Мейнстриминг. Работа с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, развлечениях в ДОУ

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, мейнстриминг


За последние десятилетия в России произошло существенное изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Более серьезно и ответственно стали подходить к проблеме таких детей, но не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что может он, несмотря на имеющееся нарушение. Вследствие этого стали появляться различные концепции, включая детей с особенностями здоровья и нормальную жизнь общества.

Одним из таких направлений является мейнстриминг - программы совместных занятий и проведения досуга детей с ОВЗ и обычных детей.

Дети с ОВЗ имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Все это приводит к дисгармонии с социальной средой. Дети с ОВЗ, посещающие дошкольные общеобразовательные организации, под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников, чтобы они смогли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Тут может быть применен мейнстриминг - стратегия, когда дети с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах в ДОУ - для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Эти досуги и праздники не должны требовать значительной подготовки среди детей, но должны нести развивающую и воспитательную функцию.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил - важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ОВЗ лишены возможности полноценно заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг имеет для них огромное значение.

Основные формы работы с детьми с ОВЗ:

  • Организация праздников, концертов, досугов.
  • Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями). Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости.
  • Постановка спектаклей с участием детей с ОВЗ.

Развлечение - это радость, ощущение счастья. Оно способно поднять настроение, улучшить самочувствие, выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей.

При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип - это принцип включения.

Чередование различных элементов досуга (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным формирует позитивную эмоциональную среду, помогает дошкольнику посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ребенку ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Досуг может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с ОВЗ вместе со здоровыми детьми. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации.

В театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети, но и ребята с ОВЗ. В этом случае им поручаются роли без слов, или с небольшим количеством слов, или с восклицаниями.

Например, у нас в ДОУ в сказке «Волшебная дудочка» на празднике Покрова Пресвятой Богородицы такие дети вместе со здоровыми исполняли роль овечек. Эта роль не требовала фиксированных движений и заучивания фраз. Дети по сигналу дудочки, на которой играл Пастушок, свободно двигались по залу, «жевали травку», подражали голосу овечки и были очень довольны своим выступлением.

У нас есть такие игры и аттракционы, которые не требуют быстрых действий, быстрой реакции. В таких играх важен сам процесс, а не победа. Участие в них детей с ОВЗ оберегает ребятишек от волнения, раздражения, стресса и не дает повода к негативным реакциям. Дети получают только удовольствие, восторг и радость. Так, на празднике 8 Марта такие ребята хорошо справляются с игрой «Собери букет для мамы», «Пришей пуговицы к бабушкиному халатику», а на досуге «Хлеб - всему голова» дети все вместе с азартом отгадывали загадки Колобка. На празднике «Три Спаса» дети легко справляются с игрой «угадай на вкус», «найди яблоко на ощупь». На празднике Пасхи мы приглашали детей с ОВЗ украсить большое плоскостное яичко цветами и узорами и дружно аплодировали их успеху.

Праздники и досуги дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.

Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок имеет возможность показать свои способности или просто побыть вместе со сверстниками в праздничной атмосфере.

Досуги могут проводиться в одной группе, а также могут включать участие детей из нескольких групп. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как младшим, так и старшим дошкольникам). С другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети помогают младшим, которым будет интересно наблюдать за старшими).

Музыка является неотъемлемой частью праздника и досуга.

Она благотворно влияет на физические процессы организма, обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки, участие в музицировании, музыкально-ритмические движения помогают ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Сегодня мы пригласили детей на цирковое представление. Почему мы выбрали именно эту тему? А вот, почему.

Какой самый эффективный способ моментально погрузиться в атмосферу веселья, беззаботности, радости? Способ простой: надо посетить цирк! Цирк - это особый мир, в котором одинаково хорошо чувствуют себя и взрослые, и дети. Участие в импровизированном цирковом представлении помогает ребенку забыть о неприятностях и трудностях, почувствовать себя ловким, умелым, незаменимым и успешным.

Каждый из придуманных нами цирковых номеров представлен в виде игры, ведь мы же знаем, что больше всего на свете дети любят играть! А если дети видят, что играют и взрослые, причем смешно, то это веселит их еще больше.

Мы знаем, что огромной популярностью у детей пользуются выступления цирковых животных. Поэтому и в нашем цирке вы увидите и неотразимую лошадку Эльвиру, и мартышек, которые любят читать книжки, и озорных собачек, которые умеют не только танцевать, но и решать задачки.

Эти номера мы разучили с детьми заранее в ходе индивидуальной работы, по секрету от остальных. В них приняли участие и дети с ОВЗ. А другие выступления: жонглеров, канатоходцев, кондитеров - были для ребят неожиданным сюрпризом и исполнялись без подготовки.

Аттракционы, шутки, загадки, фокусы помогают создать веселую, непринужденную обстановку, а колпачок на голове дает возможность почувствовать себя настоящим артистом!

Итак, мы начинаем! Приглашаем всех в цирк!