Обогащение игрового опыта детей с ОВЗ через взаимодействие с родителями в онлайн-режиме

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В условиях пандемии Covid-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден был приспосабливаться, и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Наблюдая за тем, как многие родители, не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят достаточного количества времени для общения с воспитателем, но вместе с тем являются активными пользователями Интернета, мы пришли к выводу, что можно и нужно шире и активнее использовать интернет-пространство в работе с семьями воспитанников.

Преимущества такой формы взаимодействия с семьями дошкольников очевидны, и заключаются в следующем:

  • минимизация времени для доступа родителей к информации;
  • возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • рост объема информации;
  • оперативное получение информации родителями;
  • оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Так появилась идея создания интернет сообщества между педагогами и родителями по развитию игровой деятельности у детей с ОВЗ.

Именно игровой, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника. Сотрудники ДОУ и родители должны помочь ребенку сделать эту деятельность яркой, положительной, разнообразной и познавательной. Большая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим ребенком. Поэтому в проекте будут участвовать родители ребят. Присмотритесь к детям с ОВЗ, к тому, как они поводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять. Никакие мультфильмы. Компьютерные игры не заменят в жизни ребенка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему проекта считаем актуальной на сегодняшний день.

Проект: «Обогащение игрового опыта детей с ОВЗ через взаимодействие с родителями в онлайн режиме»

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Тип проекта:

  • Информационный,
  • Познавательный,
  • Творческий.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатели, сотрудники детского сада.

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель проекта: Обеспечение открытости и доступности взаимодействия педагогов и родителей средствами онлайн общения.

Основные задачи проекта:

Для педагогов:

  • Овладеть формами онлайн обучения и информационно коммуникативными технологиями;
  • Вовлекать родителей в единое информационно образовательное пространство детского сада;
  • Расширять спектр форм взаимодействия с родителями посредством ИКТ.

Для родителей:

  • Развивать игровые навыки в общении с детьми;
  • Стимулировать социальную активность;
  • Повышать психолого-педагогическую культуру в вопросах развития и воспитания детей.

Для детей:

  • Развивать самостоятельность, увлеченность в игровой деятельности;
  • Осваивать правила игры;
  • Развивать игровые навыки.

Формы взаимодействия:

  • Индивидуальное;
  • Онлайн режим.

Характер взаимодействия:

  • Ситуативное;
  • Ситуативно-деловое;
  • Партнерское.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • применение усвоенных знаний и способов игровой деятельности для решения новых проблем;
  • формирование умения планировать свои действия, направленных на достижение конкретной цели;
  • формирование умения решать игровые задачи, адекватные возрасту;
  • формирование представлений о социальных явлениях, о значимости семьи в жизни каждого человека, активизация эмоций, памяти, развитие познавательной активности.

Для родителей:

  • повышение знаний по совершенствованию игровой деятельности у детей с ОВЗ;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам развития игровой деятельности;
  • установление эмоционально близких отношений родителей и детей в процессе совместной деятельности.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ;
  • оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетных и подвижных игр.

Основное содержание и этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Обучение педагогов и родителей использованию ЭОР (электронных образовательных ресурсов - ZOOM, MAAM, Вайбер, Вацап, сайт МБДОУ);
  • Анкетирование родителей;
  • Создание сайта;
  • Подбор информационного материала для родителей;
  • Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.

Основной этап:

  • Viber - анкетирование объявление, опрос, ссылка на сайты;
  • WhatsApp - видеоматериал;
  • Сайт ДОУ - фото, консультации;
  • ZOOM - мастер-класс;
  • MAAM - семинар-практикум.

Заключительный этап:

  • Презентация проекта;
  • Продукт проекта - челлендж «Моя любимая игра».

Реализация проекта:

  • Анкетирование родителей «Игра в жизни вашего ребенка»;
  • Цель: познакомиться с игровыми предпочтениями детей в семье, выяснить степень участия и заинтересованности родителей в игре ребенка дома;
  • Создание двух групп под названием «Кораблик» на сайтах: «Одноклассники» и «Maam.ru», где были размещены памятки и рекомендации по организации игр в домашних условиях, такие как: «Создание условий игровой деятельности в семье», «Как привлечь ребенка к уборке игрушек», «Игрушка, как она есть» и «Роль игры в жизни дошкольника». В Последней публикации «Игры без игрушек» были размещены фотографии играющих детей в игры «Веселый карандаш», «Ладошка - кулачок», «Рисунок на спине», «Музыка воды».
    На сайте «Одноклассники» в группе «Кораблик» было размещено видео мастер-класса «Игры с детьми дома», «Новогодние украшения», «Подарок бабушке», «Мастерская игрушек». А на сайте Maam.ru была создана картотека игр «Простые игры для детей», «Идеи, чем занять ребенка дома!», «Игры на кухне»;
  • Создание на сайте рубрики «События», в которой размещается фото и видеоматериал о жизни детей в детском саду;
  • Организация создания онлайн фотоальбома «Игры наших детей дома»;
  • Выставка «Игры своими руками»;
  • Организация челленджа «Мяч поймай, и со мной поиграй!»;
  • Мини-анкета «Что понравилось, что запомнилось?»;
    Цель: выявить уровень результатов о проделанной работе.

Итог

В процессе нашего проекта мы старались донести до родителей, что игра это универсальный способ обучения и воспитания. Общение с родителями в онлайн режиме это возможность оперативно доносить информацию и получать быстрый обратный отклик от них. Совместная работа над проектом повысила педагогическую компетентность родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. По результатам анкетирования родители заинтересованы в развитии игровой деятельности детей.