Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: Профилактика правонарушений несовершеннолетних


Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... поздно учли...
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С.Давидович)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы - Программа «Эти трудные дети...» по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (далее Программа).

Цели программы:

  • Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  • Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  • Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся;
  • Содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности;
  • Развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов;
  • Устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

Задачи:

  • Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
  • Способствовать формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  • Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  • Привлечь в воспитательный процесс школы представителей
  • общественности;
  • Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность;
  • Проведение диагностического исследования учащихся с целью выявления внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей, уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции;
  • Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся;
  • Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки;
  • Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
  • Создание условий для вовлечения детей в общественно полезную деятельность, воспитание навыков неконфликтного поведения и общения;
  • Воспитание культуры половых отношений.

Кадровое обеспечение:

  • Педагоги школы;
  • Социальный педагог;
  • Медицинский работник школы;
  • Психолог;
  • Педагог-организатор.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • развить способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью;
  • обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;
  • повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;
  • поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;
  • проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты в отношении родителей: Мы должны приобрести союзников и активных помощников, которые будут оказывать материальную помощь и поддержку в организации образовательного процесса, заботящихся о своём здоровье и здоровье своих детей и их учителей, психологически грамотных и умеющих оказывать помощь своим детям, инициативных и заинтересованных в образовании и воспитании.

Ожидаемые результаты в отношении учителей: Мы должны иметь физически и психически здоровую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию, чувствующую себя комфортно, способную к поиску новых форм и методов работы, умеющую строить свои отношения с окружающими людьми на основе чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества, способную оказывать помощь учащимся и их родителям, достойную нести высокое звание «Учитель».

Обоснование программы

В общественном сознании девиация всегда была злом. И законодательство в той или иной степени отражает эти общественные убеждения.

Эта проблема сегодня особенно остро стоит в РФ в связи с чрезвычайно высокими темпами изменений, которые происходят на всех уровнях российского общества.

Проблема предупреждения и преодоления асоциального поведения человека на различных возрастных этапах его формирования постоянно рассматривалась. Причем особое место занимали вопросы предупреждения и преодоления отклонений в поведении молодых людей и приведения его в соответствии с требованиями социальных систем и институтов.

Проблема эффективной профилактики в условиях переходного периода, в котором находится российское государство, является, безусловно, приоритетной, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что эффективнее и гуманнее вкладывать финансовые и человеческие ресурсы в профилактику и предупреждение правонарушений.

Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается серьезно изменившимися фактами отклоняющегося поведения подростков и молодежи, которые стали мобильными по объектам посягательства, по времени, характеру совершения правонарушений и преступлений.

Масштабы девиации растут по многим показателям:

  • по пьянству и алкоголизму (в стадии зависимости) - 15% - 20 %;
  • по наркомании (эпизодическое и регулярное употребление) - от 1/4 до 1/3 от 100%;
  • по сексуальным отклонениям - высокая потентность (анонимные вопросы дают цифру 10% - 15 % подростков признаются в гомосексуальном опыте);
  • по бродяжничеству (цифры варьируются от 3,5 до 5 млн. детей);
  • по противоправному поведению - преступное (уголовно наказуемое); административные проступки, гражданские правовые нарушения и т.д. не менее 50 подростков и молодежи.

Вот почему профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних - самая актуальная задача на сегодняшний день, но трудно разрешимая. Об этом и идет речь во второй статье Федерального р Закона «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений». «...Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - основные задачи и принципы деятельности в системе профилактики...».

Решение этих задач требует высокого профессионализма и специальных навыков, потому что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.

Школе принадлежит важнейшая роль в процессе социализации и предупреждения развития девиантного поведения личности по нескольким причинам:

  • в школе ребенок проводит значительную часть времени, интенсивно взаимодействует со взрослыми (учителя) и со сверстниками;
  • школа является основным официальным институтом воспитания, через который транслируются принятые в социуме правила, нормы, нравственные ценности и т.д.;
  • профессиональный коллектив школы (учителя, а также психологи и социальные педагоги) - это специалисты не только в области методики преподавания отдельных предметов, но и в области воспитания развития личности.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, и как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Таким образом, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения у подростков и молодежи необходимо рассматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс школы, семьи и общественных организаций.

Продуманный и скоординированный план работы с «трудными» школьниками определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. В предлагаемом нами в координационном плане работы с детьми «группы риска» представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом, общественными организациями и правоохранительными органами.

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • «эпидемия» разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию. Обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорник - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении либо совершающий правонарушения или антиобщественное действие.

Социально опасное положение несовершеннолетнего - семья, имеющая опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию.

Семья, находящаяся в соииально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не используют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.

Второй этап - анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т.д.

Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?

Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Ключевым специалистом «в первом круге помощи» выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключаются педагог-психолог и социальный педагог, курирующие конкретный класс или конкретного ребенка.

Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур: отдельных специалистов системы помощи и сопровождения, их объединений (службы, психолого-педагогические консилиумы и т.д.) в образовательном учреждении.

Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи.

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:

  • Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.
  • Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.
  • Педагог - психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
  • Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения.

Все эти основные направления могут быть реализованы через систему урочной и внеурочной деятельности:

  • Совершенствование классно-урочной системы, внедрение новых современных форм, методов, технологий.
  • Организация и проведение классных часов, мероприятий.
  • Проведение традиционных праздников и декад.
  • Организация познавательных игр, конкурсов, конференций, семинаров.
  • Проведение КТД, вечеров, концертов.
  • Система спортивно-оздоровительной работы.
  • Организация работы школьных кружков, секций, факультативов, предоставление различных образовательных услуг.
  • Выставка творческих работ.
  • Организация шефской работы.
  • Создание кабинетов: ЛФК, кабинета психологической разгрузки, мед. консультации.
  • Организация школьного самоуправления.
  • Осуществление мониторинга.
  • Проведение лекторий, собраний, тренингов.
  • Организация различных конкурсов между классами: «Класс года», «Самый здоровый класс» и т.д.
  • Обновление материально-технической базы в спортзале, кабинетах.

Ожидаемые результаты реализации программы в отношении учащихся:

  • Личность, успешно освоившую образовательные программы; целеустремлённую, коммуникабельную, профессионально сориентированную, имеющую чувство собственного достоинства;
  • Понимающую Россию и русского человека через духовное освоение русской культуры и воспринимающую себя как носителя ценностей этой культуры;
  • Способную проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры, способную жить по законам красоты;
  • Осознающую ответственность за свои действия, умеющую ориентироваться в современной общественной обстановке.

Мы должны приобрести союзников и активных помощников, которые будут оказывать материальную помощь и поддержку в организации образовательного процесса, заботящихся о своём здоровье и здоровье своих детей и их учителей, психологически грамотных и умеющих оказывать помощь своим детям, инициативных и заинтересованных в образовании и воспитании.

Ожидаемые результаты в отношении учителей: Мы должны иметь физически и психически здоровую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию, чувствующую себя комфортно, способную к поиску новых форм и методов работы, умеющую строить свои отношения с окружающими людьми на основе чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества, способную оказывать помощь учащимся и их родителям, достойную нести высокое звание «Учитель».

Основные направления деятельности и формы взаимодействия специалистов при реализации программы.

  1. Комплексные консультации специалистов для несовершеннолетних и родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики, как отдельных несовершеннолетних, так и группы в целом.
  2. Оздоровление психо-социальной среды развития воспитанника.
  3. Просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития несовершеннолетних, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ним взрослых.
  4. Предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, воспитания, оказывающих негативное влияние на психику несовершеннолетнего.
  5. Совместные мероприятия для несовершеннолетних и родителей.
  6. Посещение семей по месту жительства.
  7. Информирование несовершеннолетних и родителей о видах помощи, которую они могут получить в учреждении и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  8. Проведение психолого-педагогических бесед с несовершеннолетними и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в их поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции.
  9. Выявление причин девиантного поведения конкретного несовершеннолетнего.
  10. 10.Разработка и реализация индивидуальных социально-реабилитационных программ.
  11. Психолого-медико-педагогический консилиум.
    1. Психолого-медико-педагогический консилиум создан с целью установления взаимодействия между специалистами социальной службы для организации наиболее эффективной работы по реализации совместных программ.
    2. Заседания Консилиума организует и проводит председатель, который информирует участников Консилиума о дате, месте и времени его проведения за три дня до назначения.
    3. Председателем Консилиума является руководитель учреждения или его заместитель.
    4. Заседание Консилиума не проводится в отсутствие председателя.
    5. Ответственным за сбор участников Консилиума является руководитель структурного подразделения.
    6. Заседание Консилиума переносится в случае неявки хотя бы одного специалиста из числа заявленных, а также при невозможности принятия решения в силу отсутствия необходимой информации.
    7. На Консилиуме присутствуют: руководитель учреждения или его заместитель, руководитель структурного подразделения, медицинский работник, психолог, социальный педагог или специалист по социальной работе, непосредственно занимающийся проблемой обсуждаемого несовершеннолетнего или его семьи.
    8. На Консилиум могут быть приглашены специалисты других учреждений, имеющие опыт решения аналогичных проблем, члены профессиональных групп, которые располагают информацией и могут дать необходимые рекомендации, родители (законные представители) несовершеннолетнего для предоставления информации, представляющей интерес специалистов.
    9. Приглашать прочих специалистов, членов профессиональных групп, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего имеют право все участники Консилиума по предварительному согласованию с председателем.
    10. В ходе заседания Консилиума ведется протокол.
  12. Индивидуальная психолого-педагогическая программа
    1. Разработка и утверждение индивидуальной психолого-педагогической программы осуществляется на Консилиуме в течение недели дней после выявления или получения информации о неблагополучной семье.
    2. Программа планируется на срок от одного до шести месяцев, в зависимости от степени сложности жизненной ситуации несовершеннолетнего или семьи. Если срок программы не определен, то по умолчанию она утверждается на один месяц.
    3. Специалистами учреждения на Консилиум по вопросу разработки и утверждения Программы для несовершеннолетнего предоставляются следующие документы:
      1. выписной эпикриз (медицинский работник);
      2. акт осмотра врачом-педиатром учреждения (медицинский работник);
      3. психологическая характеристика на основе диагностических методик (психолог);
      4. педагогическая характеристика (классный руководитель);
      5. справка о текущей успеваемости (классный руководитель);
      6. акт осмотра материально-бытовых условий семьи (специалист по социальной работе или социальный педагог);
      7. социальная карта развития (социальный педагог);
      8. педагогическая карта наблюдений (социальный педагог или воспитатель);
      9. личные документы несовершеннолетнего (социальный педагог).

См. продолжение Программы