Урок биологии по теме «Методы изучения природы. Описательный метод». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель урока: формирование представлений об описательном методе в биологии.

Задачи:

  • образовательные: продолжить формировать у учащихся представление об основных методах изучения природы
  • развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение анализировать, сравнивать, работать с графиком, таблицей, диаграммой; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
  • воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того, что известно учащимся и того, что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: работа в парах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: презентация по теме «Описательный метод».

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель создаёт эмоциональный настрой на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Самоопределение к деятельности

Презентация

Беседа по вопросам (слайд №1)

1. Что понимается под методом в биологии?

2. Перечислите основные методы в биологии

3. Закончите предложение:

  • Наблюдение - это …
  • Измерение - это…
  • Эксперимент - это

Учитель демонстрирует (слайд №2) и просит учащихся рассказать , что они видят и какие методы биологии используют.

Учащиеся отвечают, что видят эксперимент про проращиванию гороха, методы наблюдение, эксперимент.

- А, какой еще метод вы сейчас использовали, когда рассказывали про данный эксперимент?

Учащиеся отвечают метод - описательный.

Тема урока: «Методы изучения природы. Описательный метод» (слайд №3)

А, теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока, учащиеся предлагают варианты цели (слайд №4)

3. Изучение материала

Слайд №5

Учитель: Научное описание биологического объекта сильно отличается от художественного не только по своему назначению, но и по стилю.

Цель научного описания заключается в том, чтобы донести максимум информации до читателя, используя только «сухие» факты, их анализ. Для этого в описании применены научные термины, цифры, соблюдена последовательность. Каждый факт обоснован и доказан.

В художественном описании используются большое количество эпитетов, метафор, которые оказывают определенное воздействие на читателя, передают ему настроение эмоции, образы.

Таким образом, задача научного описания - сообщить читателю точные сведения, проанализировать, обобщить, установить причинно-наследственную связь факторов и пояснить их роль. Задача художественного описания - изобразить объект, как можно ярче, передать эмоции и впечатления.

Задание: дома найти научное и художественное описание березы, записать его в тетрадь.

Описательный метод можно использовать схематически. Как вы думаете ввиде чего?

Слайд №6. Таблица.

Задание (слайд№7). Составление таблицы, учащиеся в парах выполняют в тетради.

Закрепление (слайд №8). Работа с табличными данными, задание, которое встретиться нам в ВПР. Учащиеся работа в тетради, отвечают на вопросы.

Слайд №9. Схема. Учитель знакомит с понятием схема.

Задание (слайд №10). Составить схему, используя биологический текст: «Среды обитания». Учащиеся работаю в парах, затем проверка вместе с учителем.

Слайд №11. Диаграмма. Учитель знакомит с понятием диаграмма, виды диаграмм.

Закрепление материала, работа с диаграммами, слайды 12, 13, 14.

Слайд № 15. График. Учитель знакомит с понятием график.

Закрепление материала, работа с графиками, слайды 16, 17.

Вопрос учителя: Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?

Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются в научных исследованиях для упорядочивания полученных результатов. Благодаря им удается сопоставить характеристики исследуемых объектов, сравнить полученные данные и проанализировать их, выявить какие-то закономерности и сделать предварительные прогнозы.

Слайд №18. Анализ. Учитель знакомит с понятием анализ и последовательностью действий при анализе.

Закрепление материала. Анализ биологического инструмента лупы (слайд № 19)

4. Закрепление материала

Работа со слайдом №20. Вставьте в текст пропущенные слова.

5. Рефлексия

Используем метод пяти пальцев, ответь на вопросы

  • Я понял тему урока….
  • Как я оцениваю свою работу на уроке….
  • Своё настроение я оцениваю…

Учитель выставляет оценки за урок.

6. Домашнее задание

Найти научное и художественное описание березы, записать его в тетрадь.

Урок закончен. До свидания. Спасибо всем, молодцы!