Классный час на тему "Маленький домик для..."

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели и задачи:

  • формирование у учащихся нравственных ориентиров, ответственности за поступки;
  • развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  • развитие воображения;
  • обогащение лексического запаса.

Оборудование:

  • оформленная доска с выделенной темой классного часа;
  • иллюстрация приглашения большого формата;
  • сборная композиция на доске «Мудрый дуб с филином и сундуком на нем»;
  • наборы картинок, портретов и надписей к этапам занятия;
  • лего-детали, словарь, цифра 2, пирамида;
  • 4 емкости для сбора кристаллов-жетонов;
  • магнитная доска и магниты к ней;
  • раздаточный материал: 3 таблицы «Голос совести» пирамиды - памятки, воздушный пластилин, домики-шаблоны, кристаллы-сердечки, фонарики.

Ход классного часа

I. Вступительная часть

1. Предварительное нацеливание на действия

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день и непростая встреча с вами. Что же нас ждет и какое ваше участие, подскажут эти изображения. Предположите.

(дети видят указанные изображения и высказывают свои предположения: открытая дверь - значит открывать, стол с человечками - обсуждать, руки - делать руками что-либо)

- Самое приятное, что за активное участие вы будете получать кристаллы.

2. Приглашение в Душевный лес

слайд 1

(на видном месте стоит на подставке приглашение)

Ведущий: - Скажите, что привлекает ваше внимание? (приглашение, кому оно?)

Здравствуйте, дети!
Я рад Вас всех видеть!
И приглашаю, без доли сомнения,
В лес для Души получить приглашение!

Ведущий: - Ребята, вы принимаете приглашение в Душевный лес? (соглашаются)

Интересно, кто же нам его дал?

(на обратной стороне Приглашения название - «Душевный лес», располагает на доске)

Ведущий:

Кто же нас в гости позвал, покажись,
Нашему взору картинка, явись!

(ведущий убирает один лист, а под ним расположен другой с 4 знаками вопроса и 4 листиками: желтый, красный, зеленый, оранжевый)

слайд 2

3. Разгадывание загадок

Ведущий: - Наверное, не так все просто!

Лист 1 - желтый (загадка)

Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.

- Отгадывает Группа В! (дуб)

слайд 3

Лист 2 - красный (загадка)

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?

- Отгадывает Группа П! (филин)

слайд 4

Лист 3 - зеленый (загадка)

Деревянный ящик крепкий,
Он таит в себе секреты,
Он надутый как индюк,
Называется…..

- Отгадывает Группа У! (сундук)

слайд 5

Лист 4 - оранжевый (нет загадки)

слайд 6

- Достался Группе С! Значит ее предстоит разгадать сегодня!

4. Знакомство с филином ВПУСом

Ведущий: - У нашего филина есть имя, ВПУС!

Оно переводится, как ВАЖНЫЕ ПОЛЕЗНОСТИ для УМА и СЕРДЦА.

слайд 7

Поэтому каждая группа названа одной из его букв. Он стражник сокровища в сундуке.

II. Основная часть

1. Знакомство с рассказом М.Алешиной «Маленький домик для ….»

Ведущий: - А разгадать, что же за сокровище хранится в сундуке, поможет рассказ знаменитой православной писательницы Марины Алешиной
«Маленький домик для…» (последнее слово закрыто)

слайд 8

- Послушайте его и догадайтесь, какое слово нужно дописать?

(звучит аудиозапись или показ фильма или прочтение ведущим с книги)

Тане что-то не спалось. Потолок разглядывать надоело. Одеяло сползало, как будто назло. И даже любимая подушка кололась.

Таня повернулась на правый бок, потом - на левый. «Все бока отлежала» - подумала она. И вспомнилась ей та самая жирная двойка, которая красовалась в дневнике, прямо под пятёркой по литературе.

«Я не врала маме, - рассуждала она в который раз, - я просто сказала о пятёрке, а о двойке не сказала… Вот если бы мама спросила меня, не получила ли я двойку, и я сказала бы "нет", то это было бы враньё». Тут подушка впилась ей в щеку, и Таня ударила её кулаком:

- Вот тебе!

Но в конце концов ей стало так плохо, что она спустила ноги, пошлёпала босиком в комнату родителей и легонько толкнула спящую маму в плечо:

- Мама!

- Что ты не спишь, Танюша? - мама совсем не сердилась.

- Мне плохо вот здесь! - и Таня показал в самую середину груди.

Мама внимательно посмотрела на дочь и спросила:

- Почему же тебе плохо?

- Я не сказала тебе про двойку, которая под пятёркой.

- Ну, вот теперь и сказала, иди спать.

- А что у меня болело вот здесь? - спросила Танюшка, прижимая кулачок к груди.

- Там живёт совесть, - ответила мама, - в маленьком домике, который называется сердцем, - она-то и не давала тебе уснуть. А теперь ты сразу заснёшь, вот увидишь, - и она потрепала Таню по щеке и поцеловала.

Танюшка пропрыгала полкоридора на левой ноге, полкоридора - на правой, плюхнулась в мягкую кровать, обняла свою любимую подушку и прижалась к ней щекой. Потом от радости поджала колени к животу и улыбнулась самой радостной в мире улыбкой - от уха до уха.

Так, улыбаясь, она и заснула.

2. Разбор содержания рассказа

1) выявление понятия «совесть»

Ведущий:

Друзья, отгадайте, о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи!" - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это, конечно же....

(Группа С?)

- Какое же слово вы предлагаете поставить в конце рассказа? (совесть)

- Верно, так называется рассказ и звучит тема нашего классного часа.

(показ на доске)

- Это и есть сокровище в нашем сундуке, из которого вы будете получать кристаллы за свои ответы. Каждая группа уже получила по1 кристаллу!

(ведущий выдает)

2) разбор смысла поговорки:

слайд 9

- Прочитайте фразу! (на экране)

Совесть - лучшая подушка для сна!

- Почему она подходит по содержанию рассказа?

(девочка не могла уснуть и била подушку из-за недоговоренности с собственной совестью и радостно уснула, когда открылась маме)

Ведущий: - Как часто в жизни каждого из вас возникает подобная ситуация, когда вы совершаете неприглядный поступок, и память не дает вам покоя. Давайте сегодня во всем разберемся вместе.

3. Раскрытие понятия «Совесть»

(ведущий открывает накрытые предметы на столе)

Ведущий: - А помогут нам в этом вот эти предметы!

(лего - детали, словарь, цифра 2, пирамида)

слайд 10

1) Состав слова «Совесть»

Ведущий: - Слово «Совесть» это маленькая лего - модель!

(ведущий достает лего - части, на которых выполнены черно-белые рисунки и по - очереди располагает их на доске)

слайд 11

СОВЕСТЬ: совет (силуэт головы человека с красной стрелкой сверху) + весть (птица) + сеть (паутина с добрым и злым смайликом) + свет (фонарик).

слайд 12

Ведущий: - А теперь ,давайте проверим, как вы запомнили. Я показываю картинку, а каждая группа переводит ее:

  • Группа В - (картинка головы) - СОВЕТ!
  • Группа П - (картинка фонарик) - СВЕТ
  • Группа У - (картинка сеть) - СЕТЬ для хороших и плохих поступков
  • Группа С - (картинка птица) - ВЕСТЬ

2) Обращение к словарям:

(показ книги - словаря с закладкой)

Ведущий: - В словаре Ожегова Совесть это…

слайд 13 (+ портреты на доске)

3) Два дела Совести:

Ведущий: Говорят, дети, что Совесть - это голос Бога.

слайд 14

- Недаром о Совести, народ и великие умы сложил множество знаменитых фраз и пословиц! (называние некоторых из них ведущим)

- У каждого из вас, на столе конверт с одинаковой историей из жизни. Давайте проверим ваш голос совести! Что он вам подскажет?

(дети выбирают вариант вывода из таблицы и ставят отметку)

слайд 15

Каждый день Вася выгуливал собаку Тобика, которую подарили ему на день рождения. Но сегодня ему было лень, и он сказал бабушке, что у него болит голова. Пока бабушка гуляла с собакой, Вася играл в игру на телефоне. Но ничего страшного, ведь прогулки полезны для пожилых людей и животных. А как считаете Вы?

слайд 16

Ведущий: Какой вывод сделала Группа В?П?У?С?

- Молодцы, у всех групп совпало мнение, а значит, вы услышали голос Совести!

За это она награждает вас очередными кристаллами!

4) Пирамида совести:

Ведущий: - Мы с вами сегодня уже открывали, разбирали, а теперь будем собирать что? (показ пирамиды)

- Верно, оказывается совесть устроена, как пирамида, и если что то построить не так (показ на пирамиде), то пирамида не получится.

слайды 17-18

(пирамида закрыта)

- По моей команде представитель каждой из групп, должен установить свою часть пирамиды. Но, если пирамиды не получится, никто из вас не получит кристалл!

(звучит команда, первую деталь ставит ведущий, дети продолжают и приходят к выводу, что лучше работать в команде)

Ведущий: - Молодцы, ребята, вам помогал ваш голос Совести работать сплоченно! За это вы получаете кристаллы и памятки-подсказки.

5) Считаем кристаллы!:

Ведущий: - Дети, мой голос совести подсказывает, что не каждому из вас достанется кристалл. А выручит нас филин ВПУС. Он приготовил для вас вопросы и ждет быстрых и верных ответов.

слайд 19

(дети отвечают на вопросы и получают любое нужное количество кристаллов)

6) Домик для сердца:

Ведущий: - Сейчас мы сделаем своими руками маленький домик.

  • Расположите возле себя домик-шаблон.
  • Раскатайте воздушный пластилин.
  • Сделайте плоскую лепешку.
  • Отклейте двусторонний скотч.
  • Прикрепите сердечко к домику.
  • Расположите свой кристалл в середине и прижмите его.

- Домик для сердца готов! Пусть он станет напоминанием о нашем полезном классном часе и будет светлым талисманом для каждого.

слайд 20

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ведущий:

Дети, что такое совесть?
Совесть, это точно повесть
Про хорошие дела
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть - клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.

- Ребята, если вам было интересно в Душевном лесу поднимите фонарики с лучом, а если вам было грустно, то выключенный фонарик. (дети показывают)

Это путеводный свет
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит!

слайд 21

- На этом мы завершаем свое путешествие в Душевный лес и возвращаемся в наш класс, чтобы однажды вернуться и открыть новые клады нашей души.