Рабочая программа курса «Подготовка к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по экологии» для учащихся 5–9-х классов

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Пояснительная записка

Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического материала в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Подготовка к олимпиаде - прекрасная возможность более глубоко погрузиться в изучаемый предмет, закрепить уже полученные знания, расширить кругозор, научиться логически мыслить, обобщать, анализировать и применять свои знания на практике. Помимо этого, подготовка к предметной олимпиаде позволяет выделить мотивированных детей, развить их потенциал, стимулировать к достижению более высоких результатов. Участие в конкурсных мероприятиях дают возможность более широко взглянуть на свои возможности, расширить круг общения, найти единомышленников.

Цель курса: сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных задач различного уровня сложности, а также участия в конкурсных мероприятиях эколого-биологической направленности.

Задачи курса:

  • углубить и расширить знания, полученные в рамках школьного курса предметов - биологии и географии;
  • подготовить обучающихся к различным видам заданий, познакомить с алгоритмом их решения;
  • научить интерпретировать изученные социальные явления и процессы, давать им оценку, сравнивать;
  • сформировать умения приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
  • способствовать овладению навыками поиска, анализа и обобщения информации, представленной в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах. диаграммах).
  • научить пользоваться справочной литературой и интернет-ресурсами, находить необходимую дополнительную информацию при подготовке к решению олимпиадных заданий.

Актуальность программы заключается в мотивации заинтересованных детей к изучению экологии, участии в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 35 учебных часов (13 теоретических и 22 практических). Срок реализации - 1 год (1 час в неделю).

Учебно-тематическая структура курса

Тема

Всего часов

В том числе

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Экология - наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой.
Решение задач школьного тура ВОШ прошлых лет.

2

1

1

2

Основные разделы современной экологии.
Особенности олимпиадных заданий.
Олимпиадные задания с определением правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.

3

1

2

3

Понятие окружающей среды.
Олимпиадные задания с выбором одного и множества правильных ответов.

3

1

2

4

Экологические факторы.
Олимпиадные задания с иллюстрированным рядом.

3

1

2

5

Синэкология (экология сообществ). Экосистема.
Олимпиадные задания на основе диаграмм, графиков, таблиц.

3

1

2

6

Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии. Круговорот веществ. Олимпиадные задания по составлению, заполнению схем.

3

1

2

7

Биосфера. Разгадывание олимпиадных кроссвордов.

3

1

2

8

Охрана природы. Красная книга. Особо охраняемые природные территории. Работа с экологическими текстами.

3

1

2

9

Экологический мониторинг и его значение в природоохранной работе. Лихеноиндикация как метод биологического мониторинга.

3

1

2

10

Экология Московского региона. Понятие «урбанизации».
Решение экологических задач.

2

1

1

11

Экология Московского региона. Животные в условиях города. Распознавание следов жизнедеятельности животных.

3

1

2

12

Экология Московского региона. Растения в условиях города. Видовое разнообразие растений городской среды.
Описание геоботанической. Распознавание растений.

3

1

2

13

Итоговое занятие.

1

1

Всего

35

13

22

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Экология - наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. История экологии. Становление современного предмета экологии. Направления экологии, значение.
    Решение задач школьного тура ВОШ прошлых лет.
  2. Основные разделы современной экологии. Общая экология (классическая) и биоэкология. Социальная экология и экология человека. Урбоэкология. Агроэкология. Геоэкология и ландшафтная экология.
    Особенности олимпиадных заданий. Олимпиадные задания с определением правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.
  3. Понятие окружающей среды. Среды обитания живых организмов. Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Местообитание.
    Олимпиадные задания с выбором одного и множества правильных ответов.
  4. Экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы.
    Олимпиадные задания с иллюстрированным рядом.
  5. Синэкология (экология сообществ). Экосистема. Понятие сообщества, биогеоценоза, экосистемы, биоты, биотопа. Их соотношение.
    Олимпиадные задания на основе диаграмм, графиков, таблиц.
  6. Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии. Круговорот веществ. Пищевые цепи и трофические уровни. Автотрофы, гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты. Экологическая пирамида. Круговорот веществ.
    Олимпиадные задания по составлению, заполнению схем.
  7. Биосфера. Понятие биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенные элементы. В.И.Вернадский. Устойчивость биосферы.
    Разгадывание и составление экологических кроссвордов.
  8. Охрана природы. Красная книга. Особо охраняемые природные территории. Антропогенное воздействие на природу. Понятие Красной книги. Охраняемые виды животных и растений. Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). География ООПТ России.
    Работа с экологическими текстами. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте. Аргументация своей позиции.
  9. Экологический мониторинг и его значение в природоохранной работе. Цели и задачи экологического мониторинга. Мониторинг, экологическая оценка природных сред и объектов, биоиндикация. Лихеноиндикация как метод биологического мониторинга.
    Практическая работа - «Лихеноиндикация чистоты воздуха». Решение экологических задач.
  10. Экология Московского региона. Понятие «урбанизации». Особенности экологии города. Шумовое загрязнение, пылевое загрязнение, смог. Проблема отходов. Воздействие транспорта на окружающую среду.
    Решение экологических задач. Анализ текста.
  11. Экология Московского региона. Животные в условиях города. Состав фауны города Москвы. Виды синантропы. Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоемов. Охрана видового разнообразия и помощь животным в городе.
    Практическая работа. Распознавание следов жизнедеятельности животных. Голоса птиц. Следы.
  12. Экология Московского региона. Растения в условиях города. Видовое разнообразие растений городской среды. Состав флоры города Москвы. Основные растительные сообщества города. Озеленение улиц, кварталов, домовых территорий. Функции зеленых насаждений. Влияние рекреационных процессов на состояние городских зеленых насаждений.
    Описание геоботанической площадки. Практическая работа с определителями. Распознавание растений.
  13. Итоговое занятие. Подведение итогов. Анализ проделанной работы.

Методическое обеспечение учебного процесса

В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы занятий с обучающимися: теоретические занятия по темам программы, самостоятельная и групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы, индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий. Практические занятия - работа с гербариями, коллекциями, определителями, справочниками. Работа в природе: лесные и парковые зоны, поймы рек.

Участие в олимпиадах, конкурсах эколого-биологической направленности.

Календарно-тематическое планирование

Используемые учебники и учебные пособия

  1. Алексеев, А.И., Вендина О.И., Гаврилов О.В. и др Москвоведение. География Москвы и Мосовской области: пособие для учащихся 8-9 кл. - М.: Экопрос, 1995 г..
  2. Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М. А., Розенштейн А.М., Шорина Н.И. Биология: Растения, бактерии, лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997 г.
  3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений - М.: Дрофа, 2005г.
  4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Георгафия России. Природа. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений - М.: Дрофа, 2004 г.
  5. Ласуков Роман. Карманные определители. Рыбы. Земноводныею Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Растения. - М.: Экосистема, 2018
  6. Нидон К., д-р Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста (пер. с нем) - М.: Мир, 1991 г.
  7. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 1999 г.
  8. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: учебню для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1999 г.
  9. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура.: Учебн. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
  10. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на планете: Учебн. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005 г.
  11. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебн. Для 9 кл. общеобразоват. Учрежений - М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 1998 г.
  12. Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. - М.:Т-во научных изданий КМК.2016 г.
  13. Шурхал Л.И., Козленко С.И., Кружалов В.В. Экология. учебн. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003 г.
  14. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ - М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008 г.

Используемые интернет-ресурсы

  1. Всероссийская олимпиада школьников https://vos.olimpiada.ru/
  2. Московская олимпиада школьников http://mos.olimpiada.ru/tasks/arch_obsh
  3. Банк заданий ФИПИ http://fipi.ru/
  4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников http://olimpiada.letovo.ru/
  5. ГБОУ ДО Московкий детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма mducekt.mskobr.ru
  6. Олимпиады школьников https://olimpiada.ru/
  7. ООПТ России. Справочно-информационная система: http://www.oopt.info
  8. Биологический отдел центра педагогического мастерства https: biocpm.ru