Введение обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО, особенности их содержания

Разделы: Администрирование школы


С 1 сентября 2022 года общеобразовательные организации Орловской области начинают поэтапный переход на реализацию обновленных Федеральных государственных стандартов основного общего образования.

В новом учебном году все классы с 1 по 5 в обязательном порядке переходят на обновлённые ФГОС.

ФГОС-2021 утверждены:

  • Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Данные нормативные акты являются главными документами, определяющими содержание образования на уровне начального общего и основного общего образования.

Для подготовки к переходу на ФГОС-2021 разработана и утверждена региональная дорожная карта, руководствуясь которой образовательные организации осуществляют мониторинг готовности к реализации обновленных Стандартов, проводят организационные и информационно-методические мероприятия согласно приказу Департамента образования Орловской области от 24 февраля 2022 г. № 201 «Об утверждении регионального плана-графика («дорожной карты») по введению и реализации ФГОС…»

Педагоги образовательных учреждений района, которые будут работать в 1-5 классах, прошли обучение по типовой программе, разработанной ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», в том числе - на базе БУ ОО ДПО «Институт развития образования» и готовы к реализации Стандартов-2021.

Полученные на курсах повышения квалификации знания и умения педагоги будут внедрять в образовательный процесс, активнее использовать различные формы профессионального взаимодействия, включать в работу методических объединений вопросы, касающиеся новых актуальных направлений ФГОС-2021, конкретизировать темы по самообразованию, соотносить их с требованиями, которые предъявляются к педагогу согласно Профессиональному стандарту.

Утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные, именно потому, что методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. В этом смысле Стандарт ориентируется прежде всего на ту основу, которая была создана в 2009-2012 годах.

Что же обновлено в Стандарте?

Стандарт является единственным государственным документом, документом нормативно-правовым, который создает именно нормирующий фундамент для целой совокупности других, уже методических документов, по которым работает вся сложная и большая система школьного образования.

Ключевая особенность обновлённых федеральных государственных стандартов - наличие в Примерной основной общеобразовательной программе конкретизированных предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, распределённых по годам обучения.

Появилась возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с уровня начального общего образования.

На уровне основного общего образования по пяти предметам - это математика, информатика, физика, химия и биология - результаты определены на базовом и углубленном уровнях.

Появилось в Стандарте разделение математики на три курса («Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»).

Кроме того, в Стандарте нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности, вопросы навыков XXI века.

Стандарт предусматривает привлечение к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямого такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было.

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть была возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, то обновленный Стандарт этого не позволяет. Плохо это или хорошо? Хорошо. Если учесть, что сегодня в начальной школе многие дети имеют проблемы со зрением, то эта норма призвана ограничить общение ребенка с гаджетом.

К сожалению, учебники, соответствующие новым требованиям, еще не выпущены. Их появление ожидается в декабре текущего года.

Кто является пользователями Стандарта?

Первое: родители. Сегодня в Стандартах появилось конкретное содержание, где родитель может, открыв Стандарт, сказать, так или не так, тому или не тому учат его ребенка в начальной школе или на уровне основного общего образования.

Второе: руководители образовательных организаций, начиная от общего и дополнительного образования. В прежнем Стандарте не было конкретных формулировок, которые позволяли ставить четкие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижение и сбой в достижении образовательных результатов. В обновленных Стандартах этот недочет устранен.

Третье: педагоги.

Сделан следующий шаг - Институт стратегии развития образования Российской академии образования разработал примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы, и у педагогов появилась возможность пользоваться этими программами.

В Примерных основных образовательных программах содержатся варианты примерных учебных планов с указанием количества часов на изучение учебных предметов. Школа определяет для себя тот вариант учебного плана, который наиболее подходит ей.

С целью методического сопровождения введения обновленных ФГОС институт стратегии развития образования Российской Академии образования разработал общедоступный информационный ресурс - «Единое содержание общего образования».

На указанном портале размещен Конструктор рабочих программ. Его особенность - четырёхкомпонентная структура рабочих программ, то есть к указанным трем разделам рабочих программ добавлена пояснительная записка.

Но школы не могут использовать четырёхкомпонентную структуру рабочих программ, так как это противоречит приказам Минпросвещения России об утверждении обновленных ФГОС.

Согласно этим Приказам учителя представляют администрации школы трехкомпонентные рабочие программы, с учетом примерных рабочих программ учебных предметов не на класс, а на уровень образования (с 1 по 4 и с 5 по 9 классы). Рабочие программы входят в содержательный раздел Основной общеобразовательной программы школы.

Институт развития образования рекомендует следующую структуру тематического планирования по ……. (указать учебный предмет)

Тема урока

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Разработка образовательных программ, в том числе рабочих программ, относится к компетенции образовательной организации.

Вопросы, не урегулированные на федеральном уровне, определяются локальными актами образовательной организации.

На основе тематического планирования рабочей программы учитель может составить календарно-тематическое планирование (если такой документ предусмотрен в образовательной организации).

Календарно-тематическое планирование в отличие от тематического планирования рабочей программы принимается локальным актом образовательной организации, его содержание и структура, как правило, регулируются в специальном разделе «Положение о рабочей программе». КТП составляется только на текущий учебный год. Оно не является частью Основной образовательной программы образовательной организации - это рабочий инструмент учителя.

Рабочие программы по отдельным учебным предметам основной школы размещены на сайте Института развития образования в разделе «Специалисту системы образования».

И четвертое: пользователями Стандарта являются разработчики КИМов для итоговой аттестации. Перед ними также стоит очень непростая задача: сформулировать такие задания для итоговой аттестации, чтобы они проверяли знания и умения, как в предметных результатах, так и в метапредметных.

Сегодня перед учителем стоят задачи и качественного обучения школьников своему предмету, и задачи воспитания, развития личности. Это требует федеральный государственный образовательный стандарт, это рекомендует и новая примерная программа воспитания.

Важно знать, что серьезным воспитательным потенциалом обладает каждый предмет общеобразовательной программы.

На каждом уроке школьники должны не только узнавать что-то новое, но и делать какой-то нравственный вывод, помогающий им сформировать свое мировоззрение, взгляды на жизнь.

Воспитательный потенциал уже заложен в содержании предмета, и учителю необходимо подбирать такие формы работы на уроке, которые позволяют развивать личностные качества ребенка.

Что нужно сделать, чтобы обычный урок стал воспитывающим? Какие усилия следует приложить, чтобы влиять и на умственное, и на нравственное развитие ребенка?

  • Установить со своими учениками доверительные отношения
  • Увлечь ребят совместной деятельностью на уроке
  • Наполнить учебную коммуникацию содержанием, ориентирующим их на значимые общественные ценности.

Это три кита результативного воспитания.

Важно понимать, что воспитание нельзя сводить лишь к морально-этическому просвещению школьников, здесь нужно нечто большее.

Эффективность воспитания в большей мере зависит не от используемых педагогом методов и технологий, а от его личностных качеств.

Важно не только, что делает учитель, а какой он. Каковы его взгляды на мир, на ценности, отношение к детям, интересен ли он ребятам?

Многие великие педагоги отмечали особую роль личности учителя. Но, пожалуй, лучше всех об этом сказал Владимир Абрамович Караковский «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности…».