Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Разделы: Начальная школа


Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.

К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности. Давайте более подробно рассмотрим отличия проектной и исследовательской деятельности.

По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности - это цель.

Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования - одним их средств может быть проектирование.
По категории времени

Проект - это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематиками текущей ситуации. Проект создает «будущее».

Исследование - это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии - мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет).

По проблематике

Проект

Исследование

Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.

Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события.

По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами

Этапы проектной деятельности

Этапы исследования

1. Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
4. Подготовка и защита презентации;
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Постановка цели и конкретных задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов и методики проведения исследования.
6. Описание процесса исследования.
7. Обсуждение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

По продукту

Проект - это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.

Важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата - подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования - повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований

Время работы и результат

Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.