Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Введение

Для ребенка дошкольного возраста очень важно музыкальное развитие, так как музыкальное искусство оказывает воздействие на личность ребенка.

Карл Орф утверждал, что «музыке нужно обучаться с самого раннего детства через игровую деятельность».

Игры, которые использую в учебной деятельности: укрепляют мотивацию обучения, увлекают ребенка при игре на инструменте, вызывают положительные эмоции.

У преподавателя ведущей целью обучения детей дошкольного возраста в классе фортепиано является необходимость заинтересовать каждого ребенка, с удовольствием приходил на занятия.

В Детской школе искусств я работаю уже 17 лет, и поняла, что каждое занятие с маленьким учеником должно превращаться в удивительное путешествие по незабываемой стране музыки.

Для того чтобы ребенок получил полное общеэстетическое развитие в области музыкального искусства в классе фортепиано, дети дополнительно посещают предметы теоретического цикла, а именно: «Музыкальная азбука», «Коллективное музицирование».

Игровая деятельность очень полезна при работе с маленькими детьми в классе фортепиано, помогает погрузить ребенка в мир звуков, пробудить в них эмоциональную отзывчивость и большой интерес к музыке. Поэтому для более успешного обучения детей в своей работе я применяю игровые методы обучения.

Цель: развитие музыкальных способностей детей в классе фортепиано посредством игровой деятельности.

Задачи:

  • Расширить теоретические знания о музыке;
  • Развитие музыкальной, двигательной, словесной, логической памяти;
  • Развитие чувства ритма, пульсации;
  • Формировать умение работать в коллективе.

I. Игровая деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, который характеризуется действиями, является игровая деятельность.

По словам В.А.Сухомлинского «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

А.С.Макаренко утверждал, что «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом будет в работе».

Д.Б.Эльконин в своих трудах высказывал мнение, что «Игра - это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми».

По утверждениям А.Н.Леонтьева «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Это деятельность в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка».

Исходя из этих утверждений, можно сделать вывод, что игра способствует интеллектуальному развитию ребенка, совершенствуются основные движения. Как подчеркивают психологи и педагоги, игра влияет на все стороны психического развития ребенка.

Наряду с игровой деятельностью развиваются: труд, учение, воспитание, знания, умения, навыки.

Схема 1. «Игра как средство развития»

Музыкально-игровая деятельность помогает воспринимать музыку, закрепляет представление детей о музыкальном искусстве, обогащает кругозор.

Музыкальная игра является важным средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, а также:

  • развивает двигательные, умственные, вокальные, речевые навыки;
  • всесторонне развивает личность ребенка;
  • формирует произвольную регуляцию действий;
  • закрепляет волевые качества личности;
  • укрепляет сердечно сосудистую систему;
  • развивает мелкую моторику.

II. Игровые технологии на занятии коллективного музицирования с учащимися дошкольного возраста

Проблема XXI века состоит в том, чтобы максимально помочь детям не только сохранить интерес и любовь к музыкальному искусству, но и эффективно и качественно проводить каждое занятие. И для этого в своей практике я использую игровые технологии на занятиях коллективного музицирования, к которым относятся:

  • Элементарное музицирование по развитию чувства ритма (Т.Э.Тютюнникова);
  • Игроритмика;
  • Танцевально-игровая технология;
  • Музыкально-компьютерная технология;
  • Игрогимнастика.

С помощью игровых технологий решаются следующие задачи:

  • дети приобщаются к музыкальной культуре, расширяют музыкальный кругозор;
  • развиваются музыкально-сенсорные способности, активизируется слуховое восприятие детей;
  • формируются знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука
  • прививается интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

1. Технология элементарного музицирования: предполагает участие ребенка в исполнении музыкального произведения с помощью звучащих жестов:

Сначала проговариваем на слова с использованием жестов:

«шлеп-шлеп» - поочередно каждой рукой ударять по груди.
«хлоп» - один хлопок в ладоши;
«тук-тук» - поочередно руками по коленкам.
3 раза повторить
«топ-топ» - поочередно топнуть сначала правой, затем левой ногой.

После того как дети хорошо усвоили ритмический рисунок, добавляю текст стихотворения:

Вот зима -
Вот зима - поочередно каждой рукой ударить по груди, затем хлопок в ладоши.
Вот зима -

Пришла - поочередно руками по коленкам.
Опять - поочередно топнуть сначала правой, затем левой ногой.
И снежком - поочередно каждой рукой ударить по груди, затем хлопок в ладоши.
И снежком - поочередно каждой рукой ударить по груди, затем хлопок в ладоши.
Стало землю засыпать - поочередно каждой рукой ударить по груди, хлопок в ладоши,< по коленям, топнуть поочередно каждой ногой.

2. Игра на шумовых инструментах

В нашем мире существует много музыкальных инструментов, и не всегда у детей есть возможность услышать их звучание. В этом случае перед преподавателем стоит задача познакомить детей с музыкальным искусством, музыкальными инструментами и приемами игры на детских шумовых инструментах.

Такой вид учебной деятельности очень привлекает ребят дошкольного возраста. Ребенок учится понимать и слышать музыку, а так же быть в роли исполнителя в различных концертах.

П.И.Чайковский «Полька»

3. Игроритмика

Для того чтобы, ребенок был всесторонне и гармонично развит, одним из таких направлений является игроритмика. Такой прием доступен по технике исполнения, благодаря несложным элементов танца и упражнениями.

С помощью таких музыкально-ритмических упражнений дети приобретают навык двигаться в соответствии с темпом и характером музыкального произведения.

4. «Тик-так» из м/ф Фиксики

Дети стоят по кругу друг за другом.

1 куплет.

Тики - тики - (шаг по кругу) - 2 раза
тики - тики - (шаг по кругу)
так - так - так - (ритмичные хлопки влево - вправо - перед собой)

Часики идут - (3 хлопка слева)
Часики идут - (3 хлопка справа)
Часики минуты берегут - (руки вытянуты вперед, движение «тарелочка». При этом руки плавно поднимаются снизу вверх. На последнюю долю хлопок вверху)

2 куплет. (повтор 1 куплета)

Тики так - (левая рука перед собой)
Тики - так - (правая рука перед собой)
Нам без часиков никак (бег на месте)

Проигрыш (движения повторяются, только дети делают шаг в центр круга).

5. Танцевально-игровая технология

Танцы в детях воспитывают трудолюбие, дисциплину, раскрепощают ребенка. Детские образные танцы помогают путешествовать по сказочным странам. Искусство танца помогает объединить ребят в дружный коллектив. Для того чтобы танец выглядел красочно и выразительно, в своей практике я использую различные атрибуты.

Парный< танец «Балалайка» (песня «Девушки фабричные)

Вступление (Мальчики держат в руках балалайку. Под музыку выходят, имитируя игру на балалайке. Каждый садится на стульчик, закидывая правую ногу на левую)

1 куплет (медленно выходят девочки и каждая направляется к своей паре. Делает 2 обхода вокруг своего мальчика)

припев (мальчики ставят около стула с правой стороны балалайку и парами кружатся, при этом руки держат лодочкой)

2 куплет (девочки садятся на стульчики и имитируют игру на балалайке. Мальчики встают по правой стороне от девочек и выполняют присядку)

припев (тот же самый)

3 куплет (мальчики сидят на стульях, играют на инструменте. Девочка встает за спиной мальчика и выглядывает на партнера поочередно сначала с правого плеча, затем с левого)

Припев (повторяется)

Конец (девочка садится на колени мальчику и машет рукой)

6. Музыкально-компьютерная технология

В наше время большинство преподавателей используют музыкально-компьютерные технологии. Компьютер стал незаменимым инструментом, даже в музыкальном образовании.

Использование такой технологии у ребенка повышается интерес к учебной деятельности, а у преподавателя возможность регулировать учебные задачи по степени трудности.

Компьютерные технологии помогают обогатить занятие качественными наглядными, аудио- и видеоматериалами.

Для успешного и качественного проведения занятия, в своей работе я использую следующие материалы:

  1. Играем с музыкой «Щелкунчик» Сочетание игры, энциклопедии и сказочного приключения в мире музыки. Игра помогает развить слух, различать музыкальные инструменты.
    https://gamestracker.org/torrents/pc/dlja_detej/igraem_s_muzykoj_p_i_chajkovskogo_shhelkunchik/20-1-0-32487
  2. Ритмическая игра «Повтори» Музыкально-ритмическая игра на развитие у детей слуха, ритма, памяти. http://www.youtube.com/watch?v=1mj3ysxyBlk
  3. Ритмические загадки «Овощи» http://www.youtube.com/watch?v=uufwkJKG0gY
  4. Ритмические загадки «Осень»
    http://www.youtube.com/watch?v=LHhTR4ipYLo
  5. Ритмический оркестр
    http://www.youtube.com/watch?v=F1wmtuN5wBA
  6. Читаем ритмические слоги
    http://www.youtube.com/watch?v=f2SY90ZCmlA
  7. Тайны ритмических рисунков черепахи Тортилы
    http://www.youtube.com/watch?v=hXiSUfqEXvk
  8. Ритмическая нейроигра «Повтори»
    https://zen.yandex.ru/video/watch/62892710f5a7bd7b13f799cf

Вывод: Практическая значимость в применении игровых технологий заключается:

  • повышается качество образовательного процесса;
  • создание методической копилки;
  • проявление индивидуальности через организацию творческой деятельности детей дошкольного возраста.