Трудные дети

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи, Трудные дети


В VIII веке до н.э. древнегреческий поэт Гесиод описывает в своей поэме «Труды и дни» интересующее нас явление в выражениях, представляющихся сегодня весьма актуальными: «У меня более не будет никаких надежд касательно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки управление, потому что молодежь эта несносна, несдержанна и вообще ужасна. Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушают своих родителей».

Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. де виацио - отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Для учителя - это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера - это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей - это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.

«Если ребенок стал трудным, - делится своим опытом В.А.Сухомлинский, - если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.

Трудным ребенок становится именно в этом возрасте - от года до семи-восьми лет»

Ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, литература, кино, телевидение. Кому же принадлежит решающая роль в воспитании детей?

На школьных собраниях родители нередко упрекают школу. «Придешь с работы, а ребенок занят: или уроками, или ему надо побыть на свежем воздухе, или посмотреть телепередачу, или почитать художественную литературу. А родителям надо позаботиться о еде и быте. (Они либо выживают, например работают на рынке с утра до вечера, либо делают карьеру.) Для общения с детьми совсем не остается времени. Значительно больше времени проводят дети, общаясь с учителем. У родителей нет педагогического образования, а методы воспитания, завещанные бабушками и дедушками, оспариваются как устаревшие. Учителя имеют специальное образование, опыт работы, к тому же воспитание детей является их основным делом. Все как будто верно и убедительно, но никуда не уйти от факта, что решающее влияние на нравственное воспитание оказывают родители.

В здоровой семье эмоциональные связи детей и родителей столь сильны, что создают предпосылки для противодействия любым отрицательным влияниям среды.

В рамках борьбы с растущей наркоманией среди детей и подростков особого внимания заслуживает наиболее уязвимая «группа риска» - БЕЗНАДЗОРНЫЕ И БЕСПРИЗОРНЫЕ. Дети из этой группы, как правило, жертвы неблагополучной ситуации в семье. Это семьи, попавшие в целый набор ситуаций «социального тупика», таких, как алкоголизм, наркомания, асоциальная деятельность.

У детей из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, нередко формируется генетическая предрасположенность. Беспризорные и бездомные дети по потреблению психоактивных веществ заметно превосходят своих «домашних» сверстников. Так среди 7-летних беспризорных курит каждый четвертый, среди 8-летних - (каждый третий) и к 15 годам регулярно пьют уже почти 80% из них. К 12 годам каждый четвертый становится потребителем наркотических средств.

За последнее десятилетие в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений.

По данным прокурорского надзора, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцировавшее несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. Подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах. Взрослые считают, что вправе делать с собственными детьми все, что им заблагорассудится. В одной из клиник Москвы, например, лечилась девочка, которая взяла у бабушки без разрешения 30 рублей. И, чтобы проучить, ее долго и жестоко избивал отчим. Затем он привязал ребенка к стулу, скрутив руки и ноги, и оставил на чердаке. К счастью, это было летом, девочка за ночь не успела простыть. Утром отчим поднялся на чердак, отвязал ее, но не выпустил. Тогда она подползла к краю чердака и упала с высоты 3,5 метров вниз, на бетонный пол. Когда девочку доставили в больницу, она представляла собой сплошной синяк и кровоподтеки.

Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе От так называемых «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Во многих семьях дети часто бывают свидетелями пьяных ссор между родителями. Следствием такой обстановки в семье становится детская безнадзорность, родители порой не знают, где и с кем проводит ребенок свое время. В результате у детей формируется враждебное отношение к окружающим. Преодолеть это трудно, но необходимо.

На вопрос: «Часто ли проводишь свободное время с родителями?» - больше половины опрошенных детей ответили: «Нет». А 10% дописали, хотели бы поменять родителей. Это уже страшно. Если в семье не научили ребенка жить так, как говорил Сент-Экзюпери: «Встал, умылся, наведи порядок на собственной планете», то он везде вокруг себя будет создавать помойку, считая ее стилем жизни, в которой потом мучаются окружающие его люди, если этот стиль им не по душе.

Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллективами .

Может быть, нелишне взглянуть на взрослых глазами ребенка? Ему они могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, зависимостью детей от них, творящими «суд скорый и неправый». «Воспитание детей- это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей.

«Трудный» родитель недоволен своим ребенком, считает его некрасивым, неспособным, неприспособленным. Он не доверяет своему ребенку и не уважает его. Он не считает ребенка способным чего-то добиться в жизни из-за низких способностей и дурных наклонностей. Не может сдержать по отношению к ребенку досаду, обиду, раздражение, злость.

«Трудный» родитель может и любить ребенка, но это не приносит пользы, если ребенка ограждают от всех трудностей и неприятностей, стремятся удовлетворить все его капризы, не оставляют места для инициативы и самостоятельности. Не лучше и требования, с одной стороны, безоговорочного послушания и дисциплины, а с другой - успехов в учебе и спорте, в любых делах. Детям навязываются воля и ожидания родителей, которые не считаются с интересами, склонностями, способностями ребенка. Такие родители считаются «трудными» и приносят немало ущерба формированию личности своих детей.

«Трудные» семьи это не только те, где, предположим, злоупотребляют спиртными напитками», трудными» могут быть семьи из-за незнания родителями законов воспитания детей, неумения организовать в семье правильные взаимоотношения с детьми.

Исследования социологов убеждают нас в том, что еще много семей, не умеющих понять свою роль в удовлетворении потребностей ребенка: родители смешивают истинные потребности ребенка и его капризы, удовлетворяют в первую очередь материальные потребности и совсем не развивают духовные. Приходит время, когда семья уже не в состоянии выполнять требования детей, и наступает конфликт, который не всегда разрешается благополучно.

В практике семейного воспитания сложилось несколько типов семей, которые по-своему трудны. Это семьи с низким уровнем общественных интересов, с неустойчивой и часто напряженной семейной атмосферой, с пренебрежительным отношением к семейным обязанностям. Дети в этих семьях вырастают с определенными недостатками в нравственном воспитании.

Есть семьи с достаточно высоким уровнем общественных интересов, но внутри семьи имеют место «формальные» отношения. Дети этот стиль отношений быстро усваивают, подражают им, а за этой внешней манерой поведения иногда скрываются отрицательные черты.

Представляют особые трудности семьи, где неправильно понимают дисциплину как нравственную категорию. Так есть семьи с суровой дисциплиной.

Очень многие семьи стремятся уберечь детей от черновой работы, свою заслугу понимают в том, чтобы обеспечить безоблачное детство своим детям, затягивая его порой до их совершеннолетия. Так вырастают тунеядцы, бездельники. Как видим, семьи учеников требуют к себе пристального внимания учителя, индивидуальной работы с ними по разъяснению задач и путей воспитания.

Что такое гипердинамический синдром?

Основные признаки гипердинамического синдрома - это проявление с первых месяцев жизни ребенка двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и всегда находятся в списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно, не желая «ничего плохого». Это они сползают под парту во время уроков, устраивают кучу-малу на перемене, это они забывают свой портфель и почти каждый день теряют ручки, карандаши. Это их голова всегда повернута в сторону доски. Гиперактивные дети чрезмерно нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать тишину. Гипердинамические дети не ходят, а бегают, доказывая что-то, не говорят, а кричат.

Это их так любят ругать на родительских собраниях, произнеся фразу: «Мог бы вполне неплохо учиться, если бы так не отвлекался».

Причины, приводящие к подобным состояниям, пока неизвестны, но предполагается, что в основе гипердинамического расстройства лежат микроорганические поражения головного мозга.

Дети, как, впрочем, и взрослые, устроены сложно, у них есть свои эмоциональные травмы и переживания, планы на будущее, привязанности и связи, и положить конец их уличному существованию зачастую можно только с помощью кропотливой работы по переориентации их установок, круга общения, восстановления прежней семьи или создания новой.

…Вот уже много дней стоит на улице маленькая таджикская девочка, замотанная в жалкие одежды, и просит подаяние. А недалеко от нее на корточках качается ее отец, бдительно следя за каждой монеткой, попавшей в ее замершие ручки. Она - не беспризорник, она - не безнадзорная, вон он, папаша, рядом. И регистрация у него в порядке. И все прочие документы на руках. И уже никому нет дела до этой маленькой иностранки, которая смотрит на мир круглыми недетскими глазами.

Каждый ли ребенок не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?

Есть скверные родители, предающиеся пьянству, не проявляющие заботы о своих детях. Есть дети с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы, требующие специальных медико-педагогических мер.

Есть родители безупречные в социальном отношении, но причиняющие своим детям страдания не в силу злого умысла, а по причине незнания, педагогического невежества. Чаще всего они даже не подозревают об ошибочности своих действий.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. Но и самим родителям надо бы больше заниматься своими детьми.

Профессиональную педагогическую помощь в этом мамам и папам может оказать школа. Воспитание подрастающего поколения - наша общая задача.