Использование музыкальных инструментов в различных видах деятельности дошкольников

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования детских музыкальных инструментов и музыкально-дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх.
  • ознакомление с рекомендациями по использованию шумовых инструментов в совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.

Музыкальная деятельность включает в себя слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы и игру на музыкальных инструментах.

Уже доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Значит именно играя на музыкальных инструментах, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, что способствует развитию памяти, внимания.

Чтобы развивать эти способности, не достаточно музыкальных занятий, которые проходят два раза в неделю, здесь просто необходима помощь воспитателя, который может тоже развивать эти способности благодаря режимным моментам и другим видам деятельности.

Дошкольное образование является первой ступенью в образовательной деятельности и, готовя детей к школе, мы формируем у детей предпосылки учебной деятельности.

В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах тоже формируются эти предпосылки: развиваются внимание, волевые качества, память, воображение, формируется целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, коммуникативные навыки и развивается память: слуховая, двигательная, тактильная, зрительная.

Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить звучание на тех или иных музыкальных инструментах. (Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку», «Музыкальное лото»)

- Предлагаю поиграть в игру «Не оборви цепочку» и приглашаю гостя с красной ноткой (расставляю на столе музыкальные инструменты и по очереди играю на инструментах, количество зависит от возраста. Ребенок должен на магнитной доске выложить цепочку из карточек с музыкальными инструментами, в порядке очереди, как они прозвучали. В эту игру можно поиграть в перерыве между занятиями, которые не несут слухового восприятия, например, дети рисовали, или занимались аппликацией.

- «Музыкальное эхо»

Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но лучше не том же, на котором играл взрослый.

- «Музыкальное лото» воспитатель играет за ширмой на муз. инструменте, дети закрывают нужное окошко

Развивая зрительную память можно поиграть с детьми в игру.

- «Какого музыкального инструмента не стало?»

1 способ. Инструменты лежат на столе, закрываем ширмой и убираем один из инструментов, нужно отгадать какого инструмента не стало. Данную игру можно предложить детям после прогулки перед обедом.

2 способ. Воспитатель перед уходом на прогулку убирает из музыкального уголка один из музыкальных инструментов а вернувшись с прогулки обращает внимание, что в музыкальном уголке как показалось исчез какой-то музыкальный инструмент, а какой она никак не определит, просит помочь детей.

Для развития двигательной памяти попросить ребенка повторить различные технические упражнения. (Постучи ложками справа, слева; играй в бубен вверху и внизу) Казалось бы, что может быть проще? Тем не менее, не все сразу получится. Но буквально через пару занятий ребенок без труда справится с этой задачей. Эту игру воспитатель может предложить детям даже на прогулке, игра проводится индивидуально или небольшой группой.

Для развития тактильной памяти предложить музыкальные инструменты из разного материала (дерево, металл, пластмасса) Дайте ребенку попробовать их наощупь, а потом с закрытыми глазами определить, где какой. Желательно предложить потрогать только часть муз.инструмента, т.к изменится цель игры, ребенок будет определять не материал, а форму инструмента. Так он научится запоминать ощущения. Очень удобно поиграть в эту игру вечером, когда детей уже немного.

Игры и упражнения на развитие внимания: «Четвертый лишний» (из какого материала сделан, к какой группе относится) Пригласить для игры гостей с синими нотками. Более старшим детям «Повтори за мной ритм» приглашаю гостей с зелеными нотками, «Перечисли, что за чем играет»...
Игрой на Музыкальных инструментах можно заниматься как во время режимных моментов, так и успешно применять в других видах деятельности, например:

«Чтение художественной литературы»

Очень интересный и познавательный метод игры на музыкальных инструментах - это озвучивание.

Озвучивание сказок

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На небольшом развлечении можно удивить своих детей и вовлечь их в совместное исполнение.

Используются приемы игры при озвучивании сказок и стихов: глиссандо по пластинкам металлофона может изображать ручеек, и ливень, и солнечные лучики; удары по пластинкам металлофона или по треугольнику - часы, капли дождя, сверкание снежинок; встряхивания погремушки или маракаса - шум листвы, дождя, метель и т.д.

Заранее подготовьте детские музыкальные инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Заранее проверьте звучание ударных музыкальных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (прием игры). Для начала раздайте детям музыкальные инструменты с учетом их возможностей. В начале работы над озвучиванием сказок музыкальные инструменты у детей должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.

Музыкальный инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать музыкальные инструменты в руки только для игры, а затем откладывать - "инструменту нужно отдохнуть". Взрослый должен подготовить указания для игры на музыкальных инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребенка, его творческое отношение.

Учите детей бережному обращению с музыкальными инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. Для проведения сказок-шумелок можно использовать специальное "сказочное" одеяло, в центре которого лежат детские музыкальные инструменты.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.

Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).

Дед бил, бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).

Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).

Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось(глиссандо на металлофоне снизу вверх).

Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):

«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».

Мышиная история

Для озвучивания этой сказки используются инструменты-самоделки

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (Звучащие ключи.)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (удары по маленьким гвоздям забитым на фанеру)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки, (Орешки.)

грызли зёрнышки (Трещотки из фисташек)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. (Маракасы и погремушки сделанные из баночек и наполненные крупой.)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (бубен сделанный из одноразовых тарелок.)

А снаружи на землю каждый день падал снег (Звучащие ключи)

Шумел ветер, (Шейкер.)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. (Шуршунчики)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

В лесу.

В лесу стоял жаркий летний день. Красиво и весело пели птицы (бубен - встряхивание)

А самым главным музыкантом было солнышко (румба - встряхивание )

Его лучики весело играли на деревьях и цветах (румба - покачивание)

Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре, уничтожая вредных жучков (деревянные палочки или кубики)

Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и заворчала: «Что ты всё стучишь да стучишь? Только лесную музыку портишь, лучше послушай, как я пою». И закуковала (игра на металлофоне через одну пластинку вниз )

И стали они спорить друг с другом (те же инструменты - по очереди)

Вдруг раздалась нежная песенка. Это пел голубой колокольчик (импровизация на металлофоне или колокольчике)

Озвучивание стихов

Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но как и при разучивании сказки, образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с ребенком, когда он выбирает то или иное звучание, позвольте ему искать и пробовать, поддерживайте юного творца в этом процессе, и постепенно им будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

Апрель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель
(удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи
(глиссандо на металлофонах снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
(удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи.
(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу).
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
(Размеренные встряхивания маракаса,
удары деревянными ложками или игра на барабане).
Стали птицы песни петь
(игра на свистульке)
И расцвел подснежник.
(игра на колокольчике).
С.Маршак

Озвучивание и звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков, разовьют слуховую память и научатся воспринимать и воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм и продолжительность

Загадки о музыкальных инструментах можно включить в вечернее время, устроив «Вечер загадок», разнообразить игру «Музыкальное лото» (когда можно закрывать ячейки не прослушав музыкальный инструмент, а отгадав про него загадку.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление.

Он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера, как из «этого» извлекается музыкальный звук. А значит, мыслительный процесс идет!

Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют - ворчит.
(Барабан)

У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
не птица, а заливается.
(Гармошка)

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)

У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…
(Рояль)

Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит?
(Металлофон)

Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на …
(Дудке)

Попробуйте загадывать их с помощью музыкальных инструментов и игрушек.

Загадывать можно загадки придуманные самими детьми, можно по очереди - сначала взрослый, потом ребенок.

В режимные моменты можно включать следующие игры, которые я думаю вас заинтересуют.

Творческие игры

«Волшебная шляпа» (отгадывают, что под волшебной шляпой), далее можно определить что здесь лишнее

«Моя семья» соотносить музыкальный инструмент к членам своей семьи и объяснить почему

«Собери картинку» разрезные картинки с элементами музыкальных инструментов

«Фантастическое путешествие» предлагается полететь в космос, послушать музыку оркестра инопланетян, на каких инструментах они будут играть?

«Веселый художник» ребенок дорисовывает недостающий элемент музыкального инструмента. Эта игра проводится после знакомства с музыкальным инструментом, для закрепления.

Моторные игры

Дети 5-6 лет очень подвижны и нуждаются в активных моторных играх. В этом возрасте доминирует развитие конкретного мышления и формируются навыки группового взаимодействия. Основным условием прогрессивного развития ребенка выступает предоставление ему широких возможностей двигательной активности, через которую развиваются как вышеназванные характеристики, так и психическая организация ребенка в целом.

- «Передай хлопок»

Цель этой игры наладить взаимодействие, единство, концентрацию, зрительный контакт, поэтому эту игру я бы рекомендовала проиграть перед занятиями.

- «Беру, отдаю» (игра с палочками)

Цель та же что и в игре «Передай хлопок».

- «Отстучи ритм» (муз.молоточки, палочки, ложки, металлофон)

Цель: Развитие слухового контроля.

Ребенок по словесной инструкции педагога отстукивает на муз.инструменте заданный ритм, например простучи два раза громко, сделай паузу и четыре раза тихо.

- «Ну-ка, руки покажи»

Цель: определить у кого находится муз.инструмент.

Дети плотно стоят в кругу и за спиной передают муз.инструмент (погремушку, маракас, то что создает негромкое звучание), водящий в центре с закрытыми глазами, определяет у кого инструмент, открыв глаза обращается к игроку: «Ну-ка, руки покажи. Маракас у тебя - скажи?», если угадал, играет на муз.инструменте, если нет, то меняется водящий.

- «Самый ловкий оркестрант»

Всем раздаются инструменты, играют, кладут на пол, бегают по кругу, по окончании музыки берут инструмент, кому не хватило выбывают из игры (в центре дирижёр, который убирает инструмент)

Правила игры на детских музыкальных инструментах

Немаловажным фактом успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Давайте вспомним эти приемы, что бы вы смогли их пояснить самостоятельно маленькому музыканту, когда рядом нет музыкального руководителя.

Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.

Треугольник: возьмите левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди, палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).

Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.

Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.

Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.

Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.

Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку), разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).