Технологическая карта урока "Методы изучения наследственности человека". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: генетика, генетика человека


Предмет: биология.

Класс: 9.

Автор УМК: В.В.Пасечник / Биология 5-9 классы.

Учебник: Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник /В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. - М.: Дрофа, 2020. - 288 с.: ил.

Пояснительная записка

Данный урок завершает цикл уроков по теме «Генетика», входящей в раздел «Организменный уровень организации живого». Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 9-го класса. Для раскрытия темы урока и достижения цели и задач выбраны иллюстративно-объяснительные и частично-поисковые методы, так как они способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала используются ЭОР, учащиеся работают с дополнительными материалами, представляют результаты своей работы, слушают выступления одноклассников. Изучение нового материала осуществляется в групповой форме. Урок сопровождается презентацией. Применяемые при изучении темы методы способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, навыков коммуникации и логического мышления. Смена видов деятельности, положительная психологическая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся.

Цель урока: Сформировать у учащихся знания об основных методах изучения наследственности человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с основными методами изучения наследственности человека и результатами их практического использования.
  • Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека.
  • Применять полученные на уроке знания для составления родословных, определения типа наследования признаков.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных операций - анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
  • Продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстовым материалом, схемами, нахождение нужной информации.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство товарищества, аккуратность.
  • Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, анализировать родословные;
  • представлять биологическую информацию в виде схемы и делать выводы на основании представленных данных;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Метапредметные:

  • регулятивные:
    • самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
    • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
  • коммуникативные:
    • обсуждать в рабочей группе информацию;
    • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
    • выражать свои мысли и идеи.
  • познавательные:
    • продолжить формирование уменияработать с учебником и другими источниками информации;
    • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Основные понятия: методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и технологии:

  • ИКТ
  • Частично-поисковый
  • Иллюстративно-объяснительный
  • Проблемное обучение

Оборудование: проектор, презентация «Методы изучения наследственности человека», распечатанный дополнительный материал.

Технологическая карта урока