Адаптированные рабочие программы для обучающихся 7-го класса образовательных учреждений, реализующих АООП (вариант 2)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 7


Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация». 7-й класс

АООП (вариант 2)

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 7 класса составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» и в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 ст. 12 п.5, ст. 79.
  • Письмо МИНОБРНАУКИ России об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016г. №ВК - 1788/07
  • СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Устав МБОУ «Основная, общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», утвержденным главой администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.03.2020 г. №488 - ПГ
  • Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» на 2022-2023 учебный год
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), 5-9 класс (основное общее образование) на 2020-2025 гг.

2. Общая характеристика учебного предмета

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

  • Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
  • Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
  • Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
  • Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
  • Обучать доступным навыкам чтения и письма.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.

Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».

Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе рассчитано на 66 часов (2 часа в неделю).

4. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные БУД:

  • выполнение действие способом «рука-в-руке»;
  • подражать действиям педагога;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
  • выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Возможные предметные результаты:
    • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
    • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
    • Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
    • Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
    • Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
    • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
    • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (персональные компьютеры).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
    • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
    • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
  • Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
  • Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

5. Содержание программы учебного предмета

1. «Коммуникация»

а) с использованием вербальных средств

Формирование умений:

  • устанавливать и поддерживать контакты
  • кооперироваться и сотрудничать
  • использовавть элементарные формы речевого этикета
  • вступать в диалог с окружающими по собственной инициативе
  • реагировать на собственное имя
  • приветствовать собеседника звуком, словом, предложением
  • выражать свои желания словом, предложением
  • обращаться с просьбой о помощи, выражая её звуком, словом, предложением
  • выражать благодарность звуком, словом, предложением с использованием невербальных средств

Формирование умения использовать:

  • речь как основное средство коммуникации
  • взгляд как средство коммуникации
  • мимику как средство коммуникации
  • жест как средство коммуникации
  • звук как средство коммуникации
  • предметный символ как средство коммуникации
  • графическое изображение как средство коммуникации
  • карточки с напечатанными словами как средство коммуникации
  • таблицу букв как средство коммуникации

2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»

а) импрессивная речь

Формирование умений:

  • понимать слова, обозначающие предметы и объекты
  • понимать слова, указывающие на предмет
  • выполнять инструкции учителя

б) экспрессивная речь

Формирование умения:

  • употреблять простые предложения, слова, звуковые комплексы, жесты и пиктограммы для выражения своих желаний и просьб

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет

В качестве основного критерия при отслеживании динамики образовательных достижений обучающихся используется балльная оценка усвоения программного материала, которая соотносится с отметками «3», «4», «5».

Оценочное суждение

Содержание

«5» - очень хорошо

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.

«4» - хорошо

Знает, усваивает и применяет с помощью учителя

«3» - удовлетворительно

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь
принимает частично

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

7. Календарно-тематическое планирование

8. Список учебных пособий и оборудования

  1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
  2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А.Рудакова, О.Ю.Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М.Царев), 2014.
  3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. - М.: Просвещение, 2009.
  4. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  5. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М.: Просвещение, 2010.

- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала
- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.
- Аудио и Видео материалы.
- Разрезная азбука;
- Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;
- Полоски для обозначения слов, предложений.
- Набор цветных карандашей.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки (для составления предложений).
- Раздаточный материал по темам: «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Люди, профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы».
- Кубики «Сказки в картинках».

См. программы по др. предметам