Урок музыки – урок духовно-нравственного развития подрастающего поколения (из опыта работы)

Разделы: Музыка

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


В современной системе образования в России можно выделить группу предметов эстетического цикла. К ней относятся: изобразительное искусство, технология, литература и музыка. Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся, развитие способности восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, развитие воображения и творческого мышления. Но всё же развитие личности в духовно-нравственном плане происходит именно на уроках музыки.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

Как часто мы слышим: «Зачем нужен урок музыки в школе?» Что же дает предмет "Музыка" ученикам? В настоящее время многие дети, их родители относятся к предмету музыка как к необязательному, считают, что он вовсе не нужен в школьной программе. По их мнению, дети так перегружены основными школьными предметами, репетиторами и различными кружками, что один час музыки в неделю только усложняет ситуацию.

Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной.

В первую очередь этот урок дает правильные жизненные ориентиры, помогает найти себя в этой быстротечной и сумбурной жизни. Слушая из урока в урок разную музыку, ученик открывает для себя все разнообразие музыкальной культуры. Это помогает лучше и полнее понимать окружающий мир. Вдумываясь в содержание композиции, ученики проявляют чуткость, проницательность и отзывчивость. Диалоги с композиторами, исполнителями, сверстниками и учителем на уроке помогают насладиться красотой и величием помыслов, запечатленных в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Узнавая биографии великих композиторов, музыкантов, певцов и т.д. ученик вдохновляется их примером, делает выводы, мечтает. Также, музыке принадлежит особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, развивают художественный вкус. Например, девятая симфония Людвига Ван Бетховена призывает не падать духом и никогда не сдаваться, а музыка Иоганна Себастьяна Баха рождает в людях устремлённость к жизни, заставляет сопереживать, сочувствовать и сострадать. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания. Несерьёзное отношение к данному школьному предмету является одним из факторов появления духовно-нравственной проблемы подростка. Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось. Сегодняшний школьник совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, отношении его к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. К тому же, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.

Любое произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа, духовность - как высшую гармонию, лад и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому, она духовно обогатит его. Многие люди сегодня тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней - наша национальная основа. Она способна облагородить, возвысить сердце, душу и разум, и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорбь и согреть сердце небесной благодатью. Все это получает ребёнок на уроке музыки в школе, обращаясь к классическому наследию.

Слушая музыкальные произведения русских композиторов, подросток приобретает одно из важнейших нравственных качеств, которое развивается на уроках музыки - патриотизм. Быть патриотом это значит осознанно любить свой город, край, Родину. Любовь к Родине - многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к её истории, к тем, кто защищал её свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры.

Одним из факторов духовно-нравственного воспитания является погружение детей в традиционную фольклорную среду. Фольклор не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нормы поведения, воспитывает и формирует нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также формирует национальное самосознание учащихся, уважения к своему народу. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, т.к. нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и зле, средствах познания родного языка, родной речи.

К сожалению, в 21 веке, в веке «погони за деньгами», многие забывают о культуре, воспитании, сострадании, нравственности, о человечности. Другие времена, другие ценности. Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает душу. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке. Очень важным и значимым предметом в школе, для полноценного воспитания человека, для духовного и нравственного развития подрастающего поколения, является урок музыки.