Проектная работа "Растения вокруг нас"

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: метод проектов


Современная школа требует нового подхода к построению деятельности учителя и учащихся на уроках. Необходимо внедрять различные технологии, использовать разнообразные формы и методы работы. Одна из технологий, реализующая личностно-деятельный подход к обучению - метод проектов. Предлагаю разработку проекта, выполненного учащимися 5 класса по биологии.

Паспорт проекта

1.Тема: Растения вокруг нас.

2.Руководитель проекта: Гарифуллина Е.Р.

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: биология.

4.Учебные дисциплины, близкие к предмету: экология.

5.Возраст учащихся: 10-12 лет.

6.Состав проектной группы: учащиеся 5а класса.

7.Тип проекта: информационно-исследовательский.

8.Заказчик проекта: руководитель биолого- экологического общества

9.Цель: расширить и углублять знания о растениях, об их роли в нашей жизни; создать условия для осуществления практической работы с растениями.

10.Задачи проекта:

1.Распределить растения, встречающиеся вокруг нас по группам.

2.Изучить значение цветковых, комнатных растений в жизни человека; определить роль древесных растений в хозяйственной деятельности.

3.Обобщить сведения о лекарственных свойствах растений и об их лечебных компонентах.

4.Определить роль растений в эстетическом, духовно - нравственном воспитании людей; вырастить комнатные растения для украшения кабинетов.

11. Вопросы проекта:

1.Какую роль выполняют растения в нашей жизни?

2.Почему выращивают комнатные растения, какого их предназначение?

3.Какие растения используются в парфюмерии, в промышленности?

4.Каков состав лекарственных растений и как они применяются для лечения заболеваний?

12.Необходимое оборудование: лекарственные растения, комнатные растения, химическое оборудование.

13. Аннотация.

Растение прекрасные создания природы! Они радуют наш взор, дарят тепло уют, добро, лечат болезни. Каждый должны знать названия растений, способы распространения, изучать их лекарственные свойства, ценить и бережно относиться к ним.

14.Предполагаемые продукты проекты: разработать проект об известных и распространенных растениях. Вырастить комнатные растения, декоративные растения, написать сценарий для выступления учащихся и организовать презентацию проекта.

15.Предполагаемые продукты проекты: разработать проект, вырастить комнатные растения, оформить зеленый уголок; составить рецепты народных средств лечения болезней, собрать лекарственные растения.

Ход проекта

1. Подготовительный этап

а) Сформулировать тему учебного проекта «Растения вокруг нас» и определить её смысл (с опорой на имеющиеся знания).

Помочь определить область предстоящих проектных исследований.

б) Учащиеся с помощью инструктивных карт формулируют задачи проекта.

в) Организовать мозговой штурм по обсуждению вопроса: какие знания необходимы для решения поставленной задачи?; организовать поисковую беседу по обсуждению поставленной проблемы и подвести учащихся к выводу о необходимости получения знаний о роли растений и об их распространение.

г) организовать самостоятельная работа с литературой, по поиску ответов на вопросы: какую роль выполняют растений в природе и в жизни человека? На какие группы можно подразделить растения?

д) Фронтальная беседа по самостоятельной деятельности. Работы с литературой.

е) Обобщение работы на подготовительном этапе с учетом приобретенных знаний, сформулировать гипотезу исследования.

2. Этап планирования проектной деятельности

а) В ходе поисковой беседы определить дисциплины в области, которых необходимо провести исследования (биология, экология, медицина, литература, живопись, музыка) и принять решение о работе в специализированных микрогруппах.

Учащиеся делятся на группы. Из числа активных учащихся выбрать ведущего специалиста и консультанта проекта, которые станут помощниками педагога.

б) Каждая группа экспертов, используя инструктивную карту проекта, знакомится с поставленной задачей, панирует свою работу по решению промежуточных задач данного проекта.

Ведущий специалист и консультант (совместно с педагогом) обсуждают общую стратегию действия проектантов, выстраивают поэтапную схему исследования, определяют функциональные значения и роль каждой группы экспертов в работе над проектом. Ведущий специалист предлагает общую схему выполнения проекта, формы отчета и презентации для коллектива в целом. Консультант комментирует схему выполнения проекта, обозначая место и роль каждой группы в проекте, предлагает представителям микрогрупп доложить о плане своих действий по решению промежуточных задач проекта.

в) Представители группы экспертов докладывают о результате планирования, проведенного в микрогруппах, освещая:

  • формулировку промежуточной задачи экспертов;
  • источники получения информаций при проведении исследований;
  • способы действия;
  • форму представления результатов работы.

Ведущий специалист, совместно с учителем помогает группам при подведении итогов работы по решению промежуточных задач.

3. Исследовательский этап

Группы экспертов выполняют исследование, следуя внутригрупповой задаче и плану работы. Оформляют результаты своих исследований, готовят комментарий.

4. Результативно-аналитический этап

  1. Консультант напоминает формулировку общей проектной задачи. Зачитывает задачи, которые они решали в группах.
  2. Ведущий специалист, совместно с учителем организует отчет представителей, определяет порядок выступления.
  3. Представители групп рассказывают о проделанной работе и предлагают рекомендации для увеличения эффективности общей проектной работы.
  4. Ведущий специалист, совместно с учителем обобщает результаты исследований, указывают на выявленные противоречия. Формулируется новая задача.
  5. Управляющий, совместно с учителем, осуществляет перегруппировку учащихся для решения новой проблемы и ставятся новые задачи.

5. Отчетно-презентационный этап

Ведущий специалист, совместно с учителем организует обсуждение вариантов представлений результатов работы над проектом.

  • Учащиеся разрабатывают сценарий презентации.
  • Презентация проводится в форме литературно-художественной композиции.

Задания для микрогрупп

Декоративные растения

Цель: изучить декоративные растения садового участка.

Задачи:

  • Определить какие наиболее распространенные декоративные растения встречаются в наших садах.
  • По литературным источникам найти их биологическую характеристику.
  • Определить роль цветов в нашей жизни. Определить, какие условия необходимы для выращивания цветов.
  • Вырастить декоративные растения, наблюдать за их ростом и развитием. Собрать семена цветов.

Комнатные растения

Цель: познакомиться с распространенными комнатными растениями.

Задачи:

  • Изучить по литературным источникам наиболее распространенные комнатные растения, описать их.
  • Определить названия комнатных растений, выяснить их приспособление к жизни в тех или иных условиях.
  • Найти оптимальные условия выращивания и способы размножения растений.
  • Вырастить комнатные растения, создать зеленый уголок и прикрепить этикетки с названиями к горшкам с растениями.

Луговая растительность

Цель: определить и изучить наиболее распространенные луговые растения.

Задачи:

  • Дать описания растениям, растущим на лугах. Составить список луговой растительности.
  • Определить, какие растения используются в народном и традиционном лечении. Предложить рецепты для лечения заболеваний.
  • Выделить экологические группы растений, определить какие растения занесены в «Красную книгу»
  • Выделить место на пришкольном участке для выращивания редких растений. Собрать семена и распространить эти растения в природе.

Лекарственные растения

Цель: изучить лекарственную флору района.

Задачи:

  • Определить наиболее распространенные лекарственные растения нашего района.
  • Сделать описание растений, определить их лекарственное предназначение.
  • Собрать лекарственные растения.
  • Найти рецепты для лечения заболеваний, составить сборник народных рецептов.

Древесная флора

Цель: изучить древесно-кустарниковую флору района.

Задачи:

  • Определить названия деревьев и кустарников нашего региона. Составить список растений.
  • Найдите в научно-популярной литературе описание данных растений, дать им биологическую характеристику.
  • Какую роль выполняют эти растения в природе, в жизни живых организмов.
  • Определить лекарственные свойства растений.

Выводы

  1. В природе встречается огромное множество растений. Мы изучили наиболее известные растения и подразделили их на несколько групп: декоративные растения, древесно-кустарниковые растения, лекарственные растения, луговые растения, комнатные растения.
  2. Растения используются в пищу, их применяются в медицине, в строительстве.
  3. Декоративные растения дарят радость, эстетическое наслаждение, духовно обогащают жизнь человека.
  4. Лекарственные препараты растительного происхождения и их сырье являются наиболее безопасными и эффективными средствами лечения многих заболеваний человека и животных.
  5. Растения - распространенный персонаж народного творчества. О них созданы прекрасные легенды, сказки, предания.
  6. Среди изученных растений нашего района есть и редкие виды, их следует охранять, исследовать места произрастания и вводить в культуру.
  7. Уникальными способностями обладают комнатные растения: они могут лечить, очищать воздух, выделять фитонциды; накапливать на своей поверхности вредные вещества и пыль.
  8. Растительный мир нашего района разнообразен, необходимо охранять и беречь это богатство.
  9. Рекомендации
  10. Учить людей бережному отношению к растениям, воспитывать культуру поведения в природе.
  11. При сборе лекарственных растений соблюдать определенные правила: не рвать редкие виды, знать способы сушки и хранения сырья, способы их сбора и применения.
  12. На пришкольно- опытном участке, в саду выращивать декоративные цветы, вести наблюдение за ними, собирать семена и реализовывать их.
  13. Создать зеленый уголок из комнатных растений. Ухаживать за ними и изучать способы размножения.
  14. Вводить в культуру редкие лекарственные растения, исследовать наиболее оптимальные способы размножения.
  15. Исследовать первоцветы и создать поляну первоцветов на пришкольно - опытном участке.
  16. Опубликовать в газете стихи и рассказы учащихся о растениях.
  17. Вести пропаганду бережного отношения к природе через выступления учащихся, проведения акций, публикации статей в газете.

Презентация проекта «Растения вокруг нас» (выступление детей)

Задачи:

  • определить роль растений в природе и в жизни человека, дать характеристику хозяйственному значению растений, их применению в лекарственных целях.
  • воспитывать бережное отношение к природе, учить рациональному использованию ее даров. Развивать познавательный интерес к биологии, понимание чувства прекрасного.

Оформление: мультимедийное оборудование, комнатные растения, композиции из цветов, рисунки, искусственные цветы, репродукции картин.

Учитель: Добрый день, друзья! Приятно в такой удивительный день встретиться с вами и восхититься тем, как прекрасен наш мир; сколько загадок и тайн хранит в себе. Одна из них - представители ее Величества Флоры. Они дарят радость, добро и счастье. Создают уют в наших домах, лечат болезни, делают нас возвышеннее и чище. Может быть, нам удастся разгадать некоторые загадки. Я с удовольствием приглашаю на сцену покровительницу цветов, нимфу растений - Дриану.

Дриана: Добрый день, друзья! Действительно, что может быть прекраснее растений? Они удивительные лекарства для души. Попробуйте взглянуть на яркий и стройный цветок - и искренняя ласка появится в ваших глазах. Вдохните глубже упоительное благоухание - и светлые чувства заполнят ваше сердце. Как-то Спиноза Бенидикт сказал: «Природа не молчит, простой цветок из моего сада подсказал мне истину. Постигни, человек, сказал он мне, - мое рождение и мой рост - и ты уразумишь тайну жизни».

Давайте попробуем приоткрыть эту тайну. И я приглашаю всех в мой волшебный сад. Для вас у меня есть сюрприз.

Песня «Сюрприз»

Дриана: А вот и добрый волшебник.

Волшебный садовник: Добрый день, друзья! Я так рад! Вы посетили этот прекрасный уголок. Нет на Земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один единственный цветок может сказать человек больше, чем самое красноречивое послание: выразить и уважение и любовь. Наш сад необычный, растения умеют разговаривать. Отправимся к ним и спросим:

Цветы, скажите мне, цветы,
Где вы, собой, являя чудо,
Берете столько красоты!
И аромат такой откуда.

1. Цветы в саду

Дриана: Посмотрите, какое чудо! Самое прекрасное растение на Земле! Разумеется это Роза.

Роза: Да. Я царица цветов. Из моих лепестков появилась богиня любви, красоты и плодородия Лакшми. А вы знаете, что она вышла из распустившегося бутона розы, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну, охранитель Вселенной, увидел красавицу в ее розовой колыбели. Разбудил поцелуем и впоследствии сделал своей женой. Лакшми стала богиней красоты, а роза стала считаться священной.

Индийский танец

Роза: У древних Перцов роза -символ безответной любви. Соловей, рыдавший над ней, погибал. Потому, что гордая красавица не ответила ему взаимностью.

А в древней Элладе рассказывали, что земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное и создала меня - Розу.

Дриану: А еще в греческой легенде рассказывается: на пиршестве богов было пролито несколько капель нектара. И в тот же миг на месте сладкого напитка выросли белые розы. А откуда же появились красные?

Роза: Белые розы покраснели от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец о шипы.У римлян любовь к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки.

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы бросали к ногам воинов - победителей.

В Болгарии из роз получают розовое масло.

Садовник: Я знаю, что в наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.
Дриана : Кроме красоты цветка роза имеет еще одно достоинство: необыкновенно гармоничный аромат. «Аромат розы подобен музыкальному аккорду, скомпонованному из многих нот запахов, объединенных в одно гармоничное созвучие», - писал немецкий исследователь Миллер, выделивший у роз 25 типов запахов.

Роза: Это еще не все мои достоинства. Я прекрасный целитель, Авиценна рекомендовал отвар из моих лепестков в качестве вяжущего, ранозаживляющего, противовоспалительного средства. Розы хороши при лечении желудка, считают ее полезной при глазных заболеваниях, головной боли, болях в ушах, заболеваниях полости рта.

А знаете ли вы о гениальном грузинском художнике - самоучке Нико Пиросманашвили ? Влюбившись в звезду кафешантана, он продал свое имущество и на все деньги купил для нее миллион алых роз. А потом появилась песня на стихи Андрея Вознесенского.

Песня «Миллион алых роз»

Садовник: А здесь растет гордый и красивый Нарцисс. Вы, я думаю, помните древнегреческую легенду о нем.

Нарцисс: Я вам расскажу такую легенду, жил когда-то юноша, звали его Нарцисс. Был он сыном речного бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались его любви. Но он никого не любил, кроме самого себя.

Ему впрочем, никогда не приходилось видеть своего лица, как-то гадалка предсказала ему, что как только он увидит себя, сразу умрет. Нарцисс лишь посмеялся над этим предсказанием и беспечно предался развлечениям и охоте.

Греческая богиня наказала самовлюбленного юношу. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться и увидел в нем свое отражение. Увидел и не мог оторваться, так был очарован своим лицом. Юноша столь долго им любовался, что забыл о еде, питье, сне. А потом он вспомнил о предсказание и воскликнул в отчаянии:

- О горе! Я люблю самого себя, мне осталось немного жить. Однако боги не дали ему погибнуть, а превратили его в меня, прелестный цветок, получивший имя «Нарцисс».

Сам Магомет сказал про меня: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, нарцисс - пища для души». Им так же восхищался У Шеели в его «Мимозе» можете прочитать:

Любовью тюльпан и горчанка зажглись.
И дивный красавиц, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя,
Пока не умрет, бесконечно любя…

Садовник: Кто не знаком с красивым георгином. Он украшает наши палисадники и сады.

Георгин: По древней легенде я появилась на месте погасшего костра при наступлении ледникового периода. Как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле воскреснут. В 17 веке георгины попали из Мексики далее в Испанию, доставленные клубни высадили в испанскую почву на территории королевского ботанического сада в Мадриде. А знаете, сначала меня пробовали есть. В принципе есть их было можно, но вкус оказался столь отвратительным, что от мексиканского растения отказывались даже неприхотливые животные. В клубнях содержится не крахмал, а инулин. Ботаники решили выращивать их в саду их Величества. А назвали в честь Андрея Даля - Dahlia.

Садовник: Целых 13 лет королевским садовникам удавалось удерживать монополию на выращивание необыкновенного растения. Но один ловкач сумел обмануть стражей и клубни оказались во Франции, но и те погибли.

Георгин: Знаменитый путешественник А.Гумбольдт привез клубни этого растения в Германию. Цветок назвали в честь русского естествоиспытателя георгином. Мы, георгины, быстро вошли в моду. В 1806 году на выставке в Лейпциге уже было представлено 55 сортов. В Англии объявили о премии в 1000 фунтов тому, кто сможет получить георгины голубого цвета. Может быть, вы получите этот приз?

Пион: А я жгут-корень, марьин-корень, от греческого paionios-целительный, врачующий.

Как-то врач Пеан получил от Латоны, матери Аполлона и Артемиды целебные корни, которыми он успешно лечил болезни богов и людей , излечил он и Аида - бога подземного царства от тяжелой раны. Корни охранял дятел, поэтому их добывали только ночью. Из зависти Асклепий приказал отравил Пеана, но благодарный Аид не дал погибнуть своему исцелителю. Он превратил его в растение - Пион.

В древности, мой корень считался чудодейственным, способным изгонять злых духов, успокаивать судороги. Для этого кусочки корней носили на шее. В восточной медицине пион использовали как составную часть противоопухолевых средств. В средневековой медицине употребляли при заболеваниях печени, почек, селезенки.

Садовник: Вот мой амулет из корней пиона, поэтому никакие недуги не могут меня одолеть.

Пион: В народной медицине настойку из моих корней рекомендуют при бессоннице и невротических состояниях.

Садовник:

А здесь тюльпаны, весело цветя,
Смеются в травах луговых.

Интересно, почему у них такое название?

Тюльпан: Тюльпан - это чуть измененное восточное слово «тюрбан». Я был привезен в Европу из Турции. А в начале 17 века попал в Голландию.

В сказочных садах Семирамиды впервые поразил воображение людей. «тюльпан блистающий, ликуя, звезде подобен. Он опьяняет, не касаясь губ», - говорится в арабских сказках «Тысяча и одна ночь». Я и вправду похож на перевернутый головной убор, настоящее же моё имя - «лала», «лола», «лале». Так именуют меня в Иране, Средней Азии. В Уфе есть мечеть «Ляля - Тюльпан», изумительной красоты архитектурное сооружение.

Вернемся в те давние времена, когда владельцы мануфактур бросали свои дела и начинали торговать тюльпанами. Эпидемия тюльпаномании охватила даже тех, кто всю жизнь был равнодушен к цветам.

Цветок Голландии, я молодой тюльпан.
И так прекрасен я, что даст фламанский скряга
Всю Яву, если свет и горделив мой стан.
Надменный феодал иль рыцарь Кабестан.
Я облачен в шелка, виссон в одежды мага.
На лепестках моих и северная сага
И геральдический запутанный бурьян.

Тюльпан занял важное место в сделках на бирже. По всей Голландии ходили расписки с обязательством вырастить новый сорт. Мои луковицы становились предметом спекуляции, а светские дамы прикалывали к платьям цветки тюльпана, как знак богатства.

Садовник: За луковицу 3-го сорта отдавали карету и пару лошадей. А зимой 1944-1945 г., когда северная часть страны была в руках гитлеровцев и начались трудности с продуктами, людей спасли луковицы тюльпанов.

Тюльпан: В 1673 году в Голландии состоялся праздник в честь одного единственного цветка. Впереди шел президент общества с большим букетом цветов, на нем был костюм из черно-фиолетового бархата и шелка под цвет тюльпана. Доверенные лица несли большой кашель со 100 тыс. золотых гульденов - премией от города за новый сорт тюльпана.

В бутоне желтого тюльпана, по древнему поверью, заключено счастье. Но не было силы, которая бы открыла бутон, но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку- и бутон раскрылся! Детский смех совершил то, что не могла сделать никакая сила…

Песня «Желтые тюльпаны»

Дриана: Венгерская пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым».

Садовник: Что ж, может быть и правду, ведь недаром сказано: «Красота спасет мир». Нам, чтобы не озлобиться, следует почаще обращать свой взор к миру цветов. И не только тех, что растут у нас в садах, но и тех, что цветут здесь, на моей любимой поляне.

Дриана: Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Садовник: Воспользуемся предложением и совершим путешествие на луг. В море цветов и трав, колеблющихся как волны настоящего моря. На луг, сверкающий всеми цветами радуги и раннего утра, наполненный густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав.

Бежит тропинка через луг.
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг как чудный сад.
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых, радужных цветов
Разбросаны букеты.

А вот среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы.

См. продолжение проекта