Проектная деятельность на уроках английского языка (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


1. Что такое креативное мышление

«Креативность - это просто создание связей между вещами. Креативные люди смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое.»
Стив Джобс

Прежде всего, необходимо дать определение, что же понимается под термином «креативность» сегодня.

Креативность или латеральное мышление - это умение генерировать новые идеи и связи, отходя от привычных или общепринятых схем мышления, умение нешаблонно мыслить, нестандартным путем решать поставленные задачи.

Латеральное (от латинского - латералис - боковой) мышление как термин впервые возник в 1967 г с подачи Эдварда де Боно (мальтийский психолог).

Главный принцип креативности - взять то, что уже существует, и использовать это по-другому.

В основе творческого мышления всегда лежат три психических процесса. Воображение как умение создать образ, визуализировать идею, внимание как умение видеть нестандартно привычные вещи и память как умение вспомнить и проанализировать накопленный человеком опыт. Развивая эти три направления, творческое мышление также можно развить.

Сложно ли делать это постоянно? Пожалуй, что да. Да и не нужно, ведь функционально мозг тратит очень много энергии на нештатные ситуации. Его работу в это время можно сравнить с поездкой на машине по незнакомой дороге, когда водителю необходимо быть предельно сконцентрированным и внимательным. Стандартное же решение похоже на ровный и хорошо знакомый путь. Креативное мышление именно поэтому используется лишь по необходимости, а стандартное - большую часть времени. Это помогает экономить ресурсы мозга и организма.

Кроме того, фактически при латеральном типе мышления большей частью функционирует лишь правое полушарие. Однако невозможно представить его полноценную работу без интеграции с левополушарными отделами головного мозга. При креативном мышлении задействован не какой-то отдельный участок, а многие отделы мозга. Когда человек синтезирует новое, он обращается к собственному опыту - левому полушарию, чтобы использовать то, что уже знает. Затем подключается правое полушарие, чтобы на основе известной информации придумать что-то новое.

2. Особенности обучающегося, обладающего креативным мышлением

Бессмысленно делать одно и то же снова и снова и ожидать при этом иного результата.
Альберт Эйнштейн

Примерно с трех до пяти-семи лет все дети креативные и обладают лабильным латеральным интеллектом. Они еще не знают многих вещей, у них не накоплен отрицательный деятельностный опыт - именно это не мешает им синтезировать новое - идеи, связи, методы, приемы. Они могут соединять несоединимое и не ограничены рамками. Более того, они делают это.

Дальше все зависит от личного опыта каждого: существуют кружки, чтение книг, просмотры видеороликов и фильмов, курсы, сообщества по интересам, творческие мастерские, где постепенно дети учатся вписывать в рамки собственные идеи, воплощать на практике, учитывая законы физики и химии, собственные замыслы и реализовывать проекты.

Следующей, не менее важной ступенью, является школа и университет. Поощряется ли творческое мышление на уроках и лекциях, имеет ли оно место быть в рамках академического курса и практических семинаров есть ли для него место в системе ценностей каждого конкретного учителя? Это важно, ведь в дальнейшем любой специалист должен уметь не только придумать идею, направленную на достижение определенных целей, но и предложить конкретный, практически-применимый способ ее решения.

Обучающиеся непохожи друг на друга, однако творческие дети заметны, это не секрет. Именно они чаще возражают на уроках, задают вопросы, предлагают быстрые, иногда неверные, но оригинальные решения. Часто это яркие личности, не желающие подчиняться правилам системы, однако вместе с тем, не конфликтующие открыто. Обучающиеся, обладающие креативным мышлением скорее станут искать новые подходы к решению учебных задач, чем открыто идти на конфликт.

Основные характеристики нестандартно мыслящего ученика - это:

  • Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы.
  • «Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
  • Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
  • Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

3. Методы определения уровня креативного мышления и способы его развития

Самой популярной методикой определения уровня развитости латерального мышления является тест Торранса (американского психолога). Результаты теста оцениваются по четырём параметрам:

  • Беглость - способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
  • Гибкость - способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
  • Оригинальность - способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
  • Разработанность - способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Двумя самыми популярными технологиями развития латерального мышления являются Технология 6 шляп и Кайдзен (6 шляп - технология, предлагающая рассмотреть проблему с разных сторон)

  • Белая шляпа - информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
  • Зелёная шляпа - творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
  • Красная шляпа - эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
  • Жёлтая шляпа - оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
  • Чёрная шляпа - критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
  • Синяя шляпа - организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Технология, скрывающаяся под словом «кайдзен» (дословно - бережное производство), это японский подход к делу. Суть технологии кайдзен сводится к максимальной оптимизации любого производительного процесса. Из Японии с любовью.

Можно ли развить креативное мышление в быту?

Безусловно. Вот несколько самых простых приемов, которые можно выполнять ежедневно и которые прекрасно могут вписаться в любой урок.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика - это соединение несовместимых элементов. Впервые этот приём как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно (латеральное мышление) создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Сформулируйте проблему.

  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Делать стандартные вещи по-новому

Подумайте, какие обычные дела вы можете делать по-другому. Например, почистите зубы другой рукой, выберите новую дорогу до работы или магазина. Так создаются новые нейронные связи. При этом, если что-то нестандартное происходит регулярно, со временем действие перейдет из разряда «креативное» в «стандартное».

Методика 3. Использовать метод случайного слова

Этот метод подходит для решения определенных задач. Например, вам нужно сделать презентацию, а у вас нет идей, в каком стиле. Выберите любое существительное и запишите к нему десять слов-ассоциаций. Дальше к каждому слову-ассоциации придумайте три варианта, как вы можете использовать это слово в решении вашей задачи.

Допустим, первое слово, которое пришло вам в голову - корова. Одна из ассоциаций к этому слову - пятно. Как вы можете использовать пятно в презентации? Например, включить в оформление животный принт или картинки с животными. Или, может быть, слово «пятно» у вас ассоциируется с пятном от кофе и вы разработаете дизайн в кофейных оттенках. Какая-то часть идей точно подойдет для решения задачи.

Методика 4. Придумывать новые способы для использования простых вещей

Например, канцелярская скрепка. Во-первых, подумайте о прямом назначении этого предмета - скреплять листы бумаги. Затем может прийти в голову крепление для одежды, обуви, использование скрепки в рыболовстве, на кухне, в украшениях. Во-вторых, подумайте, как нельзя использовать этот предмет. И вновь это может оказаться не так просто. На каком-то этапе на все «нельзя» будут находиться опровержения. Например нельзя использовать канцелярскую скрепку, как бумагу для письма. Хотя, если раскатать ее в тонкую металлическую пластинку, это становится возможно. В-третьих, подберите как можно больше нестандартных способов использования предмета. Вот тут дайте волю фантазии.

Методика 5. Выход за рамки

Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от любых ограничений.

Сформулируйте проблему.

  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Опыт работы

Обращаясь к своему опыту работы хочется подчеркнуть важность уроков, на которых есть проектная деятельность и некоторые их особенности. Работа над проектами, как никакая другая деятельность, позволяет обучающимся проявить свои творческие способности в рамках предмета. Проектная деятельность на уроках иностранного языка в моей параллели ведется ежегодно, начиная с 5го класса.

По окончании каждого модуля предполагается один урок на создание группового мини-проекта. Подчеркну, что каждая представленная ниже работа выполнена за 40-35 минут урока.

Безусловно, требования к проектам разные, зависят от цели, которую определяет преподаватель и с каждым годом немного усложняются. Однако, наряду с общими моментами есть пункты, которые корректируются под конкретную задачу.

Общими же условиями, учитываемыми при оценивании мини-проектов, являются следующие:

  1. Ограничение по времени. При создании каждого проекта суворовцы ограничены временем урока - 45 минут. 5-6 минут из этого времени посвящено разъяснению требований к будущим работам и разбивке на группы, которые не постоянны. Аккуратность и красочность выполнения работы не оценивается строго.
  2. Ограничение в ресурсах. Для качественного проекта необходимы различные ресурсы, которые попросту не могут быть предоставлены суворовцам. Как правило, в распоряжении суворовцев учебники, тетради, словари, цветные карандаши, листы формата А3, А4, ножницы, клей, реже - компьютеры для поиска информации.
  3. Ограничение по материалу. Проект обычно отражает проработанность какой-либо пройденной темы или группы тем. Как правило, у суворовцев есть некий набор фраз, слов, выражений, которые им необходимо задействовать в своей работе. Использование возможного раздаточного материала приветствуется, но не всегда регламентируется. Конечно же, я указываю, что обязательно должно быть упомянуто в проекте, а что не так важно.
  4. Представление. Немаловажная часть работы над проектом заключается в распределении ролей для устной презентации своей работы. При этом четко проговаривается условие обязательного участия всех членов команды при устном ответе - защите своего детища.
  5. Оценивание проекта. Самый, пожалуй, сложный момент ввиду невозможности оценить объективно творчество и разный подход к выполнению заданий. Однако я использую следующий варианты:
    • по завершению все работы представляются преподавателям на суд и для выставления баллов от 1 до десяти. Отметки в группе выставляет лидер команды соответственно сетке перевода баллов в отметки.
    • при наличии четких условий, проверяется выполнений этих условий (использование определенного количества фраз, набора слов, наличие или отсутствие грамматических ошибок)

5 класс

Проекты для учеников 5 класса были выполнены обучающимися после прохождения темы национальности и страны. Условием проекта было создание рекламного буклета - суворовцы, будучи рекламными агентами, агитировали преподавателя за выбор путешествия именно в их страну. Обязательным условием было использование выбранной заранее подготовленной преподавателем карты, названий страны, столицы, флага. Можно было пользоваться учебником для нахождения материала.

6 класс

Проекты были выполнены после прохождения следующих тем - грамматические времена группы Simple (сравнение настоящего и прошедшего времен). Суворовцы 2-го курса получили довольно распространённое при изучении таких тем задание - создать собственный комикс. Не было ограничений использовать ли прямую речь или вести рассказ в прошедшем времени. Комиксы были разрезаны и не было ограничений по сюжетной линии. Суворовцы могли сами выстроить последовательность действий персонажей. Главным условием было верно подобрать, придумать глаголы к картинкам и использовать правильное время.

7 класс

При выполнении данного проекта для определения темы предлагалось сначала собрать паззл, а затем определить тип грабителя по полученной картинке и создать буклет-предостережение для жителей фантазийного города во избежание ситуации жертвы преступления. Участники мини-группы сами определяли тему, цель и краткое описание собственного продукта. Это было важным пунктом при оценивании работы.

8 класс

Проекты, выполненные также в виде комиксов, но с гораздо более сложной целью. Необходимо было использовать разных, зачастую абсолютно неподходящих персонажей при создании собственной цельной истории с единым сюжетом. Главным условием было определение и использование заготовленной схемы, выданной преподавателем суворовцам 3го курса - жанр их истории, персонажи, место действия и имена героев. Также обучающиеся самостоятельно определяли тему проекта (повторить жанры и типы книг и фильмов, пройденные на уроке, работать в команде или использовать определенную лексику)

Отмечу - время выполнения проекта все то же - 40 минут (5 минут - организационные моменты).

Темы на уроках иностранного языка затрагивают различные сферы жизни нашего общества - экология, друзья, личные интересы, волонтерство, литература и кино и т.д.

На мой взгляд, главное - определить собственную, учебную цель и оформить ее так, чтобы суворовцам стало интересно ее реализовать. Опыт показывает, что за 40 минут урока суворовцы способны создать красочное меню, агитационный плакат, рекламный буклет, написать стихи, сочинить эссе, инсценировать сценку, придумать и реализовать короткий диалог и даже снять минифильм.

Помните, на невозможное просто требуется чуть больше времени.