Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Разделы: Внеклассная работа


Наиболее эффективными методами преодоления коммуникативных трудностей в подростковом возрасте, как показывают многочисленные исследования, являются, методы арт-терапии. Арт-терапия используется как комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с целью развития подростка как субъекта общения, его самораскрытия и коммуникативного самосовершенствования.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка.

Основная цель арт-терапии, по мнению К.Рудестама, состоит в гармонизации развития личности:

  • через развитие способности самовыражения и самопознания;
  • через предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств;
  • через облегчение процесса лечения;
  • через получение материалов для интерпретации и диагностических заключений;
  • через проработку мыслей и чувств, которые клиент привык подавлять;
  • через развитие чувства внутреннего контроля;
  • через концентрацию внимания на ощущениях и чувствах;
  • через развитие художественных способностей и повышение самооценки.

С точки зрения К.Тисдейл, задача арт-терапевтической работы - побудить участников группы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Л.С.Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии:

  • первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;
  • второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Развивающие возможности арт-терапии обусловлены предоставлением субъекту, испытывающему те или иные коммуникативные трудности, условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. «Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на ребенка, влияние на его эмоциональную сферу, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы».

Арт-терапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе: негативная «Я-концепция», низкая степень само принятия; трудность эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими, проблемы в межличностных отношениях, враждебность к окружающим, трудности в коммуникативной сфере; трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, эмоциональная депривация ребенка, переживание отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях; низкий уровень развития самосознания и рефлексии ребенка, проблемная социальная адаптация, несформированность позиции учащихся как субъектов обучения, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность и др.

Арт-терапевтическая помощь подростку в преодолении актуальных коммуникативных трудностей может включать разнообразные формы (пассивную - активную, структурированную - неструктурированную) и методы.

  • Изобразительное творчество - метод, использующий процесс рисования (лепки, аппликации) ребенка как способ воздействия на его личность. Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, свободно мечтать, фантазировать, выражать свои мысли и чувства, избавляться от негативных эмоциональных состояний.
  • Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Методики музыкотерапии предусматривают как самостоятельное использование музыки в качестве фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование и др.), так и музыкальное сопровождение других коррекционных приемов (рисование, куклотерапия) для усиления эффекта воздействия.
  • Библиотерапия или сказкотерапия - метод коррекционного воздействия на ребенка с помощью чтения специально подобранной для него литературы. Литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли восполняют недостаток образов и представлений ребенка, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
  • Танцевальная терапия - метод, использующий танец как средство воздействия, сочетающий в себе танцевальные движения, физический контакт и интенсивное межличностное взаимодействие детей.
  • Куклотерапия - метод воздействия, основанный на процессе идентификации ребенка с любимым героем сказки, фильма, игрушкой. В качестве основного средства воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и педагога.
  • Психологические этюды - метод воздействия, основанный на включении ребенка в актерскую деятельность, в рамках которой создаются условия для снятия актуальных травмирующих состояний и выработки эффективных способов решения возникшей проблемы.

Арт-терапевтические технологии способствуют самораскрытию подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей. Наиболее типичными коммуникативными трудностями подростков являются трудности, связанные с высоким уровнем их агрессивности, враждебности, цинизма, нетерпимости к людям, завуалированной жестокости; интерактивные трудности, связанные с особенностями межличностных отношений с партнером; стремление максимально контролировать отношения с партнерами.

  • Методы изобразительного творчества и библиотерапии являются эффективным средством в преодолении агрессивности, цинизма, враждебности, нетерпимости, негативистических установок по отношению к коммуникативному партнеру через развитие эмпатии, отзывчивости, контактности, самоконтроля в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
  • Методы танцевальной терапии и психологических этюдов способствуют снижению у подростка уровня физической, косвенной агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины; снижают степень внутренней напряженности и дискомфорта подростка; способствуют развитию коммуникативного планирования и самоконтроля в общении.
  • Деструктивные коммуникативные установки подростка связаны с различными формами агрессивного поведения в общении; эффективным методом преодоления этих коммуникативных проблем подростка является музыкотерапия, снижающая степень выраженности конформных и эгоистических установок в межличностных отношениях; проявление таких форм агрессивного поведения, как неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию.

Особую ценность в терапии средствами искусства (арт-терапии) может иметь работа с детьми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых, эмоциональных или коммуникативных нарушений, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения.

Занятия искусством предоставляют уникальную возможность опыта коллективных взаимодействий, что во многом способствует преодолению коммуникативных проблем у детей и их родителей.

Литература

  1. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве М: Институт консультирования и системных решений, 2009
  2. Левченко И.Ю., Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.