Осень в творчестве художников, писателей и композиторов

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Изменения в природе: осень»


Цель мероприятия:

  • формирование навыков восприятия, истолкования и оценки на примере классических произведений художников, писателей и композиторов;
  • воспитание любви к прекрасному и гордости за произведения искусства родной страны и их авторов.

Задача:

  • развивать устную и письменную речь, эмоциональную память и ассоциативное мышление;
  • учить детей вчитываться, всматриваться и вслушиваться в произведения искусства, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: компьютер, проектор, цветные ксерокопии картин И.И.Левитана и В.Д.Поленова, аудиозапись музыкальных произведений об осени П.И.Чайковского и Антонио Вивальди.

Ход мероприятия

Негромкая спокойная осенняя музыка помогает эмоционально настроить учащихся 8-11 классов на мероприятие. На ее фоне звучат слова учителя.

Учитель: Ребята! Сегодня вам предстоит познакомиться с произведениями мастеров разных видов искусств, которые объединяет одна тема - осень.

Вопрос: Как вы думаете, откуда писателям, поэтам, композиторам приходило вдохновение, чтобы изобразить с помощью слов, красок и нот прекрасное время года - осень?

(Учащиеся отвечают, что окружающая природа вызывала отклик в их душе и желание творить.)

Учитель: Это действительно так, потому что природа - источник вдохновения и красоты. Поэтому прекрасные художественные произведения, созданные поэтами и писателями, не оставляют нас равнодушными. Когда мы рассматриваем картины замечательных русских художников, например: Исаака Ильича Левитана и Василия Дмитриевича Поленова с одинаковым названием «Золотая осень», то получаем эмоциональный заряд от соприкосновения с прекрасным и учимся всматриваться и вслушиваться в окружающую нас жизнь.

Музыкальные мысли композиторов рождаются тоже благодаря природе. Пётр Ильич Чайковский обладал редким даром не только видеть и чувствовать, но слушать и слышать родную природу. В мировой фортепьянной литературе нет ни одного произведения, которое могло бы сравниться с «Временами года» Чайковского. Убеждена в том, что наряду с произведениями писателей и художников классическая музыка лучше всего помогает развивать эмоции, внутренние силы, поднимать дух человека и открывать способности к творчеству.

Вопрос: Почему музыка? Как вы думаете? (Учащиеся говорят, чтобы понимать классические произведения, чувствовать их красоту, надо учиться этому. Надо расширять свой кругозор, интеллектуальные способности, развивать воображение, ассоциации.)

Учитель: У поэта Заболоцкого Николая Алексеевича есть такие строки:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Как вы понимаете это выражение? (Учащиеся отвечают: надо быть добрым, помогать не только родным, друзьям, но и незнакомым людям, чувствовать чужую боль как свою, работать над собой, замечать прекрасное в искусстве и окружающей жизни.)

Учитель: Конечно, надо быть готовым к тому, чтобы душа хотела и могла трудиться. Тогда и появится возможность воспринимать, истолковывать и оценивать классические произведения разных видов искусства. Это поможет вам обрести и раскрыть внутренние силы, развить ассоциативное мышление, творческие способности, научиться анализировать, сравнивать.

И все-таки, думаю, самый трудный вид искусства - это музыка. Почему? Если в произведениях писателей и поэтов есть слово, текст, после знакомства с которым можно понять смысл, представить и домыслить картину, проанализировать и сравнить, а после просмотра картин художника фантазия подскажет, какую мысль хотел донести автор с помощью композиции и палитры красок, то слушая классическую инструментальную музыку, надо самостоятельно, без каких-либо подсказок разобраться, что хотел сказать композитор своим произведением.

Тут на помощь приходит эмоциональная память, ассоциативное мышление. Их надо развивать постоянно, чтобы научиться видеть, чувствовать и замечать прекрасное.

Групповая творческая работа

Сегодня вы попробуете проверить свои навыки восприятия, истолкования и оценки произведений разных видов искусства. Вы будете учиться вчитываться, всматриваться и вслушиваться в произведения мастеров искусства.

Предлагаю разделиться на 2 команды.

Итак, задание №1.

На столах лежат карандаши, бумага. Текст выбирается с помощью жеребьёвки.

Вам надо выразительно прочитать текст и нарисовать иллюстрацию. Затем защитить свой рисунок, приводя строки из текста в качестве аргументов.

Максимальное количество баллов - 10.

Портреты К.Д.Бальмонта, Ф.М.Достоевского и задания для групп высвечиваются на большом экране.

Прочитайте стихотворение Константина Бальмонта и нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Константин Бальмонт

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Прочитайте отрывок из повести «Бедные люди» Ф.М.Достоевского и нарисуйте иллюстрацию к этому отрывку.

«Я так любила осень, - позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда всё становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, - особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения».

Федор Достоевский. «Бедные люди»

Задание №1. Выступления групп. Защита работ

Общий рисунок защищает один человек от команды. Если рисунков несколько, то каждый свой рисунок защищает сам. Баллы суммируются как за качество рисунка, так и за устный текст его защиты.

Задание №2.

Максимальное количество баллов - 15.

На экране портреты художников В.Д.Поленова, И.И.Левитана.

На доске цветная ксерокопия увеличенного размера картин художников с одинаковым названием «Золотая осень». На стенде другие картины этих художников: «Московский дворик», «Бабушкин сад» В.Д.Поленова и «Осенний день. Сокольники», «Над вечным покоем», «Март» И.И.Левитана. В кратком сообщении о жизни и творчестве В.Д.Поленова, И.И.Левитана ученики рассказывают о времени и истории создания представленных на обозрение картин художников.

Для работы над заданием №2 автор картины «Золотая осень» выбирается командами с помощью жеребьёвки.

Ученик выразительно читает текст, который высвечивается на экране.

Золотая осень

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.

(По О.Туберовской)

На экране вопросы к заданию №2.

Внимательно всмотритесь в картины художников И.И.Левитана и В.Д.Поленова, обсудите в группе и составьте связный ответ на вопросы из 5-7 предложений.

  1. Как вы можете объяснить название «Золотая осень»?
  2. Что вы видите на картине? Как это влияет на ваше настроение? Какие чувства вы испытываете? Опишите.
  3. Какая деталь на картине приковывает ваше внимание? Почему?
  4. Какие ассоциации вызывает изображенный на картине день, деревья, река, небо, солнце?
  5. Какая из картин «Золотая осень» вам больше понравилась?

Почему?

Задание №2. Выступления групп. Защита работ.

Баллы команды получают за связный, аргументированный и убедительный устный ответ на одинаковые вопросы к двум разным картинам с названием «Золотая осень».

Задание №3.

Максимальное количество баллов - 20.

На экране портреты П.И.Чайковского, Антонио Вивальди.

Вопрос к заданию №3.

  1. Сравните произведения русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень».
  2. Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?

Обсудите в группе и составьте связный ответ на вопрос из 5-7 предложений.

Вначале ученики слушают без видеоряда музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»: https://clck.ru/32HwAz

«Осенняя песнь» П.И.Чайковского. Прослушивание

Выступление команд

Устно нарисуйте, какую осень вы мысленно представили себе после прослушивания музыки П.И.Чайковского «Осенняя песнь», и ответьте на вопрос. Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?

Задание №3. Выступления групп. Защита работ.

(Ученики говорили о разнообразных картинах осени, которые они увидели под впечатлением музыки Чайковского. Кто-то представил влюбленную пару, прогуливающуюся по парку, кто-то дождь, который начинается незаметно и так же незаметно прекращается. Особенно это чувствуется, когда звучат последние ноты, как будто тихо падают последние капли дождя. Едины учащиеся были в одном: музыка наводит на мысли, вызывает грусть, печаль, сожаление.)

Затем ученики слушают без видеоряда музыку Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»: https://clck.ru/32HwM3

Антонио Вивальди «Осень». Прослушивание.

Выступление команд

Устно нарисуйте, какую осень вы мысленно представили себе после прослушивания музыки Антонио Вивальди «Осень», и ответьте на вопрос. Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?

Задание №3. Выступления групп. Защита работ.

(Ученики при описании картин осени, навеянных мелодией Вивальди, единодушно отметили радостное и жизнеутверждающее настроение с небольшой грустинкой воспоминаний о прошедшем лете. При ответе на вопрос о том, скрипка или фортепиано более точно определяет характер осени, мнения разделились. Большинство, конечно, назвали скрипку, но некоторые - фортепиано. В защиту фортепиано говорили, что думается хорошо под музыку Чайковского.)

Учитель:

Комментарий к ответам на вопрос задания №3.

Конечно, более точно отображает характер осени скрипка, потому что этот инструмент способен издавать не только жалобные звуки, но и радостные. Настроение может возникать не только радостное или грустное, испытывать можно и смешанные чувства, которые лучше всего отображает скрипичный оркестр.

Однако у фортепиано больший диапазон звуков. Скрипка не имеет столько звуков, сколько есть у фортепиано. Фортепиано может создавать масштабную музыкальную форму с глубокой музыкальной мыслью. Но у фортепиано недостаёт возможностей сымитировать плач или смех. Слово фортепиано означает: форте - громко, пиано - тихо. Поддерживаю и тех ребят, которые выбрали фортепиано, потому что с помощью этого инструмента композитор способен выразить свои глубокие мысли, навеянные осенью. Согласна, что под музыку Чайковского хорошо думается.

Вопрос: Скажите, ребята, если бы вам поставили только что прослушанные мелодии с видеорядом, легче было бы ответить на вопрос задания №3 или нет? Почему? Объясните.

(Ученики единогласно ответили, что с видеорядом не надо ни о чем думать и напрягать свои мысли, пытаться вообразить. Это как посмотреть фильм по художественному произведению, чтобы не читать его. Представлять ничего не надо.)

Подведение итогов мероприятия

Учитель: Ребята, сегодня вы попытались увидеть осень с помощью поэтического произведения и фрагмента прозаического, понять замысел живописцев и композиторов при описании ими прекрасной осенней поры.

Как считаете, получилось ли у вас вчитаться, всмотреться, вслушаться в отображение характера осени мастерами разных видов искусств и найти общие черты?

Что смогли прочувствовать? Что понравилось?

Как бы вы ответили на вопрос: что нужно для того, чтобы создавать прекрасное?

(Ученики признаются, что испытали удовольствие, когда рисовали картины по заданным текстам. Устно описывать картины художников и собственное восприятие осени с помощью музыки было посложнее, но очень интересно, потому что думать приходилось. Они поняли, что объединяет все виды искусства. Чтобы создавать шедевры, надо испытать восторг, который захотелось бы выразить в слове, картине, музыке, скульптуре, театральной постановке, художественном фильме, танце, песне.)

Учитель: Давайте сформулируем вывод, к которому мы пришли.

Вывод: без способности восхищаться невозможно испытать вдохновение. А без вдохновения невозможно создать прекрасное.

Большое спасибо всем за участие, за то, что вы, как и я, сегодня всмотрелись, вдумались, вслушались и почувствовали восхищение.

Это означает, что если вы способны восхищаться, то можете тоже испытывать вдохновение и создавать прекрасное.

Объявление победителей. Вручение призов.