Педагог цифрового образования: новые задачи, новые функции, новые инструменты

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Актуальность и значимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.

В настоящее время можно выделить три основных ключевых источника ключевой дидактики:

  • Цифровое поколение;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровая экономика.

Цифровая дидактика - наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровая дидактика опирается на основные понятия и принципы традиционной дидактики, изменяя их применительно к условиям цифровой среды. При этом необходимо учитывать особенности трех составляющих цифрового общества:

  • цифровое поколение - новое поколение обучающихся;
  • цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам;
  • новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней.

Особенности цифрового поколения (восприятие, внимание, мышление, мотивация, поведенческие паттерны, образ жизни, мировоззрение) определяют психолого-педагогическую специфику целеполагания, принципов, подходов к формированию содержания, форм и методов цифровой дидактики. Помимо негативных сторон влияния цифровых технологий на процессы развития, социализации и воспитания «цифровых детей» (инфантилизм, мозаичность мышления, смешение реального и виртуального пространств, феномен «цифровой беспризорности» и др.), важно понимать и превосходящие характеристики цифрового поколения (способность параллельно обрабатывать различные потоки информации, скорость нахождения и анализа информации и принятие решений, быстрая адаптация к новой информации в рамках неформального обучения, способность к самообучению).

В настоящее время процесс цифровизации проик практически во все сферы жизни человека, в том числе и в образовательные технологии и практики, а это значит, что сегодняшний день нам диктует подготовку системы профессионального образования и обучения, обладающих принципиально новыми компетенциями - цифровыми и универсальными (soft skills), обеспечивающих готовность к эффективной деятельности в цифровом мире. Soft skills («мягкие» навыки) - комплекс надпрофессиональных навыков, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными, так как позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, мыслить вне шаблонов для успешного решения задач. С этой целью проходят различные чемпионаты, способствующие студенту уже с первого курса наращивать универсальные компетенции. Например, Чемпионат по триатлону лидерских компетенций «Soft Skills 2035» задачами которого является создание возможностей для личностного роста и профессионального самоопределения студентов, формирование у участников таких надпрофессиональных компетенций как, критическое мышление, креативность, коллаборация, коммуникативность, лидерство, определение участниками своих профессиональных траекторий в мире технологических трендов и профессий будущего через прохождение обучения и получение обратной связи от экспертов.

«Фокусом» образовательного процесса в условиях цифровизации становятся формы и методы обучения. Центральный вопрос цифровой дидактики - «Как учить?». Педагогические технологии, формы и методы обучения становятся важными элементами учебного содержания. Рассказывать студентам о компетенциях бессмысленно: нужно показывать, как они проявляются в деятельности.

В соответствии с этим современный педагог должен отходить от классической, уже устаревшей модели образования и идти в ногу со временем кардинально изменяя методы и формы обучения. Так, основными средствами цифровой дидактики образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей становятся:

  • персонализованный образовательный процесс;
  • цифровые педагогические технологии;
  • метацифровые образовательные комплексы.

Персонализованный образовательный процесс. Смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности. Это может быть достигнуто, прежде всего, за счёт индивидуализации обучения - трансформации единого и общего для всех образовательного процесса в совокупность индивидуальных образовательных маршрутов, выстроенных с учётом, с одной стороны, персональных образовательных потребностей и запросов обучающихся, с другой - их индивидуальных психолого-педагогических и медицинских (для обучающихся с ОВЗ) особенностей. Персонализация обучения достигается путём:

  • построения индивидуальных образовательных маршрутов;
  • использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети;
  • использования адаптивных технологий обучения;
  • создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.

Процессы цифровизации и формирования глобальной информационной среды породили новые способы «упаковки» образовательно значимой информации, более компактные и удобные для использования. Эти способы представителями цифрового поколения усваиваются уже на ранних этапах детства, вследствие чего меняется и сам стиль мышления обучающихся. Он перестает быть нарративным (основанным на повествовании, подробном словесном объяснении нового материала, самостоятельном изучении объемных текстов) и становится инфографическим.

В цифровом образовательном процессе образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:

  • во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • во-вторых, педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • в-третьих, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых компетенций, знаний, умений и навыков.

Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового профессионального образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой.

Таким образом базовым минимумом педагогических технологий, необходимым для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения является

  • технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
  • технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning);
  • технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

Центральными функциями педагога в условиях цифровизации становятся:

  • проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;
  • проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;
  • организация индивидуальной и групповой (в т.ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;
  • проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т.ч. сетевой;
  • организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;
  • формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;
  • управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;
  • интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения - виртуального и реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном мире;
  • постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т.п.).

В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра, порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.

В качестве современных подходов к обучению в рамках цифровой дидактики можно рассмотреть следующие приемы:

  • Интерактивный плакат
  • Интерактивная таблица
  • Интерактивная опорная схема
  • Интерактивный опорный конспект
  • Многоуровневые дидактические игры
  • Интерактивная инфографика
  • Интераткивная лента

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

Рисунок 1 - Схема интерактивного плаката

Рисунок 2 - Пример готового интерактивного плакта

Рисунок 2 - Пример готового интерактивного плакта

Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.

Интерактивная таблица - несколько многоуровневых информативных блоков, объединенных тематически, размещенных друг за другом на одном слайде.

Интерактивная опорная схема

Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, их свойств, правил, теорем и т.п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом. При изучении темы ученик на уроке и дома (используя возможности передачи информации по глобальной сети) видит перед собой интерактивные опорные плакаты и схемы; не раз, готовясь к письменному ответу, выполняя домашнее задание или сдавая теоретический зачет, он самостоятельно выполняет ту или иную часть такой схемы.

Многоуровневые дидактические игры

Дидактические игры требуют трудоемкой подготовки; по времени она не всегда укладывается в урок, порою плохо сочетается с программным материалом и т.д. Многие игры можно применять только для обобщения или повторения пройденного материала. А другие этапы урока, как-то: изучение нового материала, закрепление, организационные моменты, да и проверка домашнего задания, - зачастую остаются без игровой деятельности.

Организация игр - это не всегда простое занятие. Первые же попытки организовать игру обнаруживают много проблем:

  1. Дисциплина. Азарт игры может превратить урок в беспорядочное шумное мероприятие. Однако, если требовать от ребят железного порядка и тишины (особенно на 1-м курсе) - это значит сделать игру неестественной, безликой. Может потеряться самое главное - атмосфера игры.
  2. Серьезное отношение к предмету. Преподаватель не должен забывать, что ребятам нужно дать знания, и эти же знания должны быть получены.
  3. Оценка в игре - это еще одна проблема. Если ставить оценки, то необходимо сразу определить критерии (за артистизм, за знания, за активность и т.п.)

Если преподаватель раньше не пробовал играть на уроке, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока, так как игра очень возбуждает студентов, и им сложно перестроиться на другие виды деятельности. Когда игра кончается, то студенты какое-то время еще живут ею.

Если преподаватель после этого будет объяснять новый материал, то может отсутствовать внимание. Потом, в процессе накопления опыта, он сможет организовать игру на разных структурных этапах урока.

Для преподавателя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью должна быть радость достижения успеха студента. И если преподаватель не видит этого в глазах студентов, то лучше временно отказаться от этого метода обучения, потому, что бесцветная игра по принуждению превращается в «бомбу замедленного действия» и не только не принесет никакого результата, а будет иметь отрицательные последствия.

Если у преподавателя напряженные отношения со студентами, построенные на недоверии, строгом учете и контроле, игра, возможно, не будет являться эффективным методом.

Трудно также придется и преподавателю, у которого проблемы с дисциплиной на занятиях, так как зачастую плохая дисциплина - следствие недостаточной организованности в учебной работе.

Важно отметить, что игра - это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Чтобы сделать дидактическую игру разносторонней можно интегрировать одни сервисы в другие, например, вставить ссылку на интерактивную карту в QR-код или красочные видеоролики в «ленту времени».

Пример сервиса для создания дидактических игр: https://rosuchebnik.ru/material/sozdaem-didakticheskie-igry-sami-luchshie-servisy-v-pomoshch-uchitelyu/

Инфографикойназывают графический способ подачи информации, данных и знаний. Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. В условиях информационной перенасыщенности появилась потребность максимально лаконичного и быстрого изложения большого массива данных. Этому способствует также формирующаяся «экранная» культура современного человека. Наглядность воспринимается им легче и лучше, чем печатный текст.

Инфографика, в отличие от нарратива, позволяет использовать более сложную логику (нелинейную, многомерную, сетевую). Она лучше отражает суть междисциплинарного, интегрированного подхода в обучении. Компактность и относительная автономность инфографических форм подачи материала (схема, слайд и т.д.) в отличие от нарративных (текстовых) форм более соответствуют модульному, «молекулярному» формату современных компетенций, которые различным образом комбинируются в разных профессиях.

Рисунок 3 - Пример инфографики

Пример интерактивной ленты представлен по ссылке https://time.graphics/ru/line/240152.

Приведенные выше и другие активные методы обучения могут быть использованы:

1.Для анонсирования темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса)

2. Как сопровождение объяснения учителя

Можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.

Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. При изучении темы «Алгоритмизация и программирование», кроме описания работы различных операторов, должны приводиться конкретные примеры составления целых программ или их фрагментов.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Цифровизация образования в современном обществе неизбежна. Интерактивные приемы цифровой дидактики способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Безусловно, такой переход к новым методам и форме обучения требует от педагога больших временных затрат. Особенно это касается преподавателей привыкших работать «по старинке». Но новое время требует новых решений. От современного педагога требуется гибкость, мобильность, умение быстро адаптироваться к смене обстоятельств, постоянное повышение квалификации, новаторство, понимание технологий.

Список литературы

  1. Иванько А.Ф. Новые образовательные технологии / А.Ф.Иванько, М.А.Иванько, С.С.Воронцова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 364-368. - URL: https://moluch.ru/archive/183/46993/ (дата обращения: 12.01.2023).
  2. http://didaktor.ru/category/v-pomosh-uchitelyu/matematika/
  3. https://rosuchebnik.ru/material/sozdaem-didakticheskie-igry-sami-luchshie-servisy-v-pomoshch-uchitelyu/
  4. https://www.sites.google.com/site/masterklassy/metodika-i-didaktika-multimedijnyh-urokov
  5. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. - С.1.
  6. Блинов В.И. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (Ключевые тезисы) / В.И.Блинов Е.Ю.Есенина, И.С.Сергеев // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 3. - С. 3.