических качеств. Здесь на помощь могут прийти притчи, высказывания знаменитых людей, которые обсуждаются на уроке. Такие беседы расширяют кругозор, воспитывают характер. Например, при продумывании аппликатуры обсудить цитаты Нейгаузу по этому поводу. Объяснить, как это важно, если такой известный пианист уделял этому внимание. Дать задание - самостоятельно проставить аппликатуру. А если впоследствии ребёнок будет играть не тем пальцем, напомнить, что это - именно его аппликатура, он так решил.

В работе над образом продумать не только нюансировку, но, что труднее, эмоциональный план. Именно эмоции более понятны детям, чем обычное крещендо - диминуэндо, но исполнить их гораздо сложнее, надо думать, стараться, искать.

Внимание удержать порою очень сложно во время домашних занятий. Всегда найдутся какие-то отвлекалочки, игрушки, домашние питомцы. Сконцентрироваться и удержать внимание на работе трудно. Притчи на данную тему помогают образно и ярко убедить в том, что учиться, развиваться и познавать мир очень интересно. Поговорить о том, сколько много могут сделать люди, если не будут лениться, а сосредоточатся на исполнении своей мечты. Сила воли - качество, без которого невозможно стать музыкантом, но и в любой другой деятельности оно необходимо. Обязательно говорить о приоритетах, смотреть дальше сегодняшнего дня. Ставить перед ребёнком вопрос: «Что важнее для твоего развития?», приводя примеры из повседневного быта.

Для развития самооценки можно сделать запись исполнения произведения на видео и , играя в учителя, оценить качество исполнения самому ученику. Потом поучить и записать ещё раз, сравнить, есть ли улучшения. Слушать свою запись и отмечать в нотах, что не понравилось - это непростой и важный способ работы.

Познакомив ученика с «Жизненными правилами для музыкантов» Роберта Шумана и обсудив их, предложить написать свои правила домашних занятий для других детей-музыкантов. Так постепенно у учащегося формируется личностные качества и система личностных ценностей.

Схемы, таблицы, карточки, которые помогают организовать процесс домашних занятий

На уроках и в повседневной домашней работе используются несколько комплектов карточек. Например, аккордовые карточки для освоения гармонии и составления сеток для импровизаций и транспонирования. На карточках написаны буквенные обозначения аккордов. Педагог выставляет их в определённой последовательности, а ученик играет получившуюся сетку и импровизирует.

Таблица «5 ступеней» помогает анализировать процесс работы над произведениями. Каждая пьеса заносится в таблицу, и ученик перемещает её по ступеням от самой низкой, означающей, что произведение разобрано, до самой высокой - концертный вариант. В таблице видно, какая пьеса уже выучена, а какая «застряла» и над ней надо бы поработать побольше.

Техническое развитие учеников

Для начала игры «Дилетант и профессионал» надо познакомить ребёнка с данными понятиями, в чём их принципиальное отличие. Обсуждению этой темы в форме вопрос-ответ можно уделить несколько бесед. Профессионал стремится к системным знаниям, у него выше мотивация. Привести примеры из того, что ребёнок уже знает достаточно хорошо, а что - поверхностно. Теперь, играя в профессионала, он будет внимательнее относится ко звукоизвлечению, слушать себя. Задача профессионала в каждую минуту своей работы делать её на определённом уровне, оттачивать своё мастерство. Профессионал строг к себе, а мастерству нет предела.. Профессионал отличается тем, что знает много методов, способов. Раскрывая «секретики» профессионалов, педагог учит правильно, профессионально думать, закладывает основы профессионального мышления. Постоянное расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведёт ребёнка к приобретению собственного взгляда, мнения, творческого отношения к делуи умению объяснять и высказывать свои мысли и чувства.. Процесс обучения из выполнения чужих требований превратиться в исполнение своих собственных желаний и задумок. Знать методы и способы разучивания произведений и научить детей делать это самостоятельно - очень непростая, но важная задача. Все способы звукоизвлечения рассматриваются с точки зрения эмоционального погружения в образ. Только творческий труд может дать высокий результат и устойчивый интерес. Работу над произведением рекомендуем по следующему плану:

  1. На уроке ребёнок читает с листа произведение, совместно с преподавателем выясняет приёмы, позволяющие легко прочитать нотный текст, запомнить трудные места, делает гармонический анализ;
  2. Выстраивается исполнительский план (определить характеры частей, смену настроения и т.д.);
  3. Выяснить, какие технические приёмы необходимы для исполнения задуманного образа. Педагог объясняет и показывает неизвестные ранее;
  4. Ученик отмечает в нотах трудные места, требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает её формы и методы.

Интерпретация

Интерпретация-истолкование, трактовка, раскрытие смысла художественного произведения. Интерпретация является также существенной характеристикой исполнения и сценического воплощения художественных произведений. Исполнитель не только посредник между творцом художественного произведения, но и сам творец. От его внутреннего мира зависит образ, который доходит до зрителя. Например, темп часто можно оправдать интерпретацией.

Для понимания и развития в ребёнке навыков интерпретации опять играем в различные игры. «Пьеса - твой друг». Одушевляя пьесу, давая ей образ, поиграть в эту игру с учеником. Друзей не бросают, им помогают и т.д. Поэтому нельзя забывать про пьесу, а то она «обидится». Сравнить пьесу с человеком. Человек без внутреннего мира - манекен, суть человека в выразительности, поэтому пьеса всегда должна выражать определённый образ. Игра на фортепиано - это игра эмоций, чувств, сродни человеческой речи. Пока звуки не наполнены эмоциями они ничего не значат. Придумывая несложный сюжет, играть в пьесы-спектакли. Можно одну и ту же пьесу, исполнить в разных образах (изящная балерина, неуклюжий медвежонок, любимая кукла, и т.д.). Тогда это не просто «голые ноты», а конкретные образы. Одни и те же клавиши, сыгранные по-разному, изображая голоса оркестр развивает тембральный слух. Фразировать, подражая человеческой речи с понятной для детей подтекстовкой - интересное занятие, которое помогает развить творческое мышление. Очень интересно работать над поэзией. Стихи имеют ритмическую структуру и иногда ложатся на музыку пьесы. Но главнее в стихах - это интонации и эмоции, которые часто меняют образы на противоположные. Поиграв и поэкспериментировав с образами в стихах, ребёнку становится понятно, как это перенести на музыку.

Заключение

Методика Татьяны Ивановны Смирновой привлекает своим характерным психологическим подходом к личности учителя и ученика, их творческому взаимодействию. Обращение к личностным качествам ребёнка, акцент в работе именно на активной позиции ученика, его заинтересованности подкупает. Множество игр, творческих заданий и неординарный подход к обучению игре на фортепиано делает данную методику актуальной в современном мире, где существует большой выбор разных видов деятельности, часто более примитивной, но привлекательной для детей и их родителей. Развитие ребёнка на истинных образцах культуры и многовековой традиции человечества, сохранение и передача мирового наследия - достойная цель для педагога-музыканта.

Литература

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. М., 1978.
  2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965.
  3. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.
  4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-изд. М., 1987.
  5. Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Интерпретация из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001. - 368 с.
  6. Программа класс специального фортепиано для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор и составитель программы Смирнова Т.И. М., 2002.
  7. Поэзия музыка слов. Сб. стихов, М., 2002
  8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1974.
  9. Матковский Г. Развитие музыкального слуха. «Музыка». М., 1996.
  10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. статей: В 2 том. М., 1973.
  11. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.