Программа воспитательной работы с классным коллективом «Я – гражданин России!» на 2022–2027 гг.

Разделы: Классное руководство

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


И воспитание и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.

Толстой Л.Н.

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. В.А.Тишков) на период с 2022г. по 2027г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей.

Программа воспитательной работы с классным коллективом в рамках школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями; предъявляемыми к участникам воспитательного процесса.

Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предлагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Одним из самых главных и актуальных направлений деятельности классного руководителя на современном этапе является воспитание нравственной культуры школьника. Именно на воспитание высоконравственной, всесторонне-развитой личности нацелена воспитательная система. Она рассчитана на учащихся 5-9 классов. План воспитательной работы дорабатывается ежегодно в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолеть те плохие черты характера, которые, к сожалению, иногда видны в детях гораздо более явно, чем хорошие, необходимо чтобы процесс воспитания учащихся носил системный характер. Это происходит, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека - это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше развития себя, своей собственной культуры. Именно воспитание нравственности - основа всякой воспитательной системы класса. Если воспитательная система класса не пронизана воспитанием нравственности во всех смыслах повседневной школьной жизни, то результат воспитания будет минимальный.

1.2. Анализ работы

Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы - конкретизировать и структурировать проблему и определить пути решения. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется».

С данным классным коллективом я начала работу в сентябре 2022 года при переходе класса из начального звена в среднее. На конец 4 класса было 30 человек. В настоящее время в классе 32 человека, из них мальчиков - 16, девочек - 16. Подавляющее большинство детей воспитывается в полных семьях, в доброжелательной обстановке. В коллективе сформирован позитивный интерес к учебному процессу. Учащиеся ответственно относятся к учению. В классе есть отличники и хорошисты, которые составляют большинство класса. Коллектив имел достаточно сформированный культурный уровень.

При работе в 5-7 классах основной целью является: продолжить формирование единого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, организацию совместной деятельности; создание благоприятных условий для успешной адаптации и индивидуальное развитие каждого учащегося (учащихся). Ставились следующие задачи:

  1. Продолжить формирование единого коллектива учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя и учащихся, учителей-предметников, администрации школы, Дубровицкого Дома культуры и родителей для достижения поставленной цели;
  2. Организация внеурочной деятельности с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся;
  3. Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей, характера;
  4. Воспитание гордости за свою школу, уважительного отношения к её традициям и истории.

Работа с классным коллективом была начата с изучения особенностей класса, социальной среды, в которой проживают учащиеся класса, взаимоотношений в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика. Учитывая полученные результаты исследований, была построена работа в классе.
По окончанию 4 класса из анализа воспитательной работы были получены следующие результаты:

Уровень качества образования составил:

Класс

Уч. год

Кол-во учащихся

Кол-во отл.

Кол-во хор.

% качества

% успеваемости

4

2021-2022

30

2

23

83

100

5

2022-2023

32

6

2023-2024

7

2024-2025

Уровень воспитанности класса составил:

Класс

Уч. год

Высокий (%)

Средний (%)

Низкий (%)

5

2022-2023

-

6

2023-2024

7

2024-2025

Данные анализа показывают стабильный уровень качества знаний и возросший уровень воспитанности, что говорит о высоком потенциале данного коллектива.

Состояние здоровья учащихся класса: Карта здоровья учащихся:

Состояние здоровья

Количество учащихся
Общее 32

Процентное соотношение

Практически здоровые

16

50

Заболевание желудочно-кишечного тракта

7

22

Заболевание органов зрения

7

22

Вегетососудистая дистания

2

6

Уровень образованности родителей:

Уровень образованности родителей классного коллектива составляет:

всего

56

высшее

29

52%

н/высшее

7

12%

ср/специальное

20

36%

среднее

-

-

Социальный состав семей:

Полные семьи

25 учеников

78%

Неполные семьи

5 учеников

15%

Многодетные семьи

5 учеников

15%

С низким материальным положением

2 ученика

6%

Неработающие родители

-

-

Из анализа социального положения семей класса можно отметить достаточно высокий уровень развития, а значит и высокие требования родителей в вопросах образования и воспитания.

За это время была проделана большая работа по изучению классного коллектива. Использовались индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование) и коллективные: классные часы, родительские собрания, праздники, совместные мероприятия с учениками начальной школы, учащимися среднего звена, с родителями, участие в школьных конкурсах.

Проводимые тесты по социометрии показывают, что в классе нет «отверженных». Нет в классе и детей «группы риска».

Учащиеся класса являются участниками всех общешкольных мероприятий.

Важное место занимает работа с родителями. Проводим совместные праздники, родительские собрания, поездки. В результате такой работы установится более тесный контакт между родителями, детьми и педагогами.

Как классным руководителем мной проводятся анкетирование по вопросам: мотивации учения, изучения самооценки классного коллектива. Анализ проводимых анкет доводится до сведения учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе.

Целесообразность принятия программы «Я гражданин России!» обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по шести направлениям.

1.3. Направления воспитательной работы

Систематизировав, данные анализа работы за прошлые года и социальные ожидания, основными направлениями работы будут:

Актуальные сферы жизнедеятельности

Название направления

1. Интеллектуальное развитие (содействие школьникам в освоении образовательных программ);

2. Воспитание гражданина. (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

3. Культура (воспитание нравственной культуры, создание условий для развития творческой одаренности учащихся, пропаганда полезного отдыха);

4. Здоровый образ жизни (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, профилактика правонарушений, азбука безопасного поведения);

5. Профориентация (помощь в выборе будущей профессии);

6. Семья (установление тесной связи детей с родителями).

1. «Я и школа»

2. «Я и мое отечество»

3. «Я и культура»

4. «Я и мое здоровье»

5. «Я и общество»

6. «Я и моя семья»

1.4. Характеристика класса

Ежегодно для эффективности работы составляется характеристика класса.

1. Количество человек в классе - 32

2. Состав класса по возрасту: 2 чел. - 2012г., 27 чел. - 2011, 2 чел. - 2010г.

3. Состав класса по полу:

  • девочки (девушки)…16
  • мальчики (юноши)… 16

4. Неполные семьи (количество человек)……5

6.Характеристика взаимоотношений:

а) Наличие лидеров - 6

б) Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив: все лидеры класса общительны, хорошо учатся. В классе прислушиваются к их мнению. Активно участвуют в жизни класса, а также школы: участвуют в различных конкурсах, организуют класс. Они самостоятельны, активны, способны повести за собой класс на добрые дела. Неформальных лидеров нет в классе.

в) Количество и краткая характеристика "отверженных" - таких в классе нет, но в то же время имеются 3 ученика в классе (Болушевский Герман, Шуневич Давид, Соломичев Илья), которые так и не приняли правил поведения в коллективе, иногда нарушают их сознательно. Эти дети с трудом воздерживаются от плохих поступков, часто не признают своих ошибок, не могут зачастую объяснить своего неадекватного поведения. Этим ученикам уделяется большое внимание на классных часах, уроках, во внеурочное время, в индивидуальных беседах

г) Какие нормы, ценности главенствуют в классе:

Ребятам присуще живое участие во всех делах своего класса, привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь, выполнение решений коллектива, требовательность к товарищам, сочетание личных и общественных интересов, товарищеские отношения, доброжелательное отношение к окружающим; уважение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается; доброта.

7. Психологический климат в классе - психологический климат в классе можно расценивать как благоприятный. Ребята стремятся помочь друг другу, в совместных делах всегда проявляется организованность и взаимопомощь, класс ориентирован на честность в контактах и в общении.

8. Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные - класс любит участвовать в общешкольных мероприятиях и любит организовывать свои классные.

9. Каков характер взаимоотношений класса с другими классами - школа небольшая, все друг друга знают, поэтому отношения дружеские. С классами из параллели проводятся совместные мероприятия.

10. Внеурочная занятость - все дети занимаются дополнительным образованием.

11. Самоуправление класса - в начале учебного года на классном собрании выбирается совет класса. Каждый обучающийся имеет свое поручение, за которое отчитывается в течение года.

1.5. Принципы построения воспитательной системы класса

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

См. продолжение Программы